Эррера, Кармен
- 1 year ago
- 0
- 0
Кáрмен Мерсéдес Макрéй ( англ. Carmen Mercedes McRae ; 8 апреля 1920 , Гарлем , Нью-Йорк — 10 ноября 1994 , Беверли-Хиллз , Калифорния ) — американская джазовая вокалистка и пианистка.
Кармен Мерседес Макрей, американская джазовая вокалистка, пианистка и актриса, родилась 8-го апреля 1922-го года в Гарлеме , Нью-Йорк . Отец будущей звезды бибопа и cool-jazz’a был с Коста-Рики , а мать с Ямайки . С детства Кармен слушала музыку великих джазменов, таких как Луи Армстронг и Дюк Эллингтон , а в когда ей исполнилось восемь, родители смогли позволить себе покупку пианино и уроки для маленькой Кармен. Культурная атмосфера Гарлема, наполненная блюзом, так же оставила свой след в её творчестве, но, по собственному признанию Кармен, у неё не было специфического блюзового таланта.
В конце тридцатых она получила работу пианистки в известном гарлемском клубе Minton’s Playhouse, и даже важнее непосредственно работы и выступлений, для неё была возможность познакомиться с множеством джаз музыкантов, стать частью музыкального мира. Именно здесь она встретила сонграйтера Ирен Уилсон, которая не только вдохновила Кармен на написание своих собственных песен, но и познакомила её с Билли Холидей. По признанию многих критиков и самой Кармен, именно Холидей оказала на неё наибольшее влияние. Одна из первых песен Кармен Макрей «Dream of Life», была записана Холидей в 39-м.
Однако серьезных предложений она долгое время не получала, работая бэк-вокалисткой и секретарем в клубе. Лишь в 44-м Кармен стала вокалисткой оркестра Бенни Картера, а первые записи сделала в качестве пианистки бэнда Мерсера Эллингтона в 46-47-м годах.
Там же в Minton’s Playhouse она встретила своего первого мужа, известного барабанщика Кенни Кларка, одного из пионеров бибопа. Брак продлился всего три года и главное, что Кармен из него вынесла, это технику нового стиля, став одной из немногих бибоп вокалисток того времени.
Но хотя погружение в музыкальный мир для Кармен произошло в Нью-Йорке, настоящей школой жизни или даже выживания, для неё стали четыре года проведенные в Чикаго , куда она переехала в 48-м с комиком и певцом Джорджем Кирби. Вскоре после переезда их отношения испортились и, что бы найти денег на жизнь, она четыре года непрерывно пела и играла на фортепиано в различных барах и ресторанах города. В интервью журналу Down Beat Кармен рассказала, что все началось с предложения от подруги петь в кафе за бесплатный обед.
В начале 50-х она все же вернулась в Нью-Йорк, где опять выступала в Minton’s Playhouse, как с небольшими бэндами, так и аккомпанируя себе на фортепиано. Однако внимание звукозаписывающей компании она привлекла после концерта в Бруклине, на котором присутствовал музыкальный продюсер Милт Габлер из компании Decca . В следующие 5 лет на этом лейбле вышло 12 альбомов Кармен.
Однако первый сольный лонг-плей вышел на лейбле Bethlehem в 54-м. По рассказу самой Кармен, владелец нового лейбла искал неизвестную молодую певицу, что бы было с чего начать. На каждой стороне вышедшей вскоре пластинки было по 4 песни, записанных с квартетами Мэта Метьюса на первой и Тони Скота на второй. Журнал Metronome назвал Кармен «Вокалисткой года», а Down Beat «Самой многообещающей молодой вокалисткой», хотя в 54-м в этих номинациях хватало претендентов.
Серия альбомов, записанных в 50-х, показали разносторонность таланта Кармен. Стиль её пластинок варьировался между cool-jazz и би-бопом, а набор аккомпаниаторов от скромных трио, зачастую с ней самой на фортепиано, к примеру, на альбоме «By Special Request», до биг-бендов и целых оркестров, как на пластинках «Something to Swing About» и «Book of Ballads». Эти записи сделали её признанной звездой вокального джаза и послужили фундаментом в блестящей 40-летней карьере.
В конце 50-х МакРей отметилась парой совместных альбомов с Сэмми Дэвисом младшим. Первый, «Boy Meets Girl», состоял из классических дуэтов, таких как «You’re the Top» и «Cheek to Cheek», а исполнение отличалось тонким балансом между зрелым шармом Кармен и игривой напыщенностью Сэмми.
Тогда же она впервые выступила на знаменитых джазовых фестивалях в Ньюпорте и Монтерее, на одной сцене с Эллой Фитцджеральд и Билли Холидей. Будучи близкой подругой Холидей, Кармен тяжело пережила её смерть в 59-м, но записанный вскоре альбом песен Холлидей, стал, по мнению многих лучшей её работой в 60-х.
Следующим этапом её творчества было сотрудничество с пианистом Дэйвом Брубеком . С его квартетом Кармен записала несколько альбомов и много выступала. Самым запоминающимся номером стала « Take Five », написанная Полом Десмондом из квартета Брубека, и впервые представленная с текстом именно в исполнении Кармен. Кроме того Макрей участвовала в джаз-мьюзикле Брубека «The Real Ambassadors», где ей выдался случай поработать с кумиром её детства Луи Армстронгом.
Небольшая любительница гастролей, Кармен концертировала постоянно начиная с 60-х. Она объехала всю Северную Америку, побывала с концертами в Европе и Японии. Будучи в Лондоне даже записала альбом «November Girl» с оркестром Кенни Кларка.
Вообще её открытость к совместной работе с коллегами музыкантами была заметной даже по меркам джаза: альбом латин-джаза «Heat wave» с Колом Чейдером, дуэт с пианистом Джорджем Шерингом и совместный концертный альбом с вокалисткой Бетти Картер , это только самые примечательные работы поздней Кармен.
Но все же лучшими её записями в 80-е стали трибьюты Саре Вон и Телониусу Монку . Альбом песен Монка стал настоящим украшением последних лет её карьеры.
Кармен всю жизнь была заядлой курильщицей, есть даже мнение, что из-за курения её голос значительно поменялся к концу жизни в сравнении с ранними записями. Курение, однако, не могло не сказаться на её здоровье. В мае 91-го после очередного концерта в клубе Blue Note у неё возникли проблемы с дыханием, и, после этого случая, она прекратила выступления и уже не появлялась на публике. В октябре 94-го у неё случился инсульт, от которого она так и не оправилась.
Хотя Кармен Макрей никогда не достигала таких высот популярности как Элла Фитцджеральд, Сара Вон или Билли Холидей, её всегда называли в их числе, вспоминая величайших джазовых вокалисток. Её любовь к импровизации и, отмеченное многими знакомыми, вдумчивое отношение к текстам даже старых классических песен, и, собственно её незабываемый голос, сделали её записи настоящей классикой женского вокала.
Награда | Год | Категория | Работа | Результат | Ист. |
---|---|---|---|---|---|
Грэмми | 1971 | Лучшее сольное джазовое исполнение | Carmen McRae | Номинация | |
1977 | Лучшее джазовое вокальное исполнение | At the Great American Music Hall | Номинация | ||
1984 | Лучший джазовый вокал | You’re Lookin’ at Me | Номинация | ||
1987 | Лучшее джазовое вокальное исполнение среди женщин | Any Old Time | Номинация | ||
1988 | Лучшее джазовое вокальное исполнение дуэтом или группой | The Carmen McRae — Betty Carter Duets | Номинация | ||
1988 | Лучшее джазовое вокальное исполнение среди женщин | Fine and Mellow: Live at Birdland West | Номинация | ||
1990 | Carmen Sings Monk | Номинация | |||
For Soul & Blues Awards | 1973 | Лучшая джазовая вокалистка | Номинация | ||
Russian River Jazz Festival | 1984 | Jazznote Award | Победа | ||
NAACP Image Awards | 1993 | Hall of Fame Awards | Победа | ||
1999 | Лучший джазовый артист | Dream of Life | Номинация | ||
NEA Jazz Masters | 1994 | National Endowment for the Arts | Победа |