Хемскерк, Якоб ван
- 1 year ago
- 0
- 0
Мартен ван Хемскерк , настоящее имя Мартен Якобс ван Веен ( нидерл. Maarten van Heemskerck , Maerten Jacobsz van Veen}}; 1 июня 1498, Хемскерк — 1 октября 1574, Харлем ) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения . Портретист , мастер картин на библейские сюжеты и рисунков для гравюр. Большую часть своей жизни провёл в Харлеме. Один из главных представителей романизма в нидерландском искусстве, развивавшегося в русле североевропейского маньеризма . Удостоился прозвания «Голландского Рафаэля » .
Мартен ван Веен родился на западе Нидерландов, в городе Хемскерк , провинция Северная Голландия , в семье фермера Якоба Виллемса. Согласно его биографии, написанной Карелом ван Мандером , он начал своё художественное обучение в Харлеме у живописца , но отец отозвал его в Хемскерк для работы на семейной ферме. Однако, поссорившись с отцом, он снова уехал, на этот раз в Делфт , где учился у Яна Лукаса, а затем в 1527 году перебрался в Харлем, где стал учеником Янa ван Скорелa , которому успешно подражал до такой степени, что специалисты не всегда могут точно атрибутировать отдельные произведения обоих художников: приписать их Скорелу или Хемскерку .
Между 1532 и 1536 годами художник жил и работал в Италии . Он объехал всю северную и центральную Италию, остановившись в Риме , где вручил рекомендательные письма от ван Скорела к влиятельному голландскому кардиналу Уильяму Энкенвойрту. Он быстро овладел работой художника-декоратора, очевидно поэтому был выбран для сотрудничества с Антонио да Сангалло Младшим , Джованни-Баттистой Франко и Франческо де Росси (Иль Сальвиати) при ремонте ворот Сан-Себастьяно . Джорджо Вазари , который видел картины батального жанра, которые создавал в то время Хемскерк, отметил, что они «хорошо составлены и смело исполнены».
Находясь в Риме, Хемскерк испытал влияние мощного искусства Микеланджело Буонарроти . Он сделал также множество рисунков классической скульптуры и архитектуры, многие из которых сохранились в двух альбомах, которые теперь хранятся в Графическом кабинете в Берлине .
По возвращении в Нидерланды в 1536 году он снова поселился в Харлеме, где в 1540 году стал принцепсом (президентом) харлемской Гильдии Святого Луки . Дважды был женат (его первая жена и ребёнок умерли во время родов). Он получал заказы от церкви как на алтарные картины , так и на создание витражей и настенных шпалер . Мартен ван Хемскерк написал большие алтари для своего друга, мецената , а затем католического мученика протестантской Реформации Корнелиса Мюйса (также известного как Мусиус). Мюйс вернулся из Франции в Нидерланды в 1538 году и стал настоятелем монастыря Святой Агаты в Делфте. Эта работа принесла Хемскерку новые заказы на алтари в Новой Церкви (Nieuwe Kerk) в Делфте. В 1553 году он стал викарием церкви Святого Бавона , где прослужил 22 года (до протестантской реформации). В 1572 году он уехал из Харлема в Амстердам, чтобы избежать осады Харлема, которую устроили городу испанцы.
Мартен ван Хемскерк был одним из первых нидерландских художников, специально создававших рисунки для гравёров. В собственных гравюрах он сочетал приёмы «травлёного штриха» ( офорта ) и пунктира . Ван Хемскерк известен также серией рисунков для гравюр, на которых изображены восемь, а не семь «Чудес древнего мира», как обычно. Они были награвированы Филиппом Галле и опубликованы в 1572 году .
Многие работы ван Хемскерка сохранились: «Адам, Ева и Святой Лука, пишущий Деву Марию с Младенцем» в присутствии поэта, увенчанного листьями плюща, и попугая в клетке — алтарный образ в галерее Харлема, и «Ecce Homo» в Музее Изобразительное искусство в Генте — характерные произведения периода, предшествовавшего поездке ван Хемскерка в Италию. Алтарный образ, выполненный для церкви Св. Лаврентия в Алкмаре в 1539—1543 годах и состоящий как минимум из двенадцати больших панелей, включая портреты исторических лиц, сохранившихся в соборе Линчепинга в Швеции со времен Реформации, демонстрирует его стиль после его возвращения из Италии .
В 1550 году Хемскерк написал большой, ныне расчленённый триптих , остатки которого сегодня разделены между Музеем изящных искусств Страсбурга (Адам и Ева/Гидеон и руно) и Музеем Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме (Встреча Марии и Елизаветы). Еще в 1551 году он создал копию «Мадонны Лорето» Рафаэля (Музей Франса Халса). В 1552 году Хемскерк написал сцену бега быков внутри Римского Колизея (Дворец изящных искусств Лилля). Он был хорошо знаком с анатомией и любил витиеватую архитектуру. Два алтаря, которые он писал для церквей в Делфте в 1551 и 1559 годах, один законченный (Святой Лука, пишущий Мадонну), другой, в музее Харлема, а также Распятие, Бегство в Египет, сцены из жизни святого Бернарда и святого Бенедикта, характерны для его позднего стиля, сложившегося после посещения Италии. Особенно это заметно в образе святого Луки, пишущего Мадонну, который Хемскерк писал дважды в разное время для двух гильдий художников .
Мартен ван Хемскерк пользовался уважением при жизни и оказал влияние, в частности, на художников Харлема. Он известен (вместе со своим учителем Яном ван Скорелем) знакомством с итальянским искусством, что проявилось и в серии рисунков о чудесах света, которые впоследствии были распространены в виде гравюр.
В санкт-петербургском Эрмитаже хранится триптих «Голгофа» , в венской галерее — два «Триумфа Силена». Другие произведения находятся в галереях Роттердама , Мюнхена , Касселя, Брауншвейга, Карлсруэ, Майнца, Копенгагена, Страсбурга и Ренна.