Памятники по алфавиту
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́мятники Була́ту Окуджа́ве в Москве́ — два скульптурных монумента памяти поэта, установленных в разных уголках Москвы. Автором обеих скульптур является народный художник России Георгий Франгулян ; он же выполнил художественное оформление надгробного камня на могиле барда на Ваганьковском кладбище .
8 мая 2002 года в Москве открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Памятник создан скульптором Георгием Франгуляном совместно с архитекторами Игорем Поповым и Валентином Прошляковым. Конкурс на памятник проводило Министерство культуры Российской Федерации. Ещё 19 июня 1997 года , спустя неделю после кончины Окуджавы, президент страны издал указ об увековечении его памяти. Открытие памятника было приурочено сразу к двум датам в жизни Окуджавы — Дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны , и дню рождения: 9 мая 2002 года Булату Шалвовичу исполнилось бы 78 лет.
Создатели композиции поставили перед собой цель воссоздать «кусочек арбатского двора». Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.
На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали тогдашний мэр столицы Юрий Лужков , жена первого президента России Наина Ельцина , официальные лица и почитатели таланта артиста.
Критики относятся к памятнику в целом отрицательно: «довольно уродливый памятник Окуджаве», «мимо которого страшно проходить» ( С. Ямщиков ), «Памятник Окуджаве на Арбате — это… попса» (М. Э. Кравчинский) .
8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Творчеству талантливого ваятеля принадлежит и памятник Окуджаве, установленный на Арбате.
Высота памятника — 4 метра. Скульптор изобразил Окуджаву молодым, преисполненным радужных надежд, мечтаний и творческих исканий. Молодой поэт стремительно шагает навстречу будущему, словно поднимается вверх, вторя своим строкам «Давай, брат, отрешимся. Давай, брат, воспарим…». Под полами залихватски накинутого на плечи пиджака виднеется верная спутница и подруга — гитара. Символично и ландшафтное оформление холма-клумбы, на вершине которого установлен монумент. К его подножию ведут две дорожки, также «позаимствованные» из произведений писателя. Их прообразом стали строки «две дороги, та и эта, та прекрасна, но напрасна — эта, видимо, всерьёз».