Interested Article - Характерный актёр
- 2020-07-29
- 2
Хара́ктерный актёр и хара́ктерная актриса ( англ. character actor , фр. caractère от греч. χαρακτήρ «отпечаток, своеобразие» ) — актёр , исполняющий роли , отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым, внешним своеобразием , актёр с резко выраженным амплуа . Более лаконично суть термина определяет « Энциклопедия Британника », согласно которой, характерный актёр — это актёр, играющий яркие роли .
Из истории театра
В XVIII веке различали актёров, игравших характерные и полухарактерные ( demi-caractère ) роли в комедиях , мещанских драмах и мелодрамах (Трагедия требовала возвышенно-отвлеченной, внебытовой манеры игры). Развитие реалистических тенденций в европейском театре XIX века привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, общественным бытом. Актёры, стремясь к художественной правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исторической, бытовой характерности. Среди крупнейших русских характерных актёров конца XVIII — начала XIX веков следует выделить А. М. Крутицкого , С. Н. Сандунова, А. Е. Пономарёва , А. А. Померанцеву и других. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона (« Скупой рыцарь » А. С. Пушкина) , В. В. Самойлов — в роли короля Лира . Л. П. Никулина-Косицкая — в роли Катерины (« Гроза »). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в «характерной» роли Тихона («Гроза») и П. М. Садовский в роли Любима Торцова (« Бедность не порок ») и другие, выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагического звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал это амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в том числе — героя и любовника . В современном театре понятие характерный актёр применяется зачастую лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творческой индивидуальности актёра .
В кинематографе
Американскими кинокритиками зачастую отмечается, что характерные актёры всегда являются второстепенными персонажами. Профессор Айра Кёнигсберг так определяет характерного актёра в Полном кинематографическом словаре : «Характерный актёр — это артист, который специализируется на второстепенных ролях ярко выраженного и, зачастую, юмористического содержания». Как отмечает известный американский кинокритик , характерный актёр может играть какую угодно роль в фильме, за исключением главной. Диапазон подобных ролей для характерного актёра, согласно Томсону, начинается с ролей основных действующих лиц (при этом не являющихся решающими, ключевыми персонажами) и заканчивается ролями а-ля «появился в кадре и сразу пал замертво» (в американской кинокритике подобных персонажей принято называть « краснорубашечниками »).
Немецкий киновед противопоставляет характерного актёра актёру героических ролей , так как характерный актёр, по мнению Арнхайма, воплощает своего персонажа таким, какой он есть, в то время как актёр героических ролей воплощает персонажа таким, каким его хотелось бы видеть зрителям . Как отмечает американский комедийный актёр , характерный актёр — это нечто из разряда того, чему вас не научат в юридическом вузе .
Карьера характерного актёра
Театральный и кинокритик Майкл Андерегг отмечает существующую разницу между характерным актёром и кино- или теле звездой , которая заключается в том, что актёр воплощает ту или иную роль, в то время как звезда воплощает себя в той или иной роли .
Есть несколько причин, почему многие актёры выбирают характерные роли. Гораздо проще пройти кастинг на роль второго плана, нежели получить ведущую роль в фильме или сериале. В большинстве фильмов есть только от одного до трёх главных героев, а второплановых характерных обычно больше. Также важен типаж актёра, по которому он и получает роль: актёры Деннис Хоппер и Стив Бушеми достигли известности, играя массу ролей злодеев в кино, а Джейн Линч , Мелисса Маккарти , Лиза Кудроу и Клорис Личмен стали известны по ролям эксцентричных женщин.
Путь к ведущим ролям
Некоторые актёры, которые начинали с характерных ролей, достигли в конечном итоге славы по главным ролям. К ним можно отнести Кэти Бэйтс , которая сыграла свою первую главную роль в 1990 году в фильме « Мизери » и после этого получила ещё пару главных ролей, а также вернулась в статус актрисы эпизода. Вупи Голдберг , Фрэн Дрешер , Анджела Лэнсбери , Хит Леджер , Фелисити Хаффман , Дэвид Кэррадайн , Шон Коннери , Лесли-Энн Даун , Кристофер Ллойд , Уильям Х. Мэйси , Мерил Стрип , Дональд Сазерленд , Джоди Фостер , Дана Дилейни , Мэгги Смит , Тим Рот , Лоренс Оливье также в разные годы после характерных ролей добивались успеха, играя ведущие роли.
См. также
- Повторяющаяся роль
- Актёрское искусство
- Система Станиславского
- Приглашенная звезда
- Камео
- Сэйю
- Травести
Примечания
- ↑ Характерный актёр // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — М. : Гос. науч. изд-во « Сов. энциклопедия », 1967. — Т. 5. — С. 579.
- Литосова М. К. Профессиональная речь актера и режиссёра: терминологические и нетерминологические словосочетания : учебное пособие для студентов театральных вузов. — М. : Гос. ин-т театрального искусства , 1989. — С. 99. — 208 с.
- Романовский И. И. Характерный актёр // Масс медиа: словарь терминов и понятий. — М. : Союз журналистов России , 2004. — С. 400. — 477 с. — ISBN 5-8982-3050-5 .
- Дубровская О. Н. Характерный актёр // . — М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. — С. 290. — 320 с. — 5 тыс. экз. — ISBN 5-94849-106-4 .
- . Character actor // The Encyclopaedia Britannica: a dictionary of arts, sciences, literature and general information (англ.) . — 11th edition. — N. Y. : Encyclopaedia Britannica , 1910. — Vol. V. — P. 856.
- Konigsberg, Ira. Character actor // . — 2nd Ed. — N. Y. : Penguin Reference, 1997. — 469 p. — ISBN 0-670-10009-9 .
- . In Praise of Character Actors // / Edited by Pamela Robertson Wojcik. — N. Y. : Routledge , 2004. — P. 205. — 240 p. — (In focus). — ISBN 0-415-31024-5 .
- Stein, Ben. (англ.) // New York : magazine. — N. Y. : New York Media, LLC, 1996. — 8 April ( vol. 29 , no. 14 ). — P. 44 . — ISSN .
- Anderegg, Michael. Cameos, Guest Stars and Real People // / Edited by , Ira Konigsberg. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 1996. — P. 155. — 338 p. — ISBN 0-472-06640-4 .
- 2020-07-29
- 2