Interested Article - Госпожа Вердюрен

Госпожа Вердюрен ( фр. Verdurin ) — один из центральных персонажей цикла романов Марселя Пруста « В поисках утраченного времени » (далее — «Поиски»).

Госпожа Вердюрен в «Поисках»

Сидони Вердюрен, жена художественного критика г-на Вердюрена, «женщина добродетельная, из почтенной буржуазной семьи, очень богатой, но совершенно безвестной, с которой она по собственному желанию постепенно порвала всякие отношения» . К финалу «Поисков», после смерти г-на Вердюрена, г-жа Вердюрен сначала станет герцогиней де Дюра , выйдя замуж за овдовевшего герцога де Дюра, а затем, после смерти герцога, получит титул принцессы Германтской, выйдя замуж за овдовевшего принца Жильбера Германтского .

До этого, на протяжении нескольких десятилетий (приблизительно с конца 1870-х), г-жа Вердюрен — претенциозная «покровительница» небольшого салона, «кланчика верных» . С первых лет в её кланчик входили доктор Котар и его жена Леонтина, маэстро «Биш» (художник Эльстир ), Одетта де Креси , профессор Бришо, позднее — княгиня Щербатова, скульптор Ский. В разные периоды салон г-жи Вердюрен активно посещали Шарль Сван , барон де Шарлю и Рассказчик . «Любой „новобранец“, которого Вердюренам не удавалось убедить, что на вечерах у тех, кто не вхож к Вердюренам, можно умереть от скуки, немедленно исключался из их общества» . Робер де Сен-Лу в разговоре с Рассказчиком характеризует кланчик г-жи Вердюрен: «Это особая каста… свой монастырь со своим уставом. Ведь ты же не станешь отрицать, что это малюсенькая секта; они ходят на задних лапках перед теми, кто принадлежит к их кругу, и обдают холодом презрения тех, кто к нему не принадлежит. По отношению к ним гамлетовский вопрос надо ставить иначе: не „быть или не быть“, а быть с ними или не быть с ними» . Но г-жа Вердюрен сочетала кастовость с артистическим кредо своего салона: «во время каждого политического кризиса, при смене художественных увлечений г-жа Вердюрен, подобно птице, вьющей гнездо, потихоньку тащила к себе веточку за веточкой, которые в настоящее время были ей не нужны, но из которых впоследствии образуется её салон. Дело Дрейфуса прошло, у неё остался Анатоль Франс . Привлекательность г-жи Вердюрен заключалась в искренней любви к искусству… как только вкус публики изменил доступному, французскому искусству Бергота и публика увлеклась главным образом экзотической музыкой, г-жа Вердюрен… вместе с обворожительной княгиней Юрбелетьевой, преобразилась в старую фею Карабос, но только всемогущую, при русских танцовщиках» . Однако лишь во время мировой войны , на волне патриотизма и шовинизма , салон г-жи Вердюрен, ранее презираемый высшей аристократией, выдвигается в число самых модных салонов Парижа .

В день завершения сюжета «Поисков» недавно вернувшийся в Париж после длительного отсутствия Рассказчик (это происходит в 1919 или 1920 году) на приёме у принца Германтского видит его новую жену, бывшую г-жу Вердюрен, весьма постаревшей: «пряди принцессы Германтской, которые, будучи пепельными и блестящими, казались серебристым шёлковым покрывалом вокруг выпуклого лба, став седыми, приобрели тусклую матовость пакли и казались из-за этого серыми, словно грязный снег, утративший былой блеск» . Но повадки г-жи Вердюрен менялись медленнее, чем её внешность: «Было слышно, как принцесса Германтская повторяла восторженным и каким-то лязгающим голосом, который у неё появился вместе со вставной челюстью: „Да-да, и не спорьте, мы будем самым настоящим братством, крепким кланом! Как я люблю эту молодёжь, такая умная, такая активная, ах! вы такие мужиканты!“ И она вставляла монокль в свой круглый глаз, восхищаясь и в то же время чуточку извиняясь за то, что не в состоянии подолгу поддерживать это веселье, но до самого своего конца она решила, что называется, „участвовать“, быть членом „братства“» .

Прототипы

Мадлен Лемер. 1891. Фото Надара
Мадам Арман де Кайаве
  • Мадам , урожденная Леонтина-Шарлотта Липман (1844—1910) .
  • Мадлен Лемер , художница-акварелистка, хозяйка артистического салона на улице Монсо, где «Пруст познакомился с принцессой Матильдой и впервые заметил графиню Грефюль и госпожу де Шевинье… близко сошелся с музыкантом Рейнальдо Аном … повстречал графа Робера де Монтескью »; её акварели иллюстрировали его первую книгу «Забавы и дни» .
  • Лидия Обернон, урождённая Лемерсье де Нервиль (1825—1899), хозяйка престижного артистического салона, который аристократы из Сен-Жерменского предместья не посещали; Пруст был вхож туда с 1892 года .
  • Г-жа Дербон (Дербан), Пруст упоминает её как один из прототипов г-жи Вердюрен в одной из рабочих тетрадей .

В экранизациях

См. также

Примечания

  1. , с. 277.
  2. , с. 247.
  3. В переводе А. Н. Смирновой: де Дюрас.
  4. , с. 192.
  5. , с. 277.
  6. , с. 502.
  7. , с. 278—279.
  8. , с. 33—36.
  9. , с. 263.
  10. , с. 308.
  11. , с. 12.
  12. , с. 56,57,80,357,361.
  13. , с. 368.
  14. , с. 353.

Источники

  • I — Пруст М. По направлению к Свану / пер. с фр. Н. М. Любимова . — С-Пб.: Амфора, 1999. — 540 с.
  • II — Пруст М. Под сенью девушек в цвету / пер. с фр. Н. М. Любимова. — С-Пб.: Амфора, 1999. — 607 с.
  • III — Пруст М. У Германтов / пер. с фр. Н. М. Любимова. — С-Пб.: Амфора, 1999. — 665 с.
  • IV — Пруст М. Содом и Гоморра / пер. с фр. Н. М. Любимова. — С-Пб.: Амфора, 1999. — 671 с.
  • V — Пруст М. Пленница / пер. с фр. Н. М. Любимова. — С-Пб.: Амфора, 1999. — 527 с.
  • VI — Пруст М. Беглянка / пер. с фр. Н. М. Любимова (прилож. Л. М. Цывьяна ). — С-Пб.: Амфора, 2000. — 391 с.
  • VII — Пруст М. Обретённое время / пер. с фр. А. Н. Смирновой. — С-Пб.: Амфора, 2001. — 382 с.

Литература

  • Михайлов А.Д. Литературная судьба Марселя Пруста // В сторону Пруста… (Моне, Дебюсси и другие). — М. : Художник и книга, 2001. — С. 5—16. — 56 с.
  • Моруа Андре . В поисках Марселя Пруста / пер. с фр. Д. Ефимова. — С-Пб.: Лимбус Пресс, 2000. — 382 с.
  • Daudet Ch. Madame Verdurin // . — Paris: Gallimard, 1927. — P. 167—171.
  • Erman M. Verdurin (Mme) // Bottins proustiens. Personnages et lieux dans «À la recherche du temps perdu». — Paris: Gallimard, 2016. — P. 115—117.

Ссылки

Источник —

Same as Госпожа Вердюрен