Interested Article - Иоанно-Предтеченский скит (Вербка)
- 2021-09-06
- 1
Скит Рождества Иоанна Предтечи ( укр. Скит Різдва Іоанна Предтечі ) — мужской скит Владимир-Волынской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата) , расположенный в селе Вербка Ковельского района Волынской области , основанный 24 мая 2002 года на месте Вербского Свято-Троицкого монастыря , существовавшего в XV веке .
История
Свято-Троицкий монастырь и Троицкая церковь
В древности в селе Вербка существовал Свято-Троицкий монастырь, который впервые упоминается под 1543 годом в акте обмена земель между польской королевой Боной Сфорца и князем Василием Михайловичем Сангушко-Ковельским, уступившим последней, в частности, замок в городе Ковель и принадлежащие замку имения, а также селе Вербка, монастырь Св. Троицы и 7 «монастырских» селений: Гушин , Бахово , Лагодлево, Воля , Озерница , Облапы , Городище .
В 1567 король Сигизмунд II Август передал земли, где в том числе находился и Тройкий монастырь, князю Андрею Курбскому , который бежал из России и поступил в 1564 году на службу к польскому королю. Первый известный по имени настоятель Вербского монастыря игумен Александр был духовником Курбского. После игумена Александра здесь настоятельствовал Симеон, упоминаемый в документах под 1578 годом. Следующим игуменом стал Исаия, который в 1582 году покинул обитель. В 1581 и 1583 годах Курбский завещал похоронить себя в Ковельском монастыре Святой Троицы в Вербке, «в церкви, у ног отца моего духовного, священноинока Александра». Когда в 1583 году князь почил, его волю исполнили . Известно, что в монастыре были похоронены «друзья» А. М. Курбского, которые выехали с ним в Литву: Пётр Васильевич Вороневецкий и Кирилл Зубцовский .
Со временем обитель была обращена в приход. Не из письменных документов и не из народных преданий не удалось обнаружить, когда это произошло . В последний раз монастырь упоминался в завещании, которое 18 июня 1594 года составил луцкий городничий Кирилл Зубцовский, скончавшийся в 1601 года и похороненный в Вербке. Уже в 1606 году упоминается только приходская Троицкая церковь села Вербка. В 1699 году упоминается настоятель этого храма священник Феодор Савчин, преследуемый униатами и местным польским магнатом .
С 1702 по 1797 год храм был униатским . Согласно акту генеральной визитации от 20 февраля 1760 года, церковь во имя Святой троицы была деревянная, с одним куполом, покрытая гонтами , на ней три железных креста, также были входные деревянные двери на железных петлях. К церкви была пристроена колокольня с четырьмя колоколами. Церковная территория неогороженная, а лишь защищена рекой Турией . При церкви был дом с печью, украшенная зеленым кафелем, а также житница, сарай и два хлева. В самой церкви находилась древняя икона святителя Николая Мирликийского. Местные жители называли этот образ чудотворным и говорили, что он находится в храме около двухсот лет. Иными словами, икона появилась здесь во времена прибытия Курбского .
В 1797 году Троицкий приход в числе первых вернулся в Православие .
В 1818 году стараниями священника Иоанна Малевича храм был обновлен . В таком виде его в 1840-е годы застал профессор Николай Иванишев , собиравший данные о князе Курбском: церковь была деревянной, на каменном фундаменте, покрыта жестью , с середины и извне окрашена. Монастырских зданий, описанных в акте 1760 года, уже не существовало. Был выполнен рисунок церкви, а на основе обмеров составлен план. Эти источники дают представление об архитектурно-пространственной структуре церкви по состоянию на первую половину XIX века. План церкви крестообразный и вписывается в неправильный квадрат размерами 17,21×17,85 м, высота церкви составляет около 12 м
С целью локализовать точное местонахождение захоронения князя Курбского, в церкви, под наблюдением профессора Иванишева, была открыта деревянный пол, под которой было обнаружены захоронения: остатки нескольких деревянных гробов (количество не указывается, но описания известно, что не менее трёх). Кроме этого, в одном месте перед местным образом Спасителя, в нескольких шагах от иконостаса, был обнаружен кирпичный склеп, в центре которого верхняя часть была завалена. При расчистке завала были обнаружены остатки деревянной гроба и человеческие кости . Иванишев писал: «Вскрыв деревянный пол, я нашел в разных местах остатки согнивших деревянных гробов. Только в одном месте, перед местным образом Спасителя, в нескольких шагах от иконостаса, открыт склеп, сложенный из кирпича и обрушившийся в средине. Вынув обрушившиеся части свода, я увидел остатки согнившего деревянного гроба и тлеющие кости. Ни внутри, ни снаружи гробницы не было никакой надписи, из которой можно было бы узнать имя покойника» . Так как никаких надписей не было, М. Д. Иванишев на основе данных из завещания князя Курбского, гипотетически предложил следующее: отождествление исследованных погребений с известными историческими фигурами. Кирпичный склеп, по сравнению с другими захоронениями, может свидетельствовать об авторитете похороненного таким образом лица, был принят за захоронение князя А. М. Курбского. Обнаруженные между склепом и иконостасом остатки деревянной гроба, возможно, могли быть погребением настоятеля Вербского монастыря Александра. Что касается захоронения Кирилла Зубцовского, то он мог быть похоронен, по утверждению М. Д. Иванишева, в одном из деревянных гробов, близких к кирпичному склепу .
В 1886 году к церкви была пристроена деревянная колокольня. В это время приход церкви составлял три села. В конце XIX века храм был уже в аварийном состоянии, поэтому в 1900—1901 годы вместо обветшавших и разобранных деревянных Троицкой церкви и колокольни тщанием настоятеля священника Александра Балицкого был возведен более вместительный 5-купольный деревянный храм, ставший одним из крупнейших на Ковельщине . При этом над склепом кн. Курбского, оказавшимся в центре церкви, поставлено новое надгробие .
По воспоминаниям Александра Цинкаловского, относящимся к началу 1910-х годов: «Самым большим праздником в селе был „отпуст“ на святого Николая в церкви на острове. Сходились сюда крестьяне из самых дальних уголков Полесья, приезжали купцы с товарами из Ковле и других городов и городков, лирники, слепцы и мещане, представляя свои товары и народные одежды из самых дальних уголков Полесья: ткани, вышивки, бусы из кораллов, крестиков, картинок и монет, среди которых попадались старые польские и чешские серебряные деньги, а также время римские Денар и радобы из местного янтаря» .
В период пребывания Волыни в составе межвоенной Польши (1918—1939) польские историки подтвердили факт нахождения в храме могилы кн. Курбского. Тогда же храму был присвоен статус памятника истории и архитектуры .
В 1944 году во время Второй мировой войны при освобождении Ковеля деревянные стены церкви сгорели. Удалось спасти небольшую часть церковного убранства. Видимо, сгорела и местночтимая икона святителя Николая . Цокольная часть из кирпича и фундамент впоследствии были разобраны местными жителями, а образованные траншеи заплыли грунтом .
По непроверенным сведения, в конце 1950-х годов из Москвы на остров, без лишней огласки, прибыла группа из музея. У приезжих был плана местности, что позволило быстро определить место для раскопок, провести раскопки и поднять два белых металлических гроба, которые были погружены на грузовик и отправлены в неизвестном направлении. По предположению очевидцев, один из похороненных мог быть Курбский .
В 1998 году была зарегистрирована Свято-Серафимовская православная община города Ковеля . Они запланировали начать восстановление Троицкой церкви. В связи с этим, согласно требованию закона, в 1999 и 2001 годах сотрудник отдела охраны памятников истории и культуры Юрий Мазурик был проведён визуальные обследования земельного участка под застройку. Участок находился на острове среди заболоченной поймы реки Турьи (правого притока Припяти ), ближе к правому берегу. Остров находится в 1,1-1,2 км к северу от окраины города Ковеля и по 0,5-0,6 км к юго-востоку от окрестностей села Вербки. Остров был треугольной формы площадью около 1 га, самая высокая центральная часть высотой около 2 метров от уровня поймы. По свидетельствам местных старожилов, почти в центральной части острова находилась Троицкая церковь. Восточная часть территории бывшей церкви была сильно разрушена грабительскими раскопками .
Основание скита
В 2000—2001 годы по благословению епископа Владимир-Волынского и Ковельского Симеона (Шостацкого) началось восстановление древней обители. В 2001 года в селе Вербка был учрежден скит в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, подчиненный Милецкому монастырю. Пока в Вербке строился келейный корпус, небольшая монашеская община временно проживала при храме преподобного Серафима Саровского, построенного в 1999 году в предместье Ковеля (микрорайон Ковель-2). В Вербку перешла бо́льшая часть братии упраздненного Красковского Иоанно-Предтеченского скита Милецкого монастыря, действовавшего в 1997—2001 годы в лесу близ села Краска Ратновского района. По благословению епископа Симеона (Шостацкого) в Вербку перенесли бо́льшую часть имущества упраздненного скита .
24 мая 2002 года решением Священного Синода Украинской православной церкви и указом Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского Владимира (Сабодана) скит святого Иоанна Предтечи в селе Вербка получил статус самостоятельного монастыря, наместником был назначен архимандрит .
В 2002 году в Иоанно-Предтеческий скит из села Велицк Ковельского района перенесли деревянную церковь и установили на месте сожжённого в 1944 году Троицкого храма и освятили в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В келейном корпусе освящена домовая церковь во имя Всех Киево-Печерских святых. Серафимовский храм в Ковеле является подворьем обители .
Литература
- Годованюк О. М. Монастирі та храми Волинського краю.—К.: Техніка, 2004.—176 с.: іл.—(Нац. святині України).—Бібліогр.: с. 170—173. ISBN 966-575-072-0 .
- Теодорович Николай Иванович. Волынь в описании городов, местечек и сел в церковно-историческом, географическом, этнографическом, археологическом и других отношениях: историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Т.5. Ковельский уезд / репринт. изд. 1903 г. — Луцк, 2008. — 580 с. ISBN 978-966-517-3
- Ю. Мазурик // Нові дослідження пам’яток козацької доби в Україні: Зб. наук. ст. — 2013. — Вип. 22, ч. 1. — С. 202—208. — Бібліогр.: 36 назв. — укр.
Примечания
- ↑ В. Г. Пидгайко. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский ». — С. 35-37. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2 .
- ↑ . Дата обращения: 23 марта 2018. 23 марта 2018 года.
- ↑ Ю. Мазурик от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Нові дослідження пам’яток козацької доби в Україні: Зб. наук. ст. — 2013. — Вип. 22, ч. 1. — С. 202—208. — Бібліогр.: 36 назв. — укр.
- Вербка // Цинкаловський О. Стара Волинь і Волинське Полісся. Краєзнавчий словник — від найдавніших часів до 1914 року. — Вінніпег : Накладом Товариства «Волинь», 1984—1986., c. 167
- 2021-09-06
- 1