Interested Article - Вергелис, Олег Анатольевич
- 2020-12-31
- 2
Олег Анатольевич Вергелис ( укр. Олег Анатолійович Вергеліс ; 5 августа 1967 , Киев — 30 сентября 2022 ) — украинский театральный и кино- журналист , художественный обозреватель, писатель, публицист, редактор отдела культуры еженедельника « Зеркало недели », педагог. Заслуженный журналист Украины . Член Национальных союзов театральных деятелей и журналистов Украины.
Биография
Родился 5 августа 1967 года селе Малая Сквирка Белоцерковского района Киевской области .
После окончания университета, преподавал зарубежную литературу и драматургию на кафедре мировой литературы Национального педагогического университета им. Драгоманова у , видного учёного, специалиста по античности и Возрождению . Разрабатывал тему « Г. Ибсен и В. Винниченко : жанровая специфика новой драмы» .
Доцент кафедры журналистики Киевского института международных отношений (НАУ) .
С 2010 года был членом Национального комитета премии им. Тараса Шевченко .
С 2014 года — член экспертного совета по рассмотрению и определению культурно-художественных проектов «Взаимопонимание» и Общественного совета при Государственном агентстве Украины по вопросам кино .
С 2015-го — член экспертного совета Гостелерадио по формированию списка книжных изданий, предусмотренных к выпуску по программе «Украинская книга» .
В 2016 году вошел в состав обновленного Национального союза театральных деятелей Украины (НСТДУ), возглавив направление информационного обеспечения и связей с общественностью .
С 2018-го — член экспертной комиссии Министерства культуры Украины по вопросам присвоения статуса академического творческим коллективам Украины в сфере театрального искусства .
2018—2019 — эксперт I и II Всеукраинского театрального фестиваля-премии «GRA».
На протяжении ряда лет входил в состав экспертов театральной премии « Киевская пектораль », из которой ушел по причине перехода премии «от экспертов к администраторам» .
Хобби — коллекция открыток артистов советского и западного кинематографа 1930-1950-х годов .
Последние годы
В мае 2019 года пережил инсульт и сложную операцию . Друзья-актёры сыграли благотворительный спектакль «Два анекдота на ужин» по пьесам Антона Чехова (постановка Вячеслава Жылы), все собранные средства от которого были переданы на его реабилитацию .
При первой возможности продолжил активно печататься в украинской и зарубежной прессе. Тексты выходили до последних его дней. В частности, в марте 2022-го опубликовал обзор «Театр времен агрессии и ада» про ситуацию украинского театра первых месяцев вторжения России на Украину для польского журнала « Culture.pl » , в июле 2022 года опубликовал «субъективный взгляд на театральное будущее» под заголовком «Мы жили бедно, а потом нас обокрали…» на портале «Главком» .
Умер 30 сентября 2022 года . Прощание состоялось 3 октября в киевском театре им. Ивана Франко , похоронен — на родине, в селе Малая Сквирка 4 октября 2022 года .
Свои воспоминания про Олега Вергелиса опубликовали Дмитрий Дроздовский , Константин Рылев .
Журналистика
Первые публикации на театральные темы появились в конце 90-х , в период преподавательской работы в университете Драгоманова . Первым опубликованным текстом стала рецензия «Любовь не проходит» ( укр. «Любов не минає» ) на спектакль Романа Виктюка «Дама без камелий» с Адой Роговцевой в главной роли .
Далее активно печатается в украинской и зарубежной прессе, в частности как театральный обозреватель. Публикации на тему театра, кино и телевидения выходят в таких изданиях как « Бульвар Гордона », « Профиль », «Главред», «Культура и жизнь», «Независимая газета», журнал « Театр » и других. Выступал в СМИ на темы театра и кино . Общее число материалов на темы театра превысили отметку в тысячу единиц.
Работал редактором отдела культуры в газете « Киевские ведомости ». Рубрика «Культура» издания в 2002 году получает премию «Золотое перо» Национального союза театральных деятелей Украины в номинации «лучшая газетная рубрика, которая освещает тему „Культура“» .
С 2005 года заведовал отделом культуры в еженедельнике « Зеркало недели », сменив на этом посту .
В разные годы принимал участие в работе пресс-центров, в частности, руководил пиар-службой прощального тура Аллы Пугачевой .
Литературная деятельность
Тексты ряда статей, которые выходили в еженедельнике « Зеркало недели », со временем сформировались в материал, достаточный для полноценного отдельного издания. Так появилась первая книга Олега Вергелиса о героях украинского театра «Билет на вчерашний спектакль» . Жанр книги сам автор определил как «этюды в ностальгических тонах» .
Название «Билет на вчерашний спектакль» восходит к строке песни Аллы Пугачёвой «Я ждала вас так долго» ( Р. Паулс — И. Резник ). Книга содержит очерки о деятелях украинского театра середины ХХ века — Ларисе Кадочниковой , Сергее Данченко , Аде Роговцевой , Николае Гринько , Нонне Копержинской , Андрее Сове , Наталье Ужвий , Фаине Раневской (киевский период, где она играла в спектаклях Николая Кулиша ), Александре Корнейчуке и других. Первое издание вышло в издательстве «Континент-Прим» и было отмечено Международной литературной премией им. Юрия Долгорукого в 2010 году. Второе, дополненное издание вышло в 2012 году в Радуге, Laurus, после чего было и третье переиздание .
Вторая книга, «АнтиРаневская и другие явления роковых нулевых» , вышла в издательстве журнала « Радуга » в 2011 году. Название отсылает к книге Тамары Катаевой « Анти-Ахматова », «где образ великой поэтессы был подан сквозь темную призму предрассудков и желтых фактов. „Анти“ — это то, что часто и определяет нынешнее лицо культуры, её диагноз». Героями" книги в письмах стали публичные люди эпохи «роковых нулевых» — «поющий ректор» Поплавский , «незадачливая» Сердючка , «вездесущий» Шустер . С другой стороны в книге присутствуют «оппоненты» в виде Фаины Раневской , Киры Муратовой , Богдана Ступки , Андрея Жолдака , Людмилы Гурченко , Татьяны Дорониной … .
За «АнтиРаневскую» Олег Вергелис получил «Гоголевскую премию», которая вручается за самые заметные и яркие литературные произведения в Украине на русском языке .
Следующая книга, «Украинская драма. Эпизоды» , — это авторский взгляд на тенденции, явления, образы, которые определяют «температуру» нового сценического времени. Книга содержит три блока: театр Ступки ; режиссёрские поиски Эдуарда Митницкого , , Андрея Билоуса , Дмитрия Богомазова , Станислава Моисеева , Виталия Малахова , , Андрея Приходько; акторские свершения Анатолия Хостикоева , Натальи Сумской , Петра Панчука , Ирмы Витовской , Виталия Линецкого , Давида Бабаева , Валерии Заклунной . На XIII международном книжном фестивале «Искусство книги» «Украинская драма. Эпизоды» стала победителем в номинации «Серия» .
Под названием «Театр, где разбиваются сердца» вышла четвёртая книга Олега Вергелиса. Название отсылает к пьесе ирландского драматурга Бернарда Шоу « Дом, где разбиваются сердца ». Под обложкой с изображением примы украинского театру Марии Заньковецкой собраны 12 драматических сюжетов о выдающихся украинских актёрах XX столетия. Кроме Марии Заньковецкой героями книги стали Амвросий Бучма , Наталия Ужвий , Николай Яковченко , Нонна Копержинская , Ольга Кусенко , Степан Олексенко , Андрей Сова , Зинаида Дехтярёва , Богдан Ступка . Отдельные главы посвящены театрам имени Ивана Франко и театру имени Леси Украинки .
Книги «Украинская драма. Эпизоды» и «Театр, где разбиваются сердца» в 2018 году были отмечены престижной художественной премией «Киев» им. Амвросия Бучмы в области театрального искусства .
Последняя из опубликованых книг автора стала работа «Народная артистка» , вышедшая с подзаголовком «Олег Вергелис про Нонну Копержинськую», которую опубликовал в 2019 году журнал « Радуга ». Издание представляет собой книгу-путешествие в творческий мир народной артистки Украины Нонны Копержинской (1920—1999). Наряду с известными страницами жизни актрисы, автор открывает и те, которые оставались долгие годы в тени .
Театр и телевидение
На украинском телевидении сделал серию программ об украинском театре — автор и ведущий циклов «Игроки» и «Главная роль» (Национальный телеканал «Культура») .
Основатель проекта медийной театральной премии «Зеркало сцены» , которая определяет лучшие инновационные проекты и яркие открытия в области современного театра, которая с 2016 по 2019 годы выбирала тему исследования, и по результатам экспертного голосования определяла лучших в театральном сегменте. Так в 2018 году рассматривались лучшие работы молодых актёров в киевских спектаклях , в 2019-м — актёрская харизма .
В сезонах 2017—2018 годов — куратор театральной программы фестиваля искусств «Кропивницкий».
В 2018 году в качестве ведущего записал серию программ «#NeoСцена» , которая выходила в эфире общественного телеканала « UA:Культура ». Гостями стали: , Ярослава Кравченко, Тамара Трунова , Вячеслав Довженко , Александр Форманчук, Раду Поклитару , Наталья Сумская , Евгений Нищук , , Виталий Малахов , Ирма Витовская , Дмитрий Богомазов .
Принял приглашение ивано-франковского режиссёра принять участие в спектакле «Модильяни» во . Спектакль поставлен по мотивам одноимённого художественного фильма . Олег Вергелис в спектакле исполнил роль арт-критика , по сути — собственное камео . Премьера спектакля состоялась 27 апреля 2018 года .
Основал и вёл Telegram -канал «Театр Мало Букв» , которое позиционировал как «Что хочу, то и пишу. О театре и его фигурантах». Первое сообщение датировано 8 августа 2018 года, последнее — «Лето и дым», посвящённое народной артистке Украины — опубликовано 14 августа 2022 года .
С января 2020-го года руководил литературно-драматургическим отделом Ивано-Франковского национального академического драматического театра им. Ивана Франко .
Библиография
- Олег Вергелис. Билет на вчерашний спектакль (этюды в ностольгических тонах). — Континент-Прим, 2009.
- Олег Вергелис. АнтиРаневская и другие явления роковых нулевых (письма несогласного). — Журнал « Радуга », 2011. — 286 с. — ISBN 978-966-1642-63-7 .
- Олег Вергелис. Билет на вчерашний спектакль (этюды в ностольгических тонах). — Изд-во «Laurus»; Журнал « Радуга », Laurus, 2012. — 368 с. — ISBN 978-966-2449-19-8 . (2-е дополненное издание)
- Олег Вергелис. Украинская драма. Эпизоды. — Журнал « Радуга », 2016. — 476 с. — («Зрительный зал»). — ISBN 978-966-281-050-9 .
- Олег Вергелис. Театр, де розбиваються серця. — Журнал « Радуга », 2017. — 336 с. — ISBN 978-966-281-098-1 .
- Олег Вергеліс. Народна артистка (Олег Вергеліс про Нонну Копержинську ). — Киев: ООО «ЗНУА», Журнал « Радуга », 2019. — ISBN 978-966-281-150-6 .
- Олег Вергеліс. Рассказ «Стара актриса на роль мільярдерши» (ж-л « Радуга » № 5-6, 2020)
Награды и признание
- 2002 — Премия «Золотое перо» Национального союза театральных деятелей Украины в номинации «лучшая газетная рубрика, которая освещает тему „Культура“» — рубрика «Культура», газета « Киевские ведомости »
- 2009 — «Золотое перо» от Национального союза театральных деятелей Украины «за творческий вклад и благотворительность»
- 2010 — Лауреат Международной литературной премии им. Юрия Долгорукого за книгу этюдов о театральных актёрах «Билет на вчерашний спектакль»
- 2010 — Заслуженный журналист Украины
- 2011 — Лауреат Гоголевской литературной премии Национального союза писателей Украины за книгу «АнтиРаневская и другие явления роковых нулевых»
- 2017 — Книга «Украинская драма. Эпизоды» стала победителем в номинации «Серия» XIII международного книжного фестиваля-конкурса «Искусство книги»
- 2018 — Художественная премия «Киев» им. Амвросия Бучмы в области театрального искусства за книги «Украинская драма. Эпизоды» и «Театр, где разбиваются сердца»
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 11 октября 2022. 30 октября 2019 года.
- ↑ Ольга УСАЧЕВА. (укр.) . «Platfor.ma» (28 июля 2017). Дата обращения: 2 августа 2018. 11 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 22 мая 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 24 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 24 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 24 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 24 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 октября 2022. 16 сентября 2017 года.
- (укр.) . « ICTV » (19 августа 2019). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Сергей ВИННИЧЕНКО. (укр.) . Портал « » (29 августа 2019). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Олег ВЕРГЕЛИС. (укр.) . « Culture.pl » (18 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 20 марта 2022 года.
- Олег ВЕРГЕЛИС. (укр.) . Портал «Главком» (25 июля 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- (укр.) . «Детектор медіа» (30 сентября 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 8 октября 2022 года.
- (укр.) . « Завтрак с 1+1 » (3 октября 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Татьяна МАТЯШ. (укр.) . Портал «Левый берег» (30 сентября 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- (укр.) . «Суспільне» (3 октября 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ . (укр.) . Г-та «Україна молода» (5 октября 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Константин РЫЛЕВ. . Ж-л « Фокус » (30 сентября 2022). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Сергей ИГНАТЬЕВ. . «Думская» (8 июня 2018). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Александр МАРДАНЬ. . «Думская» (26 сентября 2016). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- ↑ (недоступная ссылка)
- Леся ИЛЬЕНКО. . « Зеркало недели » (16 октября 2009). Дата обращения: 2 августа 2018.
- Юлия ПЯТЕЦКАЯ. . « Бульвар Гордона » (30 апреля 2010). Дата обращения: 2 августа 2018. 2 ноября 2018 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 октября 2022. 4 марта 2011 года.
- Дуся КАТАСОНОВА. . «Телекритика» . Дата обращения: 2 августа 2018.
- ↑
- . «Известия в Украине» (20 марта 2011). Дата обращения: 2 августа 2018. 11 октября 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 октября 2022. 18 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 16 октября 2022 года.
- Анастасия БАГАЛИНА, Ирина СЛАВИНСКАЯ. (укр.) . «Громадське радіо» (3 апреля 2018). Дата обращения: 4 августа 2018.
- Ольга СУРОВСКАЯ. (укр.) . «Известия в Украине» (23 февраля 2018). Дата обращения: 4 августа 2018. 14 августа 2019 года.
- ↑ Сергей ИГНАТЬЕВ. . «Капиталъ» (24 мая 2018). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Наташа ВЛАЩЕНКО. (укр.) . « 112 Украина » (4 февраля 2015). Дата обращения: 2 августа 2018. 13 ноября 2016 года.
- (укр.) . « Зеркало недели » (26 марта 2018). Дата обращения: 23 июля 2018. 30 апреля 2019 года.
- (укр.) . « Дзеркало тижня » (27 марта 2019). Дата обращения: 27 марта 2019. 27 марта 2019 года.
- Инна ДОЛЖЕНКОВА. (укр.) . « Зеркало недели » (21 июля 2018). Дата обращения: 2 августа 2018. 24 июля 2018 года.
- Сергей ВИННИЧЕНКО. (укр.) . Портал « » (3 июня 2018). Дата обращения: 24 сентября 2020. 27 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 8 декабря 2022. 25 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 4 июля 2018 года.
- Ольга СУРОВСЬКА. (укр.) . «Репортер» (28 апреля 2018). Дата обращения: 4 августа 2018. 30 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 12 февраля 2019. 13 февраля 2019 года.
- . Дата обращения: 12 февраля 2019. 13 февраля 2019 года.
- Сергей ВИННИЧЕНКО. (укр.) . Портал « » (28 декабря 2020). Дата обращения: 11 октября 2022. 15 апреля 2021 года.
- (укр.) . detector.media (29 января 2020). Дата обращения: 7 декабря 2020.
- Людмила ВЕРБИЦКАЯ. . «Голос.UA» (24 марта 2018). Дата обращения: 2 августа 2018. 28 мая 2018 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 11 октября 2022. 8 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2022. Архивировано из 21 февраля 2019 года.
Ссылки
- Олег Вергелис. Мастер-класс на TKvideoteka: , ,
- , ГРАД (Новости Одессы)
- 2020-12-31
- 2