Семков, Семён Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Семён Гордеев (настоящие имя и фамилия — Самуил Моисеевич Гордеев-Гольдфайн , 12 июля 1902 , Макаров , Киевская губерния — 26 февраля 1990 , Киев ) — украинский советский русскоязычный поэт, переводчик и журналист.
Родился 12 июля 1902 г. в Макарове Киевской губернии. Потом переехал вместе с родителями на рабочую околицу Киева- Предмостную Слободку. «Предмостная» — потому что у Цепного моста . На его месте сейчас Мост Метро , а слободка — Гидропарк .
С 1917 будущий поэт работает в книжном магазине и одновременно учится в вечерней школе. Уже год, как умер отец, — только перебрались в город. Потом — служба в армии, в Одессе в качестве связиста. После службы — работа молотобойцем в кузнице, фрезеровщиком в механическом цехе на киевском заводе Арсенал (завод, Киев) . Был рабкоровцем, членом литобъединения «Вагранка», писал очерки и стихи в многотиражку, в киевские газеты и журналы. С 1930 г. работал в редакции газеты «Киевский пролетарий». Учился в Украинском институте книговедения. В одном из литературных кружков познакомился и влюбился с первого взгляда в молодую учительницу Ф. А. Стояновскую. В 1931 г. они поженились. Ф. А. Стояновская была музой, лучшим другом, первым читателем и доброжелательным критиком поэта в течение всей его жизни. После работы газетчиком был профессиональным литератором и в 1935 г. стал членом Союз писателей СССР. Жил с семьёй в киевском доме писателей Ролит .
12 июля 1941 г. Семён Гордеев (в этот день ему исполнилось 39 лет) с группой писателей добровольно пошёл на войну. Его отправили на Южный фронт в армейскую газету. Военный корреспондент майор Гордеев прошёл с войсками Украину, Кубань, Северный Кавказ, опять Украину, Польшу и окончил войну в Чехословакии. Поэт Леонид Вышеславский писал: «Когда я вспоминаю грозные годы Великой Отечественной войны, я вижу моего фронтового друга Семёна Гордеева рядом с собой на попутных машинах, в блиндажах на переднем крае, где на наши записные книжки сыпался песок с бревенчатых накатов, содрогающихся от взрывов. Вижу Семёна Гордеева в армейской шинели на завьюженных дорогах Донбасса, где ветер свистит с такой силой, что заглушает свист пролетающей над головой мины. и я вспоминаю, как в те дни и ночи нам было дорого все то, о чём пишет Семён Гордеев…» . С. Гордеев воевал на 5 фронтах. Годы наступления — в «дивизионке», газете стрелковой дивизии, а это значит — на переднем крае. Пишет стихи, читает их в окопах солдатам. Там же находит героев и сюжеты. И в боях участвует. В одном из фронтовых блокнотов среди страниц со стихами записал последствия артналёта в Карпатах: погибли или были искалечены прямым попаданием снаряда все, кто находился рядом, самого тяжело контузило. В госпитале отказался от установленной инвалидности и снова вернулся в свою "дивизионку" . Часть писем Гордеева с фронта передана в Музей Великой Отечественной войны (Киев) .
Когда после войны началась борьба с космополитизмом , дело врачей -вредителей и Гордеева перестали издавать, он идёт «в народ», к рабочим, к крестьянам: ездит по Украине, пишет стихи. Однажды, остановившись на ночлег в хате в Винницкой области, Гордеев заметил в самодельном альбоме среди записанных детским почерком украинских и русских народных песен сложенный треугольником клочок газеты. Это было его стихотворение «Клён», написанное в Донбассе в 42-м году. Солдат два года хранил его и прислал дочке после освобождения села. . Семён Гордеев выступал за досрочное освобождение репрессированного писателя - правозащитника Николая Руденко ( Руденко Николай Данилович ), за восстановление церквей, являющихся историческим и культурным наследием . Последнюю (как оказалось) книгу стихов Гордеев назвал «Устремлённость». Она заканчивалась стихотворением «Свечи памяти»:
Зажгите свечи. Помолчим. Мы тех, кто за порогом жизни, Сегодня на печальной тризне, Склонивши головы, почтим. ........................... Своим идёт все чередом. .......................... И жизни не остановиться.
Подержать книгу в руках Гордееву уже не довелось. Он умер 26 февраля 1990 г. Место захоронения — Лесное кладбище (Киев) .
В 1920 году впервые напечатал стихотворение "Песня пролетарская" в газете "Красная Армия". Затем печатался в киевских газетах и журналах. В 1928 г. напечатал семь стихотворений в коллективном сборнике "Лирика боев". В 1932 г. вышла первая поэтическая книга "Стихи". В ранней поэзии Гордеева звучат характерные для тех лет революционная романтика, вера, энтузиазм. В довоенных книгах помимо "ударных" стихов была лирика, стихи о Киеве, Украине, Грузии, переводы на русский Тараса Шевченко ( Тарас Шевченко ) ("Катерина", "На вечную память Котляревскому" и др.), переводы стихотворений Ивана Франко ( Иван Франко ) и Леси Украинки ( Леся Украинка ). В 1938 г. впервые на русский перевёл "Гимн" Ивана Франко. В 1939 г. (соавтор - Скоморовский, Рафаил Соломонович ) опубликовал книгу очерков "Сосны шумят". До начала войны вышли пять поэтических книг... Во время войны в поэзии Семёна Гордеева звучат темы патриотизма, любви, ненависти, разлуки, страданий, верности. Сын поэта - Виктор Гордеев в стихотворении "Башкирия. Разъезд Чишмы" писал:
...Я, взрослых радуя, Горжусь, пацан, - Читаю раненым Стихи отца. Стихи горячие, С передовой, Лежат незрячие Передо мной, ............... Стихи о верности - Надежды свет, Кому-то верится, Кому-то нет...".
В годы войны Союз писателей Украины издал в серии «Фронт и тыл» две книги фронтовых стихотворений Гордеева: «Месть» и «Украина». В 1946 г. в Киеве вышла книга военных стихов "Судьба". О стихотворении Гордеева "Откровенность", не пропущенным издательством, рассказал Лев Озеров в книге "Биография стихотворения": "Оно было написано в блиндаже, при коптилке. Во фронтовом блокноте под ним стоит дата: 27 июня 1944 года. Из книги "Судьба" его исключили, несмотря на возражение редактора Николая Ушакова ( Ушаков Николай Николаевич ). Не вошло оно и в три последующие книги. Поэт готов был запереть его в долгий ящик, как вдруг он получил внутреннюю рецензию (из "Советского писателя"), подписанную славным именем Ильи Львовича Сельвинского ( Илья Сельвинский ). Он, между прочим, писал: "Военные стихи Гордеева, может быть, по своей отделке и ниже его пейзажей. Но в них такая спокойная правда, они так бесстрашно и мудро говорят о том, что думает на фронте солдат, как он живёт и чем грешит, что, право же, стоят того, чтобы о них узнал широкий читатель. Вот одно, буквально хватающее за душу (...). Такое пишется только раз в жизни. И если бы из всего написанного Гордеевым осталось только одно это стихотворение, читатель был бы ему горячо благодарен и бережно внес бы этот листок в сокровищницу народной лирики" . Напечатано стихотворение "Откровенность" было лишь в 1967 г. в книге "Светлые грани", седьмой после войны. Много переводил на русский украинских, еврейских и др. поэтов ( Тарас Шевченко , Иван Франко , Леся Украинка , Борис Гринченко , Павло Тычина , Максим Рыльский , Андрей Малышко , Леонид Первомайский , Микола Терещенко, Наум Тихий, Ярослав Шпорта, Владимир Вильный, Владимир Пидпалый, Изи Харик , Матвей Гарцман , Рива Балясная и др). Печатался в периодике. И, особенно, в журнале "Радуга", с которым был дружен много лет. Украина. Трепетное отношение к своей родине, людям, родной природе - во многих стихотворениях Семёна Гордеева это одна из основных его тем. Поэт Леонид Вышеславский писал: "Тема Киева, сказочного города на Днепре, удивительно гармонично сочеталась в стихах Гордеева с темой рабочих будней и раздумий о будущем. Лучшие стихотворения С. Гордеева насыщены живым чувством времени. В них свежо сочетается новое и традиционное. Поэт обладает секретом делать стихи живыми, жизненными. и каждый раз достигает этого там, где говорит о своём, кровном, пережитом" . С годами лирическая тема окрепла, появилось больше стихов с тревогой о природе, об ухудшении экологической ситуации, умирающих речках, ностальгических строк. Гордееву, разумеется, не была безразлична оценка его творчества поэтическим цехом. Его удручало нежелание или неумение признать в "арсенальце" лирического поэта со своими, присущими только ему, интонациями. Да, рядом были Николай Ушаков, Леонид Вышеславский, ещё несколько человек. Их дружеской поддержкой он дорожил, к их мнению прислушивался. И все же... Поэт Риталий Заславский ( Заславский Риталий Зиновьевич ) к 100-летию со дня рождения Гордеева писал: "Для любого пишущего, ступившего на профессиональную стезю, очень важно, как сложится его "имидж" в сознании не столько читателей, сколько коллег. А вот в этом Семёну Гордееву, так мне кажется, не повезло. К нему относились вполне по-доброму, но как-то снисходительно, что-ли (...) главное в нём: живой лиризм, чистоту душевного существования, ясность поэтического мышления, его способность к самовыражению осталась незамеченной (...) А, между тем, именно это проявлялось не раз и достаточно сильно (...) В книге лирики Гордеева "А листья слетают, а листья летят" (...) нет новых стихов. Но устранено все случайное, риторическое... И перед нами возникает поэт с точными эпитетами, яркой метафоричностью, совсем ни на кого не похожий" . После смерти стихи Семёна Гордеева вошли в поэтические сборники: "...не зарастёт народная тропа... Пушкинский альбом", "100 русских поэтов о Киеве", "Поэтический атлас Киева" и др. Его стихи выставляются в Интернете.