Исаия
- 1 year ago
- 0
- 0
Архимандрит Исаия (в миру Иван Трофимович Лукошко ; ок. 1540 , Сольвычегодск — 1621 , Владимир ) — архимандрит Владимиро-Рождественского монастыря , ученик новгородского мастера знаменного пения Стефана Голыша, распевщик, самый крупный представитель «усольской» школы знаменного пения, сложившейся в XVI веке во владениях купцов Строгановых . Творческая активность приходится на 1601—1621 годы.
Учился распеву у основателя усольской школы знаменного пения Стефана Голыша . В 1579 году принял сан священника . Проживал в это время в Сольвычегодске при Благовещенском соборе (впоследствии именно в соборный храм этого монастыря он подарит книгу распевов для заупокойного поминания своих родителей и себя самого). В 1598 году , возможно (это следует из косвенных свидетельств ), был игуменом Костромского Богоявленского монастыря .
С 1602 по 1621 год он был архимандритом Владимиро-Рождественского монастыря . Этот монастырь был вторым по рангу после Троице-Сергиевой лавры . В ноябре 1605 года он стал духовником Лжедмитрия I , после его гибели не подвергался опале.
При избрании на царство Михаила Романова в 1613 году архимандрит Исайя Лукошко подписался первым из монастырских иерархов в утвердительной грамоте. В 1614 году царь Михаил Фёдорович поручает ему погребение царицы-старицы Александры (первая супруга старшего сына Ивана IV Грозного ). Архимандрит Исайя Лукошко принимал участие в избрании на патриаршество Филарета в 1619 году .
До нашего времени дошли:
Сочинения Исайи Лукошко воспринимались современниками как вершина «усольской» школы пения. Принято считать, что он упростил и сделал распев более кратким. Музыковеды выделяют ряд особенностей распевного стиля мастера :
- Деление песнопения на строки при помощи конечных кадансов, в том числе типизированных.
- Использование ладовых устоев, срединных и конечных, в качестве формообразующих элементов.
- Смена типа мелодического движения в переломных моментах формы (восходящее, нисходящее, колеблющееся).
- Изменение высоты звучания для обозначения кульминаций и начальных строк частей, передачи смысла ключевых слов.
- Искусное композиционное чередование более и менее распевных строк.