Interested Article - Дом Абамелек-Лазарева (Миллионная, 24)
- 2020-07-29
- 1
Дом Абамелек-Лазарева — название, которое носят два памятника архитектуры, два соседних здания. Объединены в одно здание в 1910-х годах . Расположены в Санкт-Петербурге, современный адрес дома, известного также как дом Макарова и дом Таировых — Миллионная улица , д. 24 (набережная р. Мойки, 23).
Изначально участок принадлежал Алексею Васильевичу Макарову, с начала XIX века им владела семья Таировых — купец Гавриил, далее его сын Лука. В 1836—1837 годах находившееся на участке здание перестраивал архитектор А. М. Камуцци. На 1849 год участком и домом владел купец Егор Дмитриевич Славный, в 1860-х годах — Елизавета Ивановна Славная (которая сама жила в квартире 15 этого дома) .
В 1911 году С. С. Абамелек-Лазарев купил дом 24. Четырёхэтажное квартирное здание, выходящее на набережную Мойки, по желанию владельца было сломано, и в 1913—1915 годах архитектор И. А. Фомин построил новый дом . Условия строительства были сложными, место было узкое, хотя соседние участки принадлежали тому же владельцу, соблюдались исторически сложившиеся границы участков. В застройке набережной Мойки соседствовали крупные многоквартирные дома, старинные особняки и безликие здания XVIII века .
Фасад со стороны Мойки по всем трём этажам декорирован коринфскими пилястрами и барельефами. На парапете особняка стояло шесть ваз , поставленные по воле заказчика против воли архитектора и впоследствии, после эмиграции владельца, убранные согласно замыслу архитектора в 1970х годах . Пилястры стоят на невысоком гранитном цоколе, массивный антаблемент завершается над карнизом глухим парапетом . Окна разной величины на разных этажах .
Во внутренних помещениях используются естественный и искусственный мрамор, роспись, декоративная скульптура. Ключевым пожеланием заказчика к архитектору было наличие двух просторных парадных интерьеров, столовой и театрального зала . В квадратном помещении столовой есть полукруглая ниша с хорами для музыкантов, отделённая от остального помещения двумя ионическими колоннами , помещение отделано светло-зелёным искусcтвенным мрамором. Двери белые, с золочёными украшениями, в центре каждой из боковых стен размещались панно, живописью был украшен потолок . Паркет наборный. В театральном зале использован для отделки белый искусственный мрамор, есть лепные сандрики , жёлто-розовые пилястры , на перекрытии — панно «Аполлон на квадриге» У. А. Боданинского . Колонны зала, как и на фасаде, относятся к коринфскому ордеру. Наличники дверей украшены изображениями грифонов. Вестибюль небольшой, прямоугольный, окружён по периметру дорическими колоннами и пилястрами, облицованными тёмно-жёлтым искусственным мрамором. Парадная лестница завершена кессонированным сводом, её верхняя площадка ведёт в столовую, три больших окна которой выходят на главный фасад .
Мария Павловна (урождённая Демидова), супруга Абамелека-Лазарева, устраивала в доме вечера классического балета (она сама была балериной), концерты, встречи с артистами, писателями, музыкантами, композиторами и художниками .
7 февраля 2023 года в здании открылся музей спорта .
-
Панно «Аполлон на квадриге» У. А. Боданинского в Театральном зале
-
Потолок столовой, вид из ниши для музыкантов
-
Украшающие дверь грифоны
Литература
- Часть вторая. Вдоль Мойки. // Прогулки по Петербургу . — Санкт-Петербург: Палитра, 1994. — 416 с. — 100 000 экз. — ISBN 528901813-1 .
- Лисовский В. Г. Под знаменем неоклассицизма // И. А. Фомин . — Ленинград: Лениздат, 1979. — 160 с. — ( Зодчие нашего города ). — 40 000 экз.
- Петров А. Н., Борисова Е. А., Науменко А. П., Повелихина А. В. Памятники архитектуры XVIII века. Жилые дома. // Памятники архитектуры Ленинграда . — Изд. 4-е, исправл. и доп.. — Ленинград: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976. — 576 с.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 13 июня 2023. 15 марта 2023 года.
- ↑ , с. 256.
- ↑ . Дата обращения: 2 июня 2023. 2 июня 2023 года.
- ↑ , с. 55.
- ↑ , с. 173—174.
- ↑ , с. 56—60.
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- 2020-07-29
- 1