Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Леони́д Миха́йлович Браило́вский (Брайло́вский) ( 23 мая 1871 год , Харьков — 7 июля 1937 , Рим ) — русский архитектор , художник , сценограф , декоратор и преподаватель, участник Русского апостолата в Зарубежье .
Родился в 1867 году в Харькове в православной семье. Отец Михаил Владимирович Браиловский (?—1889), уроженец Белгорода , был гласным городской думы (1881—1889) , мать София Степановна Сидляревская (?—1890) происходила из дворянского рода, выпускница Полтавского института благородных девиц (1857). Получил образование в классической гимназии. Окончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств в 1894 году со званием классного художника архитектуры 1-й степени. Во время обучения неоднократно награждался за успехи в учёбе: в 1890 году — малой серебряной медалью, в 1892 году — большой серебряной медалью, в 1893 году — малой золотой медалью за программу «Гостиница для приезжающих в столице». После окончания Академии в 1895—1898 годах находился в пенсионерской поездке в Париже и Риме . С 1898 года работал преподавателем архитектуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , в 1899 году перешёл преподавателем в Строгановское училище . Занимал должность профессора Училища, а с 1906 года являлся членом Учебного комитета . Входил в состав Конкурсного собрания училища .
Л. М. Браиловский работал как архитектор, однако наибольшую известность получил как художник-аквалерист, создавая акварели с видами античных руин, архитектурных памятников, с интерьерами храмов и дворцов. В 1900-х годах изучал и копировал фресковую живопись в храмах Ярославля , Ростова , Новгорода . Участвовал в выставках Общества русских акварелистов , Московского товарищества художников , Нового общества художников, состоял членом Общества архитекторов-художников, Московского археологического общества , Московского архитектурного общества (МАО) . Входил в редакционный совет «Ежегодника МАО». Работал как декоратор: занимался оформлением интерьеров, выполнял эскизы мебели и изделий из бронзы.
С 1909 года работал преимущественно как сценограф. В этом качестве оформлял спектакли Малого и Большого театров. В 1916 году Л. М. Браиловский был удостоен звания академика.
После октябрьской революции в 1919 году вместе с женой художницей Риммой Никитичной Браиловской (урождённой Шмидт) эмигрировал сначала в Латвию , позднее жил в Константинополе , Белграде , а в 1925 году переехал в Рим . В Белграде работал декоратором Королевского театра, состоял членом Союза работников русского искусства. В 1933 году основал в Ватикане Музей русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей. В эмиграции создавал работы в стиле станковой живописи и графики. В 1920—1930-х в соавторстве с Р. М. Браиловской создал цикл картин «Видения Старой России».
Экспонировался во многих городах, вместе с супругой провёл две персональные выставки в Париже (1930) и Ватикане (1932). Скончался в 1937 году в Риме.
Произведения Л. М. Браиловского находятся музейных собраниях Третьяковской галереи , Русского музея , Музея Сорбонны в Париже, Дома-музея А. П. Чехова в Ялте , музеях Ватикана и других. Был близким другом семьи Чеховых, особенно, Марии Павловны Чеховой , для которой выступил автором проекта дачи «Чайка» в Мисхоре. Автор скульптурного решения надгробия В. С. Калинникова в Ялте, а также А. П. Чехова в Москве.
В последние годы проживал в Руссикуме , где общался с епископами Михаилом д’Эрбиньи , Александром Евреиновым и Андреем Катковым , а также с поэтом Вячеславом Ивановым , протоиереем Александром Сипягиным и Татьяной Львовной Толстой-Сухотиной .
Похоронен на русском участке римского католического кладбища Кампо Верано .