Генрих II (король Франции)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гéнрих Кóнрид ( нем. Heinrich Conried ; 3 сентября 1855 , Бельско-Бяла , — 27 апреля 1909 , Мерано ) — актёр, импресарио , театральный режиссёр , директор Метрополитен-опера в период с 1903 по 1908 год .
Генрих Конрид родился в 1855 году в городке Бельско-Бяла, что находился в Австрийской Силезии (ныне Польша ). Происходил из еврейской семьи. С ранних лет у мальчика наметился интерес к театру. В период обучения Конрида в Вене , живое участие в судьбе юноши принял немецкий актёр и директор венского Бургтеатра , поверивший в талант Конрида . В течение нескольких лет Фёрстер занимался с Конридом актёрским мастерством, попутно предоставляя ему эпизодические роли. В результате интенсивной работы Конрид стал полноправным актёром венского Бургтеатра 9 февраля 1873 года .
В 1877 году, когда Конриду был всего 21 год, ему удалось проявить свои организаторские способности особенно ярко — молодому актёру предложили директорский пост в Бременском городском театре ( нем. ). Шумный успех Конрида, добившегося исправления финансового положения театра, привлёк внимание различных театральных интендантов, среди которых был Адольф Нойендорф — разносторонний деятель культуры, бывший также дирижёром и композитором. Именно Нойендорф предложил Конриду переехать в Нью-Йорк с тем, чтобы занять там пост режиссёра-постановщика в Немецком театре. Конрид дал своё согласие на работу с Нойендорфом и вскоре покинул Германию .
Конрид проработал в театре у Нойендорфа только один сезон 1878—1879 годов , однако, надо полагать, кипучая музыкальная деятельность Нойендорфа оказала на Конрида влияние: не случайно кульминацией карьеры Конрида станет пост директора Метрополитен-опера. Как известно, Нойендорф явился дирижёром-первооткрывателем для американской публики, впервые представившим ей такие сочинения, как « Франческа да Римини » П. И. Чайковского и Вторая симфония И. Брамса . Отдельного внимания заслуживает факт первого исполнения Нойендорфом в Америке двух вагнеровских опер: « Лоэнгрина » и « Валькирии » . Конрид, в свою очередь, активно расширял театральный и опереточный репертуар. Об этом свидетельствует выдержка из его обширной корреспонденции в период 1980-х годов .
В сезоне 1879—1880 годов Конрид перешёл в только что реорганизованный Талиа-театр ( англ. , ныне Bowery Theatre ). В период 1880—1990 годов Конрид интенсивно работал во множестве театров, развивая артистические контакты и обогащая театральный репертуар. Так, Конрид работал у Густава Амберга, заведовавшего немецкоязычным театром Amberg's German Theatre . Совместно с Лео Гольдмарком Конрид располагал эксклюзивными правами на исполнение немецких и австрийских оперетт и пьес. Параллельно Конрид основал Школу актёрского мастерства для обеспечения немецкоязычных постановок актёрским составом .
Интерес Конрида к музыкальным спектаклям был значительным: с одним только Францем фон Зуппе был заключён контракт на постановку его 19 оперетт . Среди осуществлённых постановок в Талиа-театре при участии Конрида: «Полковой проповедник» ( нем. Der Feldprediger ) и «Нищий студент» ( нем. Der Bettelstudent ) Карла Миллёкера ; «Нанон» (Nanon) Рихарда Женe ; «Боккаччо» (Boccaccio), «Фатиница» (Fatiniza) и «Путешествие в Африку» ( нем. Die Afrikareise ) Франца фон Зуппе , наконец, « Вольный стрелок » ( нем. Der Freischutz ) Карла Марии фон Вебера . В сезоне 1885—1886 годов Конрид познакомил нью-йоркскую публику с « Летучей мышью » Иоганна Штрауса и « Свадьбой Фигаро » В. А. Моцарта . Помимо этого, состоялась американская премьера « Цыганского барона » И. Штрауса .
Современная драма также была представлена в театре.
В сезоне 1891—1892 годов Нью-Йорк по приглашению Конрида посетила знаменитая труппа Мейнингенского театра , постоянно гастролировавшая по всей Европе. С участием этой труппы была дана бытовая драма Герхарта Гауптмана «Перед восходом солнца» ( нем. Vor Sonnenaufgang ) .
Конфликт Конрида с Амбергом привёл к тому, что Amberg's German Theatre был переименован Конридом в Ирвинг-плейс театр ( англ. ) в 1893 году. Уже в 1890-х годах театр испытывал финансовые затруднения, что послужило причиной ухода Амберга. Конриду удалось убедить в том, что он сможет вывести театр из кризиса и даже повернуть дела в прибыльное русло . Конрид, используя накопившийся опыт и связи, стал активно привлекать новых актёров. Только за год (1893—1894) он пересёк Атлантику 64 раза . Как пишет исследователь Дж. Кёгель, «Конрид желал избежать чрезмерности появления на сцене высокооплачиваемых звёзд, перемежая современную и классическую драму с популярными комедиями, не забывая также и об оперетте» .
Театральные новинки, появлявшиеся в Берлине, шли синхронно в Нью-Йорке, благодаря стараниям Конрида. Среди авторов были такие драматурги, как Гауптман и Шницлер . Однако, он не забывал о классической традиции: ежегодно устраивались фестивали в честь Шиллера . Конрид добился сотрудничества с университетами с тем, чтобы в театр направляли студентов. Вскоре его театр стал одним из интеллектуальных и образовательных центров Нью-Йорка, известным за пределами Америки . Как свидетельствует биограф Конрида Йонас Мозес, «ни в одном другом месте в Америке не было отдано такого предпочтения Гёте , [как в Irving Place Theatre]. Проявлением подлинной артистической смелости можно считать постановку обеих частей „ Фауста “ в одном сезоне. В этом театре публика была приучена к внимательному восприятию литературы» .
В 1903 году Конрид получил приглашение на пост директора Метрополитен-опера . За плечами Конрида был более чем 20-летний опыт работы в драматических театрах, но работать в опере ему еще не приходилось. В годы руководства Конрида театр во многом преобразился, как внешне (была полностью перестроена сцена), так и внутренне (Конрид формировал репертуарную политику, активно выступая в роли импресарио) .
В 1907 году у Конрида стало ухудшаться здоровье . Многочисленные скандалы, сопровождавшие постановку «Саломеи», а также толки вокруг приглашения Карузо серьезным образом воздействовали на Конрида. Кроме того, он подвергался критике со стороны коллег. Эти обстоятельства вынудили его покинуть пост директора Метрополитен-опера 1 мая 1908 года. Вскоре после ухода из Мет Конрид покинул Америку и поселился в Европе: некролог сообщает о его пребывании в районе люцернского озера. Генрих Конрид умер 27 апреля 1909 года в австрийском курортном городке Меран (после Первой мировой войны — территория Италии ) от апоплексического удара .
Первым крупным событием, ознаменовавшим собой начало директорства Конрида в Метрополитен-опера, стала постановка « Парсифаля » 24 декабря 1903 года, первая в сценической истории оперы Вагнера постановка за пределами Байройта , осуществленная вопреки желанию Козимы Вагнер . По мнению М. Сэффла, «„Парсифаль“ Конрида был не только победой с точки зрения амбиций Америки и её артистического достоинства. Это была также победа собственно вагнеровской музыкальной драмы и идеи Gesamtkunstwerk » . Дирижировал американской премьерой , а на одной из репетиций, среди прочих, присутствовал Феликс Мотль . Специально для постановки «Парсифаля» сцена Метрополитен-опера была кардинальным образом перестроена: обновленная система механизмов позволяла быстрее менять декорации, а режиссёр-постановщик мог воплотить в жизнь самые смелые замыслы .
Другим крупным событием явилась скандальная постановка 22 января 1907 года « Саломеи » Рихарда Штрауса . Дальнейшие постановки «Саломеи» в Метрополитен-опера были запрещены по настоянию Дж. П. Моргана . Как известно, её в эти годы запрещали повсеместно. Как пишет Ла Гранж , «Конрид надеялся переиграть Хаммерштейна [миллионера, открывшего свой собственный оперный театр] и сорвать успех благодаря „Саломее“» .
Ещё до назначения директором Метрополитен-опера Конрид по поручению своего предшественника на директорском посту Мориса Гроу от имени театра вёл переговоры с о контракте с Энрико Карузо . О некоторых деталях приглашения Карузо в Метрополитен пишет исследователь истории оперы А.К. Булыгин: «С нью-йоркской стороны выступал преемник Мориса Гроу — немецкий эмигрант Генрих Конрид, в прошлом венский актёр и менеджер, который должен был взять на себя управление театром в сезоне 1903/04 года. <...> К тому времени, когда Конрид начал вести переговоры с Карузо через Симонелли, он уже имел самые лестные отзывы о теноре и от Антонио Скотти, и от американских любителей оперы, которые в Европе были свидетелями триумфов тенора. Кроме того, он послушал запись Vesti la giubba , которую Симонелли ему продемонстрировал. Конрид был впечатлен, равно как и Симонелли<...>» . Kонтракт на выступления в Метрополитен-опера стал вехой в карьере великого тенора.
Генрих Конрид был инициатором заключения контракта с Густавом Малером и специально встретился с композитором и дирижёром в Берлине. В 1907 году атмосфера, сложившаяся вокруг него в Вене, заставила Малера покинуть Придворную оперу . Необычайно привлекательное в финансовом отношении приглашение в Метрополитен-опера позволило ему выйти и трудного положения . С 1908 по 1910 год Малер поставил в Метрополитен-опера ряд спектаклей, среди которых « Пиковая дама » П.И. Чайковского и « Проданная невеста » Б. Сметаны .
По мнению Йозефа Горовица, приход Конрида к руководству Метрополитен-опера стал для театра неудачей: «Конрид приехал в Нью-Йорк как актер, став впоследствии менеджером в мелком немецком театре и опереттах. В оперный менеджмент он привнес разнузданную дерзость, инстинкты дельца и неотесанное невежество». Исследователь считает, что Конрид относился к Карузо как к инвестиции и в погоне за прибылью старался как можно чаще ставить Карузо в программу .
Из воспоминаний пианиста Артура Рубинштейна :
Генрих Конрид, немец, церемонно принял нас в своем кабинете. Он был необычайно доволен собой и чувствовал себя исключительно важной персоной. Польщенный энтузиазмом, выраженным мной в отношении Карузо, он спросил меня:
— Может быть, вы слышали в последнее время в Европе каких-нибудь хороших певцов?
— Я знаю только одного, — ответил я, — и это гений: русский бас Фёдор Шаляпин .
Директор с некоторой издевкой рассмеялся:
— Мой юный друг, — сказал он мне по-немецки, — мне известно, что он недурен; но после Эдварда Решке ни один бас не может рассчитывать на успех в Нью-Йорке. Я не стал спорить; понадобились годы, чтобы Фёдор Шаляпин завоевал Америку…