Interested Article - Розинг, Владимир Сергеевич

Влади́мир Серге́евич Ро́зинг , известный также как Вал Розинг ( 11 [23] января 1890 , Санкт-Петербург 24 ноября 1963 , Санта-Моника , Калифорния ), — русский камерный певец (тенор), артист оперы, режиссёр и продюсер музыкального театра, музыкальный и общественный деятель, чья профессиональная и творческая карьера развивалась преимущественно в Англии и США . Период становления его мастерства совпал с окончанием «золотого века» оперы, которой Розинг посвятил всё своё творчество, чтобы вдохнуть в неё новую жизнь и избавить от претенциозной манерности и консервативных методов‏.

По мнению современников, уровень исполнительского и вокального искусства Розинга не уступал феномену Шаляпина . Выдающийся английский драматург и романист Джордж Бернард Шоу называл их «двумя самыми экстраординарными певцами 20-го века» .

Наиболее известные записи выступлений Владимира Розинга включают произведения русских композиторов, таких как Модест Мусоргский , Николай Черепнин , Александр Гречанинов , Александр Бородин и Н. А. Римский-Корсаков . Песня Игоря Стравинского Акахито (Akahito) из цикла Три стихотворения из японской лирики была впервые записана в его исполнении .

В качестве оперного режиссёра Розинг основное внимание уделял произведениям на английском языке. В Соединённых Штатах и Англии он стремился создавать национальные оперные труппы на постоянной основе. Изобретательность и свежесть трактовки, характерные для его оперных спектаклей, не уступали режиссёрским шедеврам Макса Рейнхаргдта .

Для оперных певцов Розинг разработал уникальную систему сценического движения и действия, которая оказалась очень эффективной и востребованной новым поколением исполнителей .

Детство и юность

Розинг родился 23 января 1890 года в Санкт-Петербурге , в аристократической семье. Его отец был потомком шведского офицера, захваченного в плен во время Полтавской битвы , мать — внучкой прибалтийского барона .

Родители Розинга разошлись, когда ему было три года, и мать увезла мальчика и двух его старших сестёр в Швейцарию . Через четыре года они вернулись в Россию и поселились в Москве неподалёку от дома крёстного Розинга, генерала Аркадия Столыпина , отца будущего премьер-министра Петра Столыпина . Аркадий Столыпин служил комендантом Кремля . Некоторое время семья проживала в кремлёвском Потешном дворце в качестве гостей генерала .

Лето 1898 года Розинг провёл под Тулой , в загородном поместье своего крёстного. Во время путешествий со своей матерью он встречался с Львом Толстым , чья усадьба Ясная поляна находилось неподалёку. По просьбе Толстого мать Розинга передала Столыпину письмо для Николая II , однако генерал отказался доставить его царю .

Во время пребывания Николая II в Москве, Владимир и его семья посещали Большой театр . Оперу Чайковского Евгений Онегин с баритоном Баттистини они слушали в ложе генерала Столыпина, которая располагалась всего в нескольких метрах от императорской .

В 1894 году родители Розинга вновь воссоединились, и семья вернулась в Санкт-Петербург. Здесь, в течение 8 лет Розинг учился в гимназии и каждое лето проводил вместе с отцом, матерью и сёстрами на Украине , в Подолье , родовом имении отца .‏

В начале XX века Россия была одним из самых передовых и крупных рынков, специализирующихся на продукции звукозаписи. В 1901 году отец Розинга приобрёл граммофон, и Владимир начал солировать под музыку, подражая великим певцам. Объектом его внимания был теноровый и баритоновый вокальный репертуар. Однако, ему очень хотелось петь и басовые партии, такие как Мефистофель в одноимённой опере Бойто .‏

По настоянию отца, успешного адвоката, Владимир изучал право на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета . В 1905 году во время событий Кровавого воскресенья Розинг стал свидетелем массового убийства на подступах к Зимнему дворцу . Со временем его монархические убеждения сменились на конституционно-демократические . В пору своей юности он проявлял активность преимущественно не в учёбе, а в политике, принимая участие в студенческих политических волнениях, которые последовали за первой русской революцией 1905 года . Розинг парировал в жарких спорах с будущим большевистским комиссаром Крыленко , был депутатом от студентов в Петербургском совете , слушал речи Льва Троцкого и других политических деятелей. На протяжении всей своей жизни отношение Розинга к большевикам оставалось крайне негативным .

Помимо политики, он сосредоточился на музыке и театре, а когда родители, наконец, приняли музыкальный приоритет его интересов, начал брать уроки вокала у Марии Славиной , Александры Карцевой и Иоакима Тартакова .

В феврале 1909 года Розинг женился на Мари Фалле, английской певице, с которой познакомился в Швейцарии . Их свадьба состоялась в Лондоне, где будущий певец изучал искусство вокала у (англ.) . Вернувшись в Россию, Розинг завершил своё обучение в Санкт-Петербургском университете . Накануне первых успехов своей музыкальной карьеры, с сентября 1911 по февраль 1912 года он занимал должность редактора в популярном иллюстрированном ежемесячном британском издании Strand Magazine .

Музыкальная карьера и общественно-политическая деятельность

В петербургском оперном сезоне 1912 года Розинг выступал в новаторском Театре музыкальной драмы Иосифа Лапицкого , где проявил себя как многообещающий тенор. 25 мая 1913 года в лондонском Альберт-Холле состоялся его концертный дебют. Летом в Париже он стажировался у Жана де Решке и (англ.) . Благодаря Сбриглиа Розинг овладел вокальной техникой и принял окончательное решение навсегда оставить адвокатскую практику . Кроме того, в этот период Розинг проходил непродолжительный курс наблюдения в Лозанне (Швейцария) у д-ра Роджера Виттожа. Виттож буквально изменил его жизнь и научил использовать умственные и творческие способности в полном объёме. Увлечённый идеями Виттожа, Розинг впоследствии развивал их в своей методике обучения певцов и актёров. Одним из пациентов Виттожа был также Т. С. Элиот .

В период с 1912 по 1916 год Розинг выпустил 16 граммофонных альбомов с лейблом (англ.) , многие из которых были записаны в Санкт-Петербурге и Лондоне при содействии американского продюсера, пионера в области звукозаписи (англ.) .

В 1914 году он подписал шестилетний контракт с импресарио Хансом Грегором. Контракт предусматривал выступление в главных теноровых партиях на сцене Венской государственной оперы . Однако, Первая мировая война , которая разразилась ещё до начала осеннего сезона, заставила Розинга вернуться в Лондон .

Благодаря историческим «Русским сезонам» Сергея Дягилева и сольным концертам Розинга интерес Лондона к русской музыке значительно возрос, и вскоре певец стал чрезвычайно популярным . Кроме публичных концертов Розинг был востребован как исполнитель в эксклюзивных «домах» Лондона, где сблизился с такими состоятельными, известными и влиятельными людьми как (англ.) , Дэвид Ллойд Джордж , Маркиз Рединг , (англ.) , премьер-министр Г. Г. Асквит и его жена Марго .

Розинг также общался с писателями Эзрой Паундом , Бернардом Шоу , Хью Уолполом и Арнольдом Беннетом , художниками Глином Филпотом , Джоном Огастесом , Уолтером Сикертом и Чарльзом Рикеттсом . (В 1938 году Портрет Владимира Розинга кисти Глина Филпота демонстрировался на Выставке живописи и скульптуры в лондонской галерее Тейт . С 1964 года — в коллекции Хэтфилдской усадьбы ) .

Владимир Розинг мечтал о собственной оперной труппе. В мае 1915 года он подготовил программу Allied Opera Season для Лондонского оперного театра , где представил английскую премьеру Пиковой дамы Чайковского и Мадам Баттерфляй , впервые утвердив на главную роль японского певца (англ.) . Сезон завершился преждевременно — во время Первой мировой войны Лондон стал мишенью военных цеппелинов .

Через два месяца, летом 1915 года, Розинг вернулся в Россию. Поскольку он был единственным сыном в семье, официальной альтернативой его военной службы стала сербская миссия Красного Креста в Лондоне, куда он прибыл, чтобы организовывать благотворительные концерты. За отличную службу Розинг был награждён Орденом Святого Саввы 5 степени .

В марте 1917 года , когда в России разразилась революция, Розинг обратился к Ллойд Джорджу, который возглавил вновь созданный Комитет по репатриации политических изгнанников, с просьбой оказать поддержку новому Временному правительству . Через несколько месяцев, когда англичане арестовали Чичерина , Розинг снова встретился с Ллойд Джорджем, чтобы добиться освобождения Чичерина . Встреча Розинга с премьер-министром Ллойд Джорджем стала предметом обсуждения в Палате общин . Эндрю Бонар Лоу , лидер палаты, поставил под сомнение факт и цель встречи Розинга с Ллойд Джорджем. Однако, автобиографические мемуары Розинга подтверждают достоверность этого события .

В результате захвата власти большевиками Розинг стал одним из многих русских, потерявших своё состояние. Поскольку значительная часть эмигрантов обосновалась в Лондоне, он оказался в центре событий. Так, одним из собеседников Розинга был принц Феликс Юсупов , организатор убийства Григория Распутина .

В этот период сольные концерты молодого певца достигли пика своей популярности. Осенью 1919 года в турне по английским провинциям он присоединился к блистательной Эмме Кальве (сопрано) и пианисту Артуру Рубинштейну . В Белфасте Розинг превзошёл Джона Маккормака и покорил ирландскую публику , а 6 марта 1921 года при полном аншлаге в зале Альберт-Холл состоялся его 100-й лондонский концерт. .

Rosing Opera Week — June 1921
Лондонская афиша, извещающая о спектаклях Интайм оперы Розинга, июнь 1921‏ г.

В начале 1920-х годов Розинг записал 61 пластинку с вокальными партиями .

В июне 1921 года, совместно с продюсером Фёдором Комиссаржевским и дирижёром Адрианом Боултом , он открыл сезон Интайм Оперы в лондонском (англ.) . По приглашению Розинга на одном из его спектаклей присутствовала Айседора Дункан . Кроме того, он выступал в Глазго и Эдинбурге ‏.

В ноябре 1921 года Розинг отправился в своё первое концертное турне по США и Канаде. Программа тура включала выступление в Белом доме и ужин с президентом Гардингом . 10 марта 1922 года в Нью-Йорке состоялся последний концерт, который Розинг организовал вместе со своими друзьями, писателем Уильямом Буллитом и скульптором Клэр Шеридан . Средства от концерта, собранные для голодающих России, поступили в благотворительный фонд , возглавляемый Гербертом Гувером . В тот же период Буллит и Розинг задумали написать пьесу о русской революции. Их разногласия по поводу сюжета завершились предложением Розинга написать пьесу на тему: «Корона, переходящая из рук в руки» .

В конце 1922 года Розинг вернулся в Англию, завершив своё второе турне по США и Канаде. В марте 1923 года он встретился с представителем компании Kodak , изобретателем и предпринимателем Джорджем Истменом , а через несколько недель снова отправился в Соединённые Штаты, в Рочестер , где возглавил отделение вокала в недавно открывшейся Истменской школе музыки . Розинг, мечтающий создать оперную труппу, увидел перспективу осуществления своего замысла и решил воплотить его при поддержке Истмена .

Теория сценического движения‏

Накануне поездки в Рочестер Розинг начал развивать свою собственную теорию сценического движения и режиссуры. Проводя практически всё своё свободное время в Лувре и изучая величественные статуи, он пытался ответить на вопрос, в чём источник их красоты, грации и способности возбуждать эмоции, и понял как выразить силу физических тел в сценическом движении. Исследуя скульптурное движение тела, он имел в виду большие скульптуры, мысленно привнесённые в условия реальной жизни с помощью разработанного им набора правил и приёмов .

Основная идея Розинга заключалась в том, что жест инициируется определённым временем, местом и причиной, и что любые жесты необходимо извлекать . Изучая правила независимости и координации движения суставов, он убедился, что каждому физическому действию предшествует подготовительный жест в противоположном направлении, который имеет крайне важное значение‏.‏

Розинг уделял много внимания изучению фокусировки зрения и ориентации. Благодаря ему были устранены такие сценические недостатки, как ‏ ‏нескоординированность движений рук‏ ‏ и нецелесообразность жестов . Его сценическая формула, подобно анимированным скульптурам, требовала движений и их фиксации.

В отношении музыки Розинг не применял закономерности сценического движения. Он считал, что опера способна достичь максимальной эффективности путём драматической интерпретации. Тело и музыка должны стать единым целым, симбиозом звука и действия, которое подчиняется звуку‏.‏

Принцип сценического действия, разработанный Розингом, напоминает хореографическую сценографию, однако, в балете — последовательность движений не прерывается, что подразумевает совершенно иной стиль .

В течение следующих семи лет, в Рочестере, Розинг проверял и совершенствовал свои теории.‏

‏Труппа Американской оперы‏‏

При поддержке Джорджа Истмена Розинг возглавил профессиональное обучение молодых американских певцов и превратил вверенную ему группу в национальную антрепризу, благодаря которой опера в Соединённых Штатах исполнялась на адаптированном английском языке. Ему помогали увлечённые художники и меценаты‏.‏

Среди музыкантов, сотрудничавших с Розингом в Рочестере, были Юджин Гуссенс , Альберт Коутс , Рубен Мамулян , Николай Слонимский , (англ.) , (англ.) , (англ.) , Анна Дункан и Марта Грэм . Первая группа включала 20 певцов из разных штатов, которые благодаря Розингу получали стипендию в полном объёме .

Несмотря на то, что в это время профессиональная карьера Розинга развивалась в области режиссуры, он дал ещё один сольный концерт в Канаде , в сопровождении оркестра рочестерской филармонии, а 20 октября 1924 года выступил в Карнеги-холле с аккомпанировавшим ему Николаем Слонимским .

В ноябре 1924 года, по завершении периода стажировки и обучения молодых артистов, было объявлено о создании Рочестерской труппы американской оперы . Розинг совершил турне по Западной Канаде, а затем, в январе 1926 года выступил в Рочестере и Шатокуа . Труппа настолько понравилась знаменитой шотландской певице Мэри Гарден , что она выразила желание участвовать в одном из спектаклей и в феврале 1927 года в уютном зале «Kilbourn» Истменской школы спела партию Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе . В том же месяце Владимир Розинг женился вторым браком на сопрано Маргарет Уильямсон, которая была актрисой его труппы‏.‏

Труппа строго придерживалась антизвёздной политики, причём единство ансамбля достигалось благодаря универсальности его участников: солирующий в одном спектакле мог на следующий день исполнять роль второго плана в другом .

В апреле 1927 года, по приглашению (англ.) , Рочестерская труппа американской оперы дебютировала в Нью-Йорке. Спектакли под управлением дирижёра Юджина Гуссенса проходили в театре Август Уилсон в течение целой недели .

American Opera Company
Труппа Розинга после спектакля Кармен , 25 марта 1925 г.

С целью поддержки и развития молодых певцов был учреждён Комитет состоятельных и влиятельных покровителей . В течение лета 1927 года труппа репетировала в Магнолии (штат Массачусетс ), а осенью открыла сезон в частном театре Лесли Басуэлл . В декабре 1927 года в театре Poli ( Вашингтон , округ Колумбия ) Рочестерская труппа давала концерт для президента Кальвина Кулиджа , г-жи Кулидж и 150 членов Конгресса ‏.‏

В январе и феврале 1928 года, в течение семи недель, коллектив выступал в нью-йоркском театре Gallo на Бродвее . Представления спонсировал (англ.) .

Национальные туры продолжались, однако, крах фондового рынка в 1929 году привёл к отмене выступлений, запланированных на следующий сезон. Коллектив удостоился официального одобрения президента Герберта Гувера , который выразил надежду, что труппа станет «постоянным национальным учреждением» , но поскольку страна погрузилась в Великую депрессию , труппа распалась и проект Гувера реализован не был.‏

В основу первого романа лауреата Пулитцеровской премии (англ.) , Вина Ангелов ( The Fault of Angels ), опубликованного в 1933 году, положена вымышленная история о первых днях отделения вокала в Истменской школе музыки .

В начале 1930-х годов Розинг поставил несколько оперных спектаклей. В 1930 году он стал гражданином США, однако, когда британская компания BBC предложила ему контракт, вернулся в Лондон .

Первая опера на телевидении

В 1933 году Розинг возобновил концертные выступления в Англии . Он заключил новый контракт с компанией Parlophone , которая в 1933—1937 гг выпустила 32 граммофонных диска с его записями .

В сентябре 1935 года в театре Кингсуэй состоялась премьера мюзикла Соперники ( The Rivals ) по одноимённой пьесе Шеридана (авторы песен — Герберт Хьюз и Джон Роберт Монселл). Один из последующих спектаклей посетила Мария Текская , супруга короля Георга V .

2 ‏ноября 1936 года компания BBC начала транслировать первые в мире телевизионные программы. Менее чем через две недели, 13 ноября, Британская музыкально-драматическая труппа под руководством Владимира Розинга впервые представила на телевидении оперу Пиквик ( Pickwick ) английского композитора Альберта Коутса . Этот спектакль дебютировал накануне предстоящего сезона новой труппы Королевской оперы .

18 ноября 1936 года оперой Борис Годунов открылся сезон в Ковент-Гардене. За ней последовали Мадам Баттерфляй , Сорочинская ярмарка , Паяцы , Пиквик и ещё одна новая опера — Джулия (англ.) .

5 ‏октября 1938 года в прямом эфире BBC транслировала Паяцы (в постановке Владимира Розинга) в исполнении оперной труппы Ковент-Гардена . По традиции эта трансляция предшествовала началу сезона, который стартовал 10 октября оперой Фауст (дирижёр Юджин Гуссенс). Наряду с Риголетто , Мадам Баттерфляй , Нюрнбергскими мейстерзингерами , операми Паяцы Р. Леонкавалло и Сельская честь П. Масканьи в репертуар была включена незнакомая работа, Крепостной ( The Serf ) композитора (англ.) . По окончании лондонского сезона труппа гастролировала в Ливерпуле , Глазго и Эдинбурге .

Возвращение в Америку

Вторая мировая война‏

Когда в Европе началась Вторая мировая война , Розинг и его друг Альберт Коутс отправились в Южную Калифорнию . 3 октября 1939 года, в Саутгемптоне , на борт (англ.) вместе с ними поднялась молодая английская актриса Вики Кэмпбелл, третья жена Розинга. Корабль был переполнен музыкантами, которые уезжали из охваченной пламенем войны Европы. Среди них — Артуро Тосканини , Артур Рубинштейн , Поль Робсон и артисты русского балета .

Тепло принятые в Голливуде , Розинг и Коутс учредили Ассоциацию оперы Южной Калифорнии . При содействии федерального Управления общественных работ США они представили свою новую яркую работу — оперу Фауст , в которой дебютировала певица-сопрано (англ.) .

Розинг возобновил свою общественно-политическую деятельность и начал исполнять обязанности председателя новой организации — Федерального союза Южной Калифорнии , членами которой были Томас Манн , Джон Кэррадайн , Дуглас Фэрбенкс-младший и Мелвин Дуглас . Во время Второй мировой войны деятельность организации заключалась в том, чтобы противостоять американским изоляционистским настроениям и оказывать поддержку Англии .

В 1943 году, когда Соединённые Штаты вступили в войну, Розинг исполнял обязанности продюсера развлекательных программ на военной базе Робертс . Воспользовавшись разрешением киностудий приглашать для участия в его постановках знаменитых актёров, и с помощью талантливых военнослужащих Розинг выпустил более 20 музыкальных спектаклей для фронта . В декабре 1945 года на военной базе Робертс состоялись последние фронтовые гастроли, в рамках которых Розинг представил новую версию Мессии Генделя . В 1946 году при содействии капитана Хью Эдвардса, ветерана базы Робертс , Розинг основал Американскую оперную лабораторию . Идея заключалась в том, чтобы предложить студентам музыкальных учебных заведений и солдатам, вернувшимся с фронта на основании (англ.) , полную программу курсов вокала и музицирования. В школе начали обучаться 17 студентов, а в течение следующих трёх лет были приняты 450 учащихся, в основном, демобилизованные военные. 33 различных спектакля выдержали более 300 представлений . Одна из молодых студенток Розинга, Джин Хиллард, впоследствии стала его четвёртой женой‏.‏

При поддержке Национальной ассоциации оперы Лонг Бич Розинг выпустил спектакли Весёлая вдова , Строптивая Мариетта и Рио-Рита . В 1947 году, под эгидой американской оперной труппы Лос-Анджелеса , он руководил постановкой Тоски , Севильского цирюльника и Фауста (с участием восходящей звезды Джерома Хайнса ). Через несколько месяцев Национальная ассоциация оперы Лос-Анджелеса представила шесть его работ — Оперу нищего , Похищение из сераля , Паяцы , Риголетто , Фауста , Травиату (с сопрано (англ.) ), а также спектакли Женитьба Фигаро , Пиковая дама и Дон Жуан , которые завершили лос-анджелесский оперный сезон 1948 год‏а.

В 1949 году американский телеканал KFI-TV в течение 46 недель транслировал серию оперных спектаклей в постановке Розинга, которые впоследствии были удостоены титула «Выдающиеся музыкальные программы» .

Нью-Йорк Сити Опера

Осенью 1949 года Розинг принял предложение NYCO реанимировать комическую оперу Сергея Прокофьева Любовь к трём апельсинам . Кандидатуру Розинга утвердили вместо его старого друга, Фёдора Комиссаржевского , накануне перенёсшего сердечный приступ‏.‏ Розинг, который был свидетелем провала премьеры спектакля, поставленного по заказу Чикагской оперы в 1921 году, понимал, что для успешного результата потребуется серьёзная работа. Спектакль был показан в ноябре 1949 года и стал настоящим хитом. Популярный журнал Life Magazine опубликовал цветные фотографии на трёх страницах , а Нью-Йорк Сити Опера отправилась на гастроли в Чикаго . По многочисленным просьбам этот спектакль в постановке Розинга украшал репертуар NYCO в течение двух сезонов‏.‏

В период 1950—1960 гг Розинг режиссировал ещё десять спектаклей для NYCO, в том числе оперу (англ.) Баллада о Бэби Доу (дебют сопрано Беверли Силлс ), которая оставалась в репертуаре в течение сезонов 1958—1960 гг и была возобновлена в 1962 году‏.

Опера в кинематографе

В период сотрудничества с NYCO Розинг участвовал в постановке оперных эпизодов для четырёх фильмов — Everybody Does It с Линдой Дарнелл , Grounds for Marriage с Кэтрин Грэйсон , Strictly Dishonorable с Эцио Пинца и Interrupted Melody с Элинор Паркер .

Голливуд-боул

В 1950 году, накануне празднования столетия штата Калифорния , Розинг возглавил постановку оперы Фауст с (англ.) , Джеромом Хайнсом и Ричардом Такером , которая должна была открыть летний сезон в концертном зале Голливуд-боул (Лос-Анджелес) . Работа Розинга понравилась продюсерам предстоящего юбилейного спектакля Калифорнийская история , и ему предложили возглавить это шоу государственного значения. Известный американский композитор, дирижёр и сценарист (англ.) исполнял обязанности музыкального продюсера . В сентябре 1950 года Калифорнийская история , в которой были заняты 200 участников хора и сотни актёров, выдержала пять представлений. Роль ведущего исполнял знаменитый голливудский актёр Лайонел Бэрримор .

Успех Калифорнийской истории открыл для Розинга новые горизонты — его назначили режиссёром зрелищных шоу The Air Power Pageant (1951) и The Elks Story (1954). В 1956 году на фестивале Fiesta del Pacifico в Сан-Диего Розинг представил работу, вдохновлённую Калифорнийской историей .

В Голливуд-боуле он поставил ещё три музыкальных спектакля — Летучая мышь (1951), Мадам Баттерфляй (1960) с (англ.) и Принц-студент (1962) с Игорем Гориным . Спектакли Розинга в Голливуд-боуле посетил его друг и учитель Парамаханса Йогананда . Они познакомились в 1925 году в Сиэтле . Так же, как Амелита Галли-Курчи , Розинг был одним из главных индоссантов знаменитого Йогананды. В декабре 1926 года Йогананда отправился в Рочестер, чтобы навестить Розинга. Розинг был увлечён теософией и отдавал должное президенту этого движения, Анни Безант . В 1930-х годах, по возвращении в Англию, он и молодой Алан Уотс стали постоянными гостями (англ.) в одном из буддистских храмов Лондона .

Set design for Prince Igor by Nicola Benois.
Николай Бенуа . Декорация для спектакля Князь Игорь в театре Лирической оперы , Чикаго, 1962 год.

Лирическая опера Чикаго

В 1955—1962 гг Владимир Розинг поставил около десяти спектаклей на сцене Лирической оперы Чикаго . Среди них — Плащ , Борис Годунов с Борисом Христовым , Турандот с Биргит Нильсон и Таис с Леонтин Прайс . Последней работой Розинга с этой труппой стал спектакль Князь Игорь с участием Бориса Христова и Рудольфа Нуриева (декорации Николая Бенуа , хореография (англ.) ) .

Оперная гильдия Монреаля

В январе 1958 года по заказу ‏ Оперной гильдии Монреаля , основанной певицей-сопрано Полин Дональда , в (англ.) состоялась премьера Фальстафа Джузеппе Верди в постановке Владимира Розинга. В течение четырёх лет Розинг регулярно, в январе каждого года, выпускал по одному спектаклю для Гильдии : в 1959 — оперу Макбет , в 1960 — Кармен , в 1961 — Ромео и Джульетта и в 1959 — Травиата . В течение первых трёх сезонов оркестром руководил известный русский дирижёр Эмиль Купер .

Юбилейные шоу

Успех Калифорнийской истории (1950) в Голливуд-боуле привёл к возрождению гранд-шоу на ежегодном фестивале Fiesta del Pacifico в Сан-Диего (1956—1958 гг). Работы Розинга удостоились высокой оценки, и его пригласили написать сценарии и поставить юбилейные спектакли к столетию штатов Орегон (1959), Канзас (1961) и Аризона (1963). Розингу помогала Рут Скейтс, его жена в пятом браке, который был заключён в 1959 году‏.‏‏

История Свободы‏ ‏

К 100-летию Гражданской войны в США Розинг задумал осуществить масштабный проект под названием История Гражданской войны , который мог рассчитывать на успех только при совместной финансовой поддержке штатов-участников. Эксплуатационная часть проекта предусматривала показ выездных спектаклей в разных штатах в течение нескольких лет. Однако, администрация северных и южных штатов отказалась спонсировать это амбициозное шоу. Тогда Розинг предложил реализовать ещё более грандиозный замысел — Историю Свободы , своеобразное театрализованное послание свободы и мира, адресованное странам всех континентов. Используя силу искусства, Розинг хотел выразить поддержку прогрессивным движениям в борьбе с тоталитаризмом, по его мнению, угрожающим свободе Америки. Проект получил одобрение влиятельных представителей общественности и Консультативного совета, членами которого были Альфред Лэндон , Гарри Трумэн и Дуайт Д. Эйзенхауэр . (англ.) согласился написать музыку .

Однако, тяжёлый недуг ( сердечный приступ ), постигший Розинга в период работы над Историей штата Аризона , не дал воплотиться грандиозным планам . Он умер в Санта-Монике 24 ноября 1963 года в возрасте 73 лет .

Дискография

Полная дискография Владимира Розинга была опубликована в 1991 году в английском музыкальном журнале (англ.) . Все оригинальные записи выпущены студиями Vocalion и Parlophone в версии граммофонных дисков на 78 оборотов (RPM на HMV), некоторые были переизданы на LP и CD ‏.‏

78

  • 1912—1916 гг — 16 дисков для лейбла HMV ;
  • 1920-е гг — 61 диск для Vocalion Company (записи в Англии и Америке‏;(‏
  • 1930-е гг — 32 диска (последние) для компании Parlophone‏ (после возвращения в Англию);
  • В архиве EMI были обнаружены три ранее не опубликованные записи, которые изданы компанией (англ.) .

‏LP

  • 1952 — Fourteen Songs of Mussorgsky ( Четырнадцать песен Мусоргского , DL 9577) из записей Parlophone (апрель 1935 года), American Decca;
  • 1959 — Twenty Great Russian Singers of the Twentieth Century ( Двадцать великих русских певцов 20 века , T 320), TAP Records;
  • 1980 — Музыкальное наследие ( Musical Heritage Series ) — альбом (в трёх частях): M10 46417 003, M10 46475 007 и M10 48083 006, Мелодия ;
  • 1984 — (англ.) (EX 290169 3) — третий альбом в коллекции EMI . Переиздан в 1999 году компанией Testament (SBT 0132);
  • Песни Мусоргского , Parlophone (1930-е годы). Переиздан в Японии фирмой Artisco Records (YD-3014).

‏CD или MP3

  • ‏1993 — Russian Art Song (GEMM 9021) — коллекция компакт-дисков с записями 1930-х годов Владимира Розинга и Оды Слободской, Pearl Records‏;
  • Stars of David — Music by Singers of Jewish Heritage ( Звезды Давида — Музыка исполнителей еврейского наследия ) — Audio Encyclopedia AE 002;
  • 2004 — Treasures of the St. Petersburg State Museum — альбом (два диска CD, NI 7915/6), включающий две записи Розинга, Nimbus Records;
  • 2006 — Mussorgsky: Khovanschina (NAXOS 8.111124-26, три записи Розинга, CD;‏
  • 2008 — Anthology of Russian Romance: Tenors in the Russian Vocal Tradition ( Антология русского романса: тенор в русской вокальной традиции ), 4 произведения в исполнении Розинга, Music Online;
  • 2009 — Vocal Record Collectors' Society — 2009 Issue (VRCS 2009/2), один CD-трек Розинга, Norbeck, Peters&Ford (V1660);
  • 2010 — Male Singers 4: The Definitive Collection Of The 19th Century’s Greatest Virtuosos ( Мужской вокал 4: Полная коллекция произведений в исполнении величайших виртуозов 19 века ), переизданный Vintage Record 1940 года, восемь записей Розинга;‏
  • Звёзды советской оперной сцены — Тенора — Том 8 (PA-1103), шесть записей Розинга, выпуск opera-club.net, Papillon;‏
  • Элегия Массне (вокал — Владимир Розинг, скрипка — Альберт Сэммон), CD — London String Quartet Volume VI (St. Laurent YSL 78-237).

Личная жизнь

  • 1909—1926 — первый брак, с Мари Фалле; сын, Валериан (родился в 1910 году), в 1930-е годы известный шансонье, выступавший под псевдонимом Вал Розинг, что порой вызывало путаницу с именем его знаменитого отца .
  • 1927—1931 — второй брак, с Маргарет (Пегги) Уилльямсон; дочь, Диана, родилась в 1928 году‏.‏
  • 1939—1951 — третий брак, с ‏Уинфрид (Вики) Кемпбелл.
  • 1952—1959 — четвёртый брак, с ‏Вирджинией (Джин) Хиллард; cын Ричард (1955 года рождения) — американский режиссёр-документалист, продюсер, писатель и музыкант.‏
  • Пятый брак, с ‏Рут Скейтс (поженились в 1959 году‏.(‏

Литературное творчество

Во время Холодной войны , Розинг направил свои политические интересы на написание романа и нескольких сценариев о России для театра и телевидения‏:‏

  • The House of Rosanoff — роман, посвящённый периоду времени, который начался накануне русской революции 1917 года , и завершился в конце Второй мировой войны ‏;‏
  • The Crown Changes Hands — пьеса о классовой борьбе во время русской революции. Спектакль был поставлен в Лос-Анджелесе в 1948 и 1953 годах;‏
  • Lenin — биографическая пьеса, 1950 год;‏
  • Stalin — биографический телевизионный сценарий, в конце 1950-х годов‏.

Розинг в произведениях литературы и искусства

  • Персонаж Станислас Розинг ( Stanislas Rosing ) из любовного романа Ballerina (1932) английской писательницы Элинор Смит (Eleanor Smith) частично вдохновлён характером Владимира Розинга. Элинор Смит (1902—1945) была дочерью Ф. Э. Смита и сестрой Фредерика Смита, с которыми часто общался Розинг. В 1941 году по роману был снят фильм The Men in Her Life ( Мужчины в её жизни ) с Лореттой Янг в главной роли. Станисласа Розинга сыграл Конрад Фейдт . По стечению обстоятельств, режиссёр фильма Григорий Ратов , родившийся в России, также был давним другом Владимира Розинга.
  • Владимир Розинг — прототип Владимира Аренкова , героя романа The Fault of Angels ( Вина Ангелов ) лауреата Пулитцеровской премии Пола Хоргана. В 1933 году этот роман о Рочестерской оперной труппе был удостоен престижной премии издательства HarperCollins ‏.‏
  • Под впечатлением романса Рахманинова ( Не пой красавица при мне… ) в исполнении Владимира Розинга, ирландский поэт Патрик Макдоно (1902—1961) написал вторую часть своей поэмы Escape to Love ( Спасение в любви ) .

Примечания

  1. «Chaliapin and Rosing Typify Russian Music», Christian Science Monitor , April 1, 1922. pg. 16.
  2. Shaw, George Bernard. The Perfect Wagnerite, 4th Edition. , с. 132, Constable & Co , Лондон , 1923.
  3. Hogarth, Basil. «Igor Stravinsky: The Stormy Petrel of Music». The Gramophone , июнь 1935 года, с. 7.
  4. Ewen, David. Living Musicians , с. 301., H. W. Wilson Co., Нью-Йорк, 1940 год.
  5. Rosing, Ruth Glean. «Val Rosing’s Technique of Acting for Singers», The New York Opera Newsletter , май 1995 года, с. 7.
  6. Rosing, Ruth Glean. Val Rosing: Musical Genius , с. 8, Манхэттен , Sunflower University Press, 1993.
  7. Val Rosing с. 10-14.
  8. Val Rosing , с. 14-16.
  9. Ascher, Abraham. P. A. Stolypin: The Search for Stability in Late Imperial Russia , с. 13-14, Стэнфорд , Stanford University Press, 2001 год.
  10. Val Rosing с. 20-21.
  11. Val Rosing pg. 22-25.
  12. Val Rosing с. 26-27.
  13. Val Rosing с. 34.
  14. Val Rosing pg. 37-40.
  15. Juynboll, Floris. «Vladimir Rosing», The Record Collector , Vol. 36 No. 3, July, August, September 1991. с. 187.
  16. Val Rosing с. 46.
  17. The Strand Magazine , An Illustrated Monthly, Vol. 42 & Vol. 43, 1911—1912 гг
  18. Manuscript of Memoirs by Vladimir Rosing, Bakhmeteff Archive — Columbia University
  19. Juynboll, Floris. «Vladimir Rosing», The Record Collector — Vol. 36 No. 3, c. 192—194, июль — сентябрь 1991 года.
  20. Ivor Newton . At the Piano: the world of an accompanist , с. 44, Hamish Hamilton, Лондон, 1966 год
  21. At the Piano . с. 47.
  22. At the Piano , с. 44.
  23. Иллюстрированный каталог: Выставка живописи и скульптуры Глина Филпота (1884—1937), с. 9, Лондон: Галерея Тейт , 14 июля — 28 августа 1938 г.
  24. Williams, Gordon. British Theatre in The Great War: a reevaluation , с. 271—273., Continuum , Нью-Йорк, 2003 год.
  25. Val Rosing , с. 70.
  26. Wilson, Trevor. The Political Diaries of C. P. Scott 1911—1928 , с. 270—271, Cornell University Press, Ithaca, NY (1970).
  27. Manuscript of Memoirs by Vladimir Rosing, Bakhmeteff Archive, Columbia University
  28. House of Commons Debates, 15 Jan 1918, Vol 101, 136-8.
  29. The Political Diaries of C. P. Scott 1911—1928 , с. 346—348.
  30. . At the Piano , с. 47
  31. Living Musicians , с. 301.
  32. Juynboll, Floris. «Vladimir Rosing», The Record Collector Vol. 36 No. 3, с. 194—196, июль — сентябрь 1991.
  33. Boult, Adrian Cedric. My Own Trumpet (1973), с.48, Hamish Hamilton, London.
  34. «Manuscript of Memoirs by Vladimir Rosing», Бахметьевский архив Колумбийский университет
  35. . New York Times . 1922-02-03. из оригинала 5 марта 2016 . Дата обращения: 2 мая 2015 .
  36. . New York Times . 1922-03-05. {{ cite news }} : Неизвестный параметр |Публикация= игнорируется ( справка )
  37. «Manuscript of Memoirs by Vladimir Rosing», Бахметьевский архив — Колумбийский университет.
  38. Eaton, Quaintance. «Advance Guard». Opera News , с. 28, 27 февраля 1971 года.
  39. «Manuscript Memoirs of Vladimir Rosing», Бахметевский архив, Колумбийский университет.
  40. «Val Rosing’s Technique of Acting for Singers», стр. 7.
  41. Eaton, Quaintance. «Advance Guard». Opera News , , 27 февраля 1971 года, с. 28-30.
  42. «Operatic Department for Eastman School of Music», Christian Science Monitor , с. 10, 25 августа 1923 года.
  43. «Rosing Gives Thrilling Program—Demonstrates Theories», Saskatoon Phoenix , 11 декабря 1923 года.
  44. Downes, Olin. «Music», New York Times , с. 21, 21 октября 1924 года.
  45. Warner, A. J., «Rochester American Opera Company Makes Debut», Rochester Times Union , 21 ноября 1924 года.
  46. Lenti, Vincent A. For the Enrichment of Community Life: George Eastman and the Founding of the Eastman School of Music , с. 135, Meliora Press , Рочестер, Нью-Йорк, 2004 год.
  47. «An Opera Without A Star Role», The Washington Post , pg. F1, 20 ноября 1927 года.
  48. Goossens, Eugene. Overture and Beginners . с. 135, Methuen & Co. Ltd, Лондон, 1951 год.
  49. Graf, Herbert. Opera for the People , с. 158., Миннеаполис, 1951 год.
  50. «To Rehearse Operas: New American Company Will Leave for Gloucester Tomorrow». New York Times , 8 июля 1927 года.
  51. «Opera in American for Americans», Literary Digest , 28 января 1928 года.
  52. «Letter from President Herbert Hoover to the Speaker of the House expressing support for the American Opera Company», 27 февраля 1930 года. от 3 марта 2016 на Wayback Machine .
  53. Slonimsky, Nicolas. Perfect Pitch: A Life Story . с. 92, Oxford University Press, Oxford, 1988 год.
  54. Val Rosing , c. 120—121
  55. «Mr. Rosing’s Return to London», The Morning Post , Лондон, 30 октября 1933 года.
  56. The Gramophone , февраль 1938 г., с. 390.
  57. Val Rosing , c. 123.
  58. Herbert, Stephen A., History of Early Television Vol 2. , (2004), с. 86-87, Routledge .
  59. Squire, W. H. Haddon. «The Circle», Christian Science Monitor , 19 января 1937 г., c. 13.
  60. Television Programme as Broadcast: Wednesday 5 Oct 1938", BBC , с. 3.
  61. Rosenthal, Harold. Opera at Covent Garden , Лондон, Gollancz, 1967 год.
  62. Moore, Jerrold Northrop. Sound Revolutions: A Biography of Fred Gaisberg, Founding Father of Commercial Sound Recording , с. 323, издательство Sanctuary Publishing Ltd, Лондон, 1999 год.
  63. Val Rosing с. 129.
  64. Anderson, Richard H., «Val Rosing, Musical Show Director, Finishes Successful Period Here», Camp Roberts Dispatch , 16 ноября 1945 года.
  65. Letter from Lt. Col F. A. Small to Val Rosing, Estate of Vladimir Rosing, 22 декабря 1945 года.
  66. Opera for the People , с. 173.
  67. Opera for the People , с. 223.
  68. «The Love for Three Oranges: A Slaphappy Fairy Tale Makes a Smash-Hit Opera», Life Magazine , ноябрь 1949 года.
  69. Kolodin, Irving. «Music to My Ears», Saturday Review , 19 апреля 1958 года, с. 35.
  70. MacKay, Harper. «Going Hollywood: How Opera’s Superstars Made Their Way to Tinseltown», Opera News , 13 апреля 1991 г., с. 54.
  71. Goldberg, Albert., «10,000 Cheer Ingenious Bowl Productions at Gala Opening», Los Angeles Times , 8 июля, 1950 года.
  72. «Willson Named to Direct State Pageant Music», Los Angeles Times , 11 августа 1950 года.
  73. Ainsworth, Ed., «Narration by Barrymore Highlight of Pageant», Los Angeles Times , 13 сентября 1950 года.
  74. Official program, Fiesta del Pacifico, San Diego, 1956 год.
  75. Kriyananda, Swami & Walters, J. Donald., God is For Everyone , с. 77, Невада, Crystal Clarity Publishers, 2003 год.
  76. «Swami’s Christmas Holidays», East West , November—December, Vol. 2—1" от 4 марта 2016 на Wayback Machine , 1926 год.
  77. Letter from Annie Besant to Vladimir Rosing , Архив Владимира Розинга, 26 августа 1926 года.
  78. Watts, Alan, In My Own Way: An Autobiography , Novato: New World Library, 2007 год, с. 79-80.
  79. Lyric Opera of Chicago 1954—1963 , R. R.Don nelley & Sons, Чикаго, 1963 год.
  80. Brotman, Ruth C. Pauline Donalda: The Life and Career of a Canadian Prima Donna , c. 100—101, The Eagle Publishing Company Ltd., Монреаль , 1975 год.
  81. «Pageant Thrills in Scope and Beauty: California Story Rated Powerful Entertainment», San Diego Evening Tribune , с. A-10, 29 июля 1957 года.
  82. Pratt, Gerry., «First Nighters at Centennial’s Historic Oregon Story Find Lavish Entertainment, Vivid Re-enactment of Past», The Oregonian , 4 сентября 1959 года.
  83. Reed, R. W., «Kansas Story Impressive», Wichita Eagle and Beacon , 16 июня 1961 года.
  84. «Arizona Story Worthy of Name», The Phoenix Gazette , 20 апреля 1963 года.
  85. Val Rosing , с. 212—216.
  86. Val Rosing , с. 219—220.
  87. «Vladimir Rosing, Director, 73, Dies», New York Times , 27 ноября 1963 года.
  88. (англ.) , том 36, № 3, июль, август, сентябрь 1991 года.
  89. Розинг в этом альбоме — своего рода исключение. Мать Розинга была наполовину еврейкой, но его воспитание было полностью русским, православным‏.‏
  90. Pallett, Ray. «Val Rosing: From band singer to grand opera, Part One», Memory Lane , выпуск 122, весна 1999 г., с. 33.
  91. Pallett, Ray. «Val Rosing: From band singer to grand opera, Part Two», Memory Lane , выпуск 123, лето 1999 г., с. 33.
  92. MacDonogh, Patrick. Poems , Loughcrew, Gallery Books , 2001 г., с. 64.

Литература

  • Ascher, Abraham. «P. A. Stolypin: The Search for Stability in Late Imperial Russia», Stanford University Press, 2001 год.
  • «Manuscript of Memoirs by Vladimir Rosing», Bakhmeteff Archive — Columbia University
  • Juynboll, Floris. «Vladimir Rosing», The Record Collector — Vol. 36 No. 3, июль — сентябрь 1991 года.
  • Ivor Newton. «At the Piano: the world of an accompanist», Hamish Hamilton, Лондон, 1966 год
  • Wilson, Trevor. «The Political Diaries of C. P. Scott 1911—1928», Cornell University Press, Ithaca, NY (1970).
  • Warner, A. J., «Rochester American Opera Company Makes Debut», Rochester Times Union, 21 ноября 1924 года.
  • Lyric Opera of Chicago 1954—1963, R. R.Don nelley & Sons, Чикаго, 1963 год.

Ссылки

‏ ‏‏ ‏‏

Источник —

Same as Розинг, Владимир Сергеевич