Interested Article - Файнман, Зигмунд

Зигмунд (Ушер-Зейлик) Файнман ( идиш אָשר-זעליק פֿײנמאַן ‎, иногда встречаются Зигмунт и искажённое написание фамилии как Фейнман ; 1862 , Кишинёв Бессарабской губернии 1909 , Лодзь Петроковской губернии ) — еврейский актёр, антрепренёр, режиссёр и драматург, один из самых известных актёров еврейского театра своего времени. Играл и сочинял на идише .

Биография

Будущий актёр родился под именем Ушер-Зейлик Файнман в Кишинёве в 1862 году . Ребёнком проявил музыкальные способности, пел в синагогальном хоре, затем в хоре труппы Аврума Гольдфадена в Кишинёве . Из-за запрета еврейского театра в России, с 1883 года жил в Румынии — играл в собственных антрепризах, но прославился как ведущий актёр и основной драматург знаменитой труппы Могулеско в Яссах и Бухаресте . На протяжении 1880-х годов гастролировал с труппой Могулеско по Румынии , a в 1887 (по другим данным 1886 ) году вся труппа, включая бессарабцев Файнмана, Дувида Кесслера и Мойше Финкеля (1850—1904), перебазировалась в Нью-Йорк , где пользовалась необычайным успехом. Здесь Файнман женился на бывшей жене именитого актёра-трагика и режиссёра Якова Адлера (1855—1926) актрисе (урожд. Штетина, 1862—1946), которая к fin de siècle стала ведущей актрисой труппы. Играл в труппе и другой знаменитый актёр того времени Исидор Гольденберг.

Драматургия

Афиша спектакля «Ал кидэш һашэм» ( гибель за веру ) по пьесе Шолом-Алейхема в театре «Виндзор» с Зигмундом и Дайной Файнман (на фотографии). Нью-Йорк, 1890-е гг.

Значительная часть репертуара труппы и других основанных им объединений была написана самим Файнманом, включая пьесы «Дэр идишер солдат» ( Еврейский солдат , 1889), «Дос ройтэ мэнчелэ» ( Рыжий человечишка , 1889), «Ди фрой, одэр цвэй хасэнэс афцелохэс» ( Женщина, или две свадьбы наперекор , 1890), «Дэр гет» ( Развод , 1890), «Гелт» ( Деньги , 1891), «Дэм фотэрс клолэ» ( Отцовское проклятие , 1891), историческая оперетта «Дэр идишер вицекениг, одэр а нахт ин ганэйдн» ( Еврейский вице-король, или ночь в раю ), «Ди клейнштэтлдике аристократн» ( Местечковые аристократы ), «Ханэлэ ди финишерн» (в другом варианте «Ханэлэ ди нэбэрн» — Ханочка-отделочница , русский перевод «Белошвейка Анна», 1897), «Ди гаснкиндэр» ( Дети улицы , 1898), «Эзрэ-гибэрс хайл» ( Рать силача Азарии ), «Ди идн ин мороко» ( Евреи в Марокко ), «Дос лэбм ин нэв-йорк» ( Жизнь в Нью-Йорке ), «Дэр штумэр, одэр лэбэдик багрубм» ( Немой, или заживо погребённый ), «Шабэс-койдэш» ( Святая Суббота ) и другие. Все эти пьесы вошли в репертуар еврейских театров мира вплоть до Второй мировой войны .

Thalia Theatre

Тяготевшие к более серьёзному драматическому репертуару Файнман и Кесслер отделились от «Румынского оперного театра» Могулеско и в 1891 году создали собственную компанию — самый большой еврейский театр Нью-Йорка, разместившийся в «Thalia Theatre» на 3 тысячи мест по 46-48 Боуэри (район Bowery на нижнем Истсайде Манхэттена ), с Софи Карп и Региной Прагер в роли примадонн. Thalia Theatre открылся под названием Bowery Theatre 22 октября 1826 года и долгое время считался одной из самых больших театральных площадок мира: театр был рассчитан на 3500 зрительских мест на момент открытия, но уже в 1845 году, после очередного пожара (ранее театр горел в 1828 и 1838 годах), он был перестроен в расчёте на 4 тысячи зрительских мест со 126-футовой сценой. В 1879 году театр был перекуплен у первоначальных владельцев, переименован в Thalia Theatre и переведён на главным образом немецкоязычный репертуар. К 1891 году, когда сюда вселилась труппа Файнмана и Кесслера, зрительский зал стал несколько меньше в результате перестройки сцены и подсобных помещений. После отъезда четы Файнман в Европу в 1906 году, единоличным менеджером театра стал Дувид Кесслер, который, однако, к 1911 году перевёл труппу в специально построенный Kessler’s Second Avenue Theatre (Театр Кесслера на Второй авеню). Thalia Theatre же под новым менеджментом продолжал функционировать вплоть до 5 июня 1929 года, когда он был наконец полностью разрушен новым пожаром.

Репертуар театра

Ряд произведений Файнмана являли собой музыкальные водевили и оперетты, часто на историческом материале. Так, оперетта «Ханэлэ ди финишерн» (Hannah The Finisher в англоязычных афишах, Анна-белошвейка по-русски , 1897), первоначально поставленная в Thalia Theatre, в 1899 году была перенесена в созданный десятью годами ранее неподалёку, на том же манхэттенском Нижнем Истсайде Зигмундом Могулеско «Румынский оперный театр» ( англ. Roumanian Opera House ) с всё теми же Файнманом, Дувидом Кесслером , Бертой Калиш (1872—1939) и теперь уже Зигмундом Могулеско в главных ролях; вообще значительную часть репертуара этого известного музыкального театра тоже составляли оперетты Файнмана.

Афиша спектакля «Порочная женщина» в театре Талия 11 ноября 1897 года. Вверху слева — Д.Кесслер , справа — З. Файнман

Однако под давлением Кесслера — компаньона Файнмана по управлению театром — репертуар Thalia Theatre к концу 1890-х годов всё более склонялся к серьёзной драматургии, всё меньшую роль в нём играла музыкальная комедия и оперетта, большинство постановок уже не сопровождались ни оркестром, ни хором. В эти годы основу репертуара составляли пьесы Якова Гордина («Еврейская королева Лир, или Мирэлэ Эфрос» — Ди идише кенигн Лир, одэр Мирэлэ Эфрос , 1898; «Резня» — Ди шхитэ , 1899; «Бог, человек и дьявол» — Гот, мэнч ун тайвл , 1900; « Сафо », 1899/1900; «Крейцерова соната» — Крайцер сонатэ , 1902), Бернарда Горина (« Виленский молодожён» — Дэр вилнер балэбэсл , 1898), «профессора Гурвица» ( Мойше-Ицхок һаЛейви Гурвиц , 1844—1910; «Царь Соломон» — Шлоймэ һаМэйлэх , 1897) и других, специально пишущих для этого театра авторов. В театре помимо Кесслера и семьи Файнман (Зигмунд, Дайнэ и Циля) играли Леон Бланк , Регина Прагер, Берта Калиш (с 1896 года ), Кени Липцин (1863—1916), — видные актёры еврейской сцены города.

С 1906 года чета Файнман много гастролировала в Европе, — в Лондоне и в царстве Польском . В том же 1906 году Файнман стал ведущим актёром и режиссёром «Театра-Павильона» ( ), на пересечении улиц Vallance и Whitechapel лондонского Ист-Энда, где также играли его жена и приёмная дочь. Свой первый сезон в этом театре Файнман начал постановкой «Венецианского купца» Шекспира в переводе Морриса Майера и очень быстро приобрёл популярность. Умер на сцене во время гастролей в Лодзи в 1909 году .

Справа налево актёры Янкев Адлер , Зигмунд Файнман, Зигмунд Могулеско , Рудольф Маркс, Крастушинский и Дувид Кесслер

Творческое наследие

На средства, собранные театральной публикой города, в честь Файнмана в лондонском Уайтчепеле (Whitechapel) был построен самый крупный на то время театр «Файнманс Идиш Фолкс-Театэр», или «Feinman’s Yiddish People’s Theatre» (известный также как Temple of Art in Commercial Road, или просто «The Temple») — Еврейский Народный Театр Файнмана — на 1500 зрительских мест, сохранившийся по сей день. Первый сезон театра открылся в марте 1912 года оперой «Мэйлэх Охус» ( Царь Ахаз ) Самуила Альмана (1877/78-1947) — первой оперой, написанной целиком на идише и специально к открытию театра Файнмана. Альман написал музыку к собственному либретто на библейскую тематику, постановка была осуществлена Иосифом Виноградовым (Вайнштейн, 1868—1930), который выступил в роли Царя Ахаза ( баритон ), с самим Альманом за дирижёрским пультом. В последующие годы в театре Файнмана ставились в основном оперы из мирового репертуара в переводах на идиш Альмана, включая «Риголетто» Джузеппе Верди , «Cavalleria rusticana» ( Сельская честь ) Масканьи , «Фауст» Гуно и другие.

Приёмная дочь Файнмана — известная американская еврейская актриса Циля Адлер (Celia Adler, 1888—1979), до приблизительно 1910 года выступала под именем Цили Файнман.

Miscellanea

В театральном романе Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды» ( Ди блонджендэ штэрн , 1909—1911) устами персонажа Шулэм-Меера Муравчика упоминаются «чудесные песенки Гольдфадена , Файнмана или Латайнера» (часть I, глава 27-я).

Книги

  • חנהלע די נעבערן ( Ханэлэ ди нэбэрн — «Белошвейка Анна», мелодрама в 4-х актах), Перемышль , 1909.
  • דער װיצעקעניג ( Дэр вицекениг — вице-король, оперетта), Д. Рот: Лемберг , 1909.
  • עזראַ גיבורס חײל ( Эзрэ гибэрс хайел — войско силача Азарии), историческая оперетта в 4-х актах, Д. Рот: Лемберг, 1909.

Пьесы Файнмана в American Jewish Archives ( Цинциннати )

  • דער שטומער אָדער לעבעדיק באַגרובן ( Дэр штумэр одэр лэбэдик багрубм — немой, или заживо погребённый; 111 стр.). Копировальщик Дэйвид Самойлеску ( 15 марта 1900 года , Нью-Йорк ).
  • דעם פֿאָטערס קללה ( Дэм фотэрс клолэ — отцовское проклятие). Копировальщик Оскар Силверт.
  • די ייִדן אין מאָראָקאָ ( Ди идн ин мороко — евреи в Марокко ). Копировальщик Адольф Лиански ( 15 июня 1904 года , Нью-Йорк ).
  • דער ייִדישער װיצעקעניג, אָדער אַ נאַכט אין גן-עדן ( Дэр идишер вицекениг, одэр а нахт ин ганэйдн — еврейский вице-король, или ночь в раю, оперетта в 4-х актах и 8 картинах; 105 стр.). Копировальщик Адольф Лиански ( 14 июня 1906 года , Нью-Йорк ).
  • דאָס לעבן אין נעװ-יאָרק ( Дос лэбм ин нэв-йорк — жизнь в Нью-Йорке, драма в 4-х актах; 102 стр.). Копировальщик Адольф Лиански ( 12 сентября 1904 года , 56 St. Marks Place, Нью-Йорк ).

Примечания

  1. Согласно некоторым источникам, Файнман родился в Ганчештах Кишинёвского уезда.
  2. . Дата обращения: 1 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.

Фотогалерея

Источник —

Same as Файнман, Зигмунд