Interested Article - Тройной агент

Тройной агент ( фр. Triple agent ) — психологическая драма режиссёра Эрика Ромера , вышедшая на экраны 17 марта 2004 года.

Сюжет

Внесерийный фильм Ромера и его четвёртая картина на историческую тематику. В основе сюжета лежит уголовное дело о похищении в Париже 22 сентября 1937 председателя РОВС генерала Евгения Миллера , организованное советским агентом членом РОВС генералом Николаем Скоблиным . Поскольку некоторые обстоятельства этой истории, в том числе степень участия в преступлении жены Скоблина певицы Надежды Винниковой (Плевицкой) , также завербованной ОГПУ , до сих пор не выяснены, авторы картины имели возможность дополнить сюжет различными предположениями, о чём сообщается в начальных титрах. Имена реальных людей также были изменены.

Действие происходит в Париже с мая 1936 по сентябрь 1937 года, на фоне политических событий того времени: победы Народного фронта , Всемирной выставки и начала гражданской войны в Испании .

Белый генерал Фёдор Воронин, один из руководителей РОВС, живёт в Париже и в пригородном доме со своей женой, гречанкой Арсиноей, художницей-любителем. Арсиноя знакомится с новыми соседями — преподавательницей древнегреческого и латыни Жанин и её мужем профессором-коммунистом Андре — и пишет портрет их дочери. В ходе разговоров с мужем, весьма осведомлённым человеком, занимающимся разведывательной деятельностью, Арсиноя постепенно узнаёт, что некоторые его странные высказывания и поступки, а также благоприятные отзывы о переменах в политике Советской власти таят в себе нечто большее.

Воронин оказывается двойным или даже тройным агентом, работающим на большевиков и связанным с руководством нацистского РСХА , замешанным в фабрикации документов, использованных для разоблачения и ликвидации его же однокашника маршала Тухачевского. Он предлагает жене, страдающей костным туберкулёзом, вернуться в Советскую Россию, где уровень медицины якобы превосходит французский, но та категорически отказывается покупать излечение ценой предательства.

После похищения председателя РОВС генерала Добринского Воронин, роль которого в этом деле остаётся для жены не вполне ясной, исчезает из Парижа. Сама она получает десять лет за соучастие, несмотря на отсутствие прямых улик, и умирает в 1940 году в тюрьме после ампутации ноги. Действие эпилога фильма происходит в 1943 году в оккупированном Париже. После ареста домовладельца, в здании которого находится штаб-квартира РОВС, немецкие и французские полицейские обнаруживают в стенах сеть подслушивающих устройств, что позволяет прояснить обстоятельства побега Воронина. По сведениям комиссара парижской полиции, предатель, ставший после провала ненужным, был ликвидирован своими красными хозяевами в барселонской тюрьме, где производились расправы над коммунистами, нелояльными Сталину.

В ролях

  • Арсиноя
  • генерал Фёдор Воронин
  • Сирьель Клер Маги
  • Аманда Лангле Жанин
  • Эммануэль Салинжер Андре
  • Григорий Мануков — Борис
  • Дмитрий Рафальский — генерал Добринский
  • Наталья Кругли — генеральша
  • Виталий Шеремет — Алексей Черепнин
  • Жанна Рамбюр — Дани
  • Бернар Пейсон — врач
  • журналист
  • Эмили Фурье — помощница портнихи
  • Александр Колчак — Плантон
  • Чернов
  • Александр Черкасофф — адмирал Калинин
  • Александр Кумпан — генерал Мелинский
  • Йорг Шнасс — германский полицейский
  • Жорж Бенуа — французский комиссар

Критика

Критики приняли фильм сдержанно. В отличие от предыдущей, «антиреволюционной» картины (« Англичанка и герцог »), выставившей один из центральных сюжетов французской национально-патриотической мифологии в неприглядном и ироничном свете и потому вызвавшей сильное негодование , лента «Тройной агент» посвящена экзотичному и малоизвестному историческому эпизоду.

Сам Ромер, у которого одно из наиболее ярких воспоминаний юности было связано именно со Всемирной выставкой, где павильоны Германии и СССР, «двух напыщенных тоталитарных держав, находились лицом друг к другу» , называл картину «самым многословным из своих произведений», что обозреватель The Guardian считает примечательным моментом, поскольку большинство фильмов режиссёра построено на продолжительных диалогах .

В фильме почти нет действия, поскольку Ромер сознательно отказался от непосредственного изображения шпионской деятельности главного героя , что позволило ему создать характерную «ромеровскую» атмосферу неопределённости и двусмысленности. В связи с этим критик сравнивает предпоследнюю работу Ромера с поздними романами Генри Джеймса , где никакие интерпретации слов и действий персонажей не могут считаться достоверными .

Рецензенты также отметили сценическое решение картины — прямые фронтальные планы, позволяющие зрителю оказаться как бы между двумя персонажами, ведущими дискуссии .

В целом диапазон отзывов колебался от прямого непонимания происходящего на экране (и белые, и Народный фронт, и Испания — трудно за всем уследить, и вообще «много болтовни») до восторга от стилистического решения («шпионский фильм без действия, любовная трагедия, основанная на одних словах») .

Французские поклонники режиссёра также не могли не отметить появление в фильме «очаровательной и трогательной Полины» из фильма 1983 года Аманды Лангле , считающейся преимущественно «ромеровской» актрисой , небольшая роль которой заметно оживляет общую статуарность картины .

Музыка

В картине использована музыка Дмитрия Шостаковича :

Прокат и номинации

Почти не замеченная широкой публикой (31 171 зритель во Франции, 24 203 в Италии; в России была показана на Московском международном кинофестивале и демонстрировалась в 2005 году на телеканале «Культура»), картина участвовала в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля 2004 года , а также была представлена на других фестивалях.

Бонус

Интервью с историком Никола Вертом и племянницей генерала Скоблина , снимавшейся в двух фильмах Ромера и занимавшейся историческими поисками для создания «Тройного агента» , прилагалось в виде документального фильма «Дело Миллера-Скоблина» ( L'Affaire Miller-Skobline ) в качестве бонуса к DVD .

Примечания

  1. Sitruk A. (фр.) . Film de culte. Дата обращения: 20 марта 2016. Архивировано из 2 апреля 2016 года.
  2. Murat P., Gorin F. (фр.) . (17 марта 2004). Дата обращения: 20 марта 2016. 31 марта 2016 года.
  3. Jeffries S. (англ.) . The Guardian (26 октября 2004). Дата обращения: 20 марта 2016. 5 марта 2016 года.
  4. Charrel P. (фр.) . DVD-Classik (4 февраля 2014). Дата обращения: 20 марта 2016. 4 июня 2015 года.
  5. Bachelard O. (фр.) . Abus de ciné. Дата обращения: 20 марта 2016. 9 августа 2016 года.
  6. (фр.) . (9 марта 2010). Дата обращения: 20 марта 2016. 7 апреля 2015 года.
  7. .
  8. Leigh, Jacob . The Cinema of Eric Rohmer: Irony, Imagination, and the Social World. — London and New York: Continuum; Bloomsbury Publishing USA, 2012. — ISBN 978-1441198310 , p. 347 от 3 апреля 2016 на Wayback Machine

Литература

  • Leigh, Jacob. The Cinema of Eric Rohmer: Irony, Imagination, and the Social World. — London and New York: Continuum; Bloomsbury Publishing USA, 2012. — ISBN 978-1441198310 . (англ.) . Academia.edu . Дата обращения: 20 марта 2016.
  • Priska Morrissey . Triple Agent : une interprétation cinématographique de l'affaire Miller-Skobline // Espion, résistant, terroriste : figures du cinéma, Belfort : UTBM, pp. 71–79, 2009
  • Filmographie: Triple Agent (2003) // Rohmer et les Autres. — Presses universitaires de Rennes, 2007. — ISBN 978-2-7535-0409-7 .

Ссылки

  • Murat P., Gorin F. (фр.) . (17 марта 2004). Дата обращения: 20 марта 2016.
  • Jeffries S. (англ.) . The Guardian (26 октября 2004). Дата обращения: 20 марта 2016.
  • (фр.) . (9 марта 2010). Дата обращения: 20 марта 2016.
  • Sitruk A. (фр.) . Film de culte. Дата обращения: 20 марта 2016. Архивировано из 2 апреля 2016 года.
  • Charrel P. (фр.) . DVD-Classik (4 февраля 2014). Дата обращения: 20 марта 2016.
  • Bachelard O. (фр.) . Abus de ciné. Дата обращения: 20 марта 2016.
  • Eltchaninoff M. (фр.) . Universcine (24 июня 2014). Дата обращения: 20 марта 2016.
Источник —

Same as Тройной агент