Шива-пурана
- 1 year ago
- 0
- 0
Ши́ва ( санскр. शिव , IAST : śiva , «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме , вместе с Брахмой , Вишну входит в божественную триаду тримурти . Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды .
Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной ( Пуруша ), оппозиционного Шакти ( Пракрити ), динамичному женскому началу вселенной.
Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду ( тримурти ) в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время в некоторых традициях Индии, например, кашмирском шиваизме , Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.
Главная мантра шивы это ом намах Шивая , которая переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.
В « Махабхарате » (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем ( адья пуруша ), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари .
Согласно « Шива-пуране », является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм . Известен под именами Рудра , Шанкара , , Махадева , Махешвара. Основная мантра Шивы « Ом намах Шивая », впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» « Шатарудрия » или «Гимн ста Рудрам».
Шива (Сива) отображен в буддийской Типитаке , где он является одним из второстепенных небесных дэвапутт. Рудра (Исана) является одним из четырёх властителей мира Таватимсы , наряду с буддийскими Индрой (Саккой), Варуной и Паджапати .
Р. Н. Дандекар , Мирча Элиаде и ряд других учёных считают артефакты из Мохенджо-Даро , Хараппа и других археологических площадок северо-западной Индии и Пакистана свидетельствами ранней формы культа Шивы и Шакти . Эти артефакты включают лингамы и « Печать Пашупати », описанную во множестве исследований. Р. Н. Дандекар полагает, что шиваизм является древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира . Аналогичного мнения придерживался индолог Н. Р. Бхатт .
Гипотеза о «протоиндийском» происхождении шиваизма не получила всеобщего признания среди учёных .
Однако установлено, что Шива имеет еще более древние доведические корни . Ученые интерпретировали ранние доисторические рисунки в скальных убежищах Бхимбетка, которые, как полагают, датируются периодом до 10 000 г. до н.э., как танцующий Шива, трезубец Шивы и его Нанди . Наскальные рисунки из Бхимбетки, изображающие фигуру с трезубцем или тришулом, были описаны Эрвином Ноймайером как Шива-Натараджа, который датирует их мезолитом .
С одной стороны в древнейшей из Вед — Ригведе поклоняющиеся лингаму упоминаются в негативном контексте: «Пусть членопоклонники не просочатся в наш обряд!» , «Когда, не встречающий сопротивления, в изменённом облике он овладел Имуществом стовратного, убивая членопоклонников» . С другой стороны — Ригведы обращается к Рудре около 75 раз в различных гимнах ; напрямую к нему обращено 3 (или 4 ) гимна:
В « Яджурведе » к Рудре обращено уже значительное количество гимнов и впервые встречается маха-мантра « Ом намах Шивая ». Значительное количество гимнов также можно найти и в « Атхарваведе ».
В период становления ведийской религии, многие элементы шиваизма уходят в неофициальную среду — Шраману , которая подразумевает некую оппозицию ведийскому брахманизму, сильно ритуализированного внешне. В традиции Шраута (Пурва Миманса) божество Рудру ритуально просят удалиться и не вредить . Атрибутом в некоторых течениях шиваизма является череп убитого Брахмана (ведийского священника) .
Ведийская религия теряет свою монополию под натиском различных факторов. Неудовлетворенность людей сложной брахманской ритуальностью, кастовой изоляцией, отсутствием возможности достижения спасения человеком не брахманского происхождения, вызывает глубокие реформы индуизма. Появляются течения порвавшие с ведизмом (буддизм, адживики), но некоторые начинают утверждаться в рамках ведийской философии, в виде упанишад , — комментариев к Ведам.
По мнению учёных, « Шветашватара-упанишада » представляет собой самый древний текст, в котором была изложена философия шиваизма. Согласно Гэвину Фладу , в тексте этой упанишады представлено:
… богословие, которое возносит Рудру до статуса Верховного Бога, Всевышнего (на санскрите — IAST : Īśa ) который, как и Шива в более поздних традициях, выполняет космологические функции, оставаясь при этом трансцендентным .
По мнению Дандекара , « Шветашватара-упанишада » является для шиваитов тем же самым, что « Бхагавадгита » для кришнаизма , хотя «Шветашватара-упанишада» древнее, и именно её идеи легли в основу, и нашли дальнейшее развитие в «Бхагавадгите» .
Во время правления Гуптов (320—500 года н. э.) развилась пураническая религия и шиваизм быстро распространился по всему индийскому субконтиненту .
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса , с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке ( ) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла ( бхасма или вибхути ), который получают из навоза коров или сожженных трупов. Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати ). Правая — мужскую.
Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):
Название | Деванагари, транслитерация, перевод | Значение, символика |
---|---|---|
Агни | санскр. अग्नि IAST : agni | Огонь. |
Аджагава | санскр. अजगव IAST : ajagava | Собственное имя лука Шивы. |
Акшамала | санскр. अक्षमाला IAST : akṣamālā , «чётки» | Чётки из плодов дерева рудракши . |
Анкуша | санскр. अङ्कुश IAST : aṅkuśa , «крюк» | Стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака в садхане . |
Ардхачандра | санскр. अर्धचन्द्र IAST : ardhacandra , «полумесяц» | Месяц в волосах Шивы. Одно из имен Шивы «Чандрашекхара» — носящий Чандру в своих волосах. Чандра в Джйотиш связан с умом, этот символ указывает на то, что Шива как совершенный йогин совершенным образом контролирует Ум. |
Бхасма | санскр. विभूति IAST : vibhūti , «пепел» | Символ отрешённости от мира. См. также Вибхути . |
Бхиндипала | санскр. भिन्दिपाल IAST : bhindipāla , «копьё» | Вид короткого копья или стрелы, метаемого рукой или выстреливаемого через трубку. |
Вибхути | санскр. विभूति IAST : vibhūti , «пепел» | Символ отрешённости от мира. См. также Бхасма . |
Вина | санскр. वीणा IAST : vīṇā | Музыкальный инструмент, вид лютни . См. также (англ.) |
Гада | санскр. गदा IAST : gadā | Булава-жезл |
Ганга | санскр. गंगा IAST : gaṅgā | Небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под её поток голову и опутал её волосами, усмирив тем самым течение. |
Дамару | санскр. डमरु IAST : ḍamaru , «барабан» | Маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение. |
Данда | санскр. दण्ड IAST : daṇḍa , «посох», «трость» | Посох в одной из правых рук Шивы — специальное приспособление, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары ). |
Джата | санскр. जट IAST : jaṭa | Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. Отсюда имя-эпитет Шивы — Джатадхара ( санскр. जटाधर IAST : jaTaadhara , «носящий джату») |
Капала | санскр. कपाल IAST : kapāla | Чаша из черепа. Один из символов аскезы. |
Капаламала | санскр. कपालमाला IAST : kapālamālā | Ожерелье из черепов или костей, которые обтачиваются в виде черепов; чётки в виде черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти ; восемь черепов — Локапалы ; пятьдесят черепов — буквы санскрита (согласные). |
Капарда | санскр. कपर्द IAST : kaparda | Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. См. также Джата . Отсюда имя-эпитет Шивы — Капардин ( санскр. कपर्दिन् IAST : kapardin , «носящий капарду») |
Каумуди | санскр. कौमुदी IAST : kaumudī , «полумесяц» | Сосуд с сомой , нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом. |
Кришнамрига | санскр. कृष्णमृग IAST : kṛṣṇamṛga , «чёрная антилопа» | Антилопа или лань — символ постоянного движения человеческого ума. Шива держит её в одной из правых рук, что символизирует успокоение человеческого разума. |
Кунда | санскр. कुण्ड IAST : kuṇḍa , «кувшин» | Кувшин с водой. Символ амриты . В Вамачара-тантре — символ йони . |
Кхадга | санскр. खड्ग IAST : khaḍga , «меч» | Тип меча. Символ духовной мудрости. По своим функциям близок к анкуше . |
Кхатванга | санскр. खट्वाङ्ग IAST : khaṭvāṅga | Вид дубины с черепом на вершине. |
Кхетака | санскр. खेटक IAST : kheṭaka , «щит» | Вид щита. Символизирует ашта-аварану ( санскр. अष्ट-आवरण aSTa-āvaraNa, «восемь защит») шиваизма: Гуру , Лингам , отрешённость ( вайрагья , авадхута ), святую воду, освящённую пищу, священный пепел, зёрна для ритуальных предметов и Панчакшара-мантру. |
Лингам | санскр. लिङ्ग , IAST : liṅga , «метка», «знак» | Символ бесформенности Абсолюта и творческое начало. |
Мудра | санскр. मुद्रा IAST : mudrā , «печать, знак» | Символическое и/или ритуальное расположение кисти руки (кистей рук). Чаще всего изображаются мудры бесстрашия или преподнесения даров. |
Нага | санскр. नाग IAST : nāga , «кобра» | На голове, шее, на руках и ногах, на поясе, перекинутой через плечо (вместо брахманского шнура). Символизирует контроль внутренней энергии; также символ мудрости и вечности. |
Нандин | санскр. नन्दिन् IAST : nandī , «счастливый» | Белый бык, ездовое животное ( вахана ) Шивы. Символизирует управляемое мужество и преданность. Также он — символ истинной или чистой (белой) дхармы , которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырёх ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине. |
Парашу | санскр. परशु IAST : paraśu , «топор» | Боевой топор. |
Паригха | санскр. परिघ IAST : parigha , «дубина» | Дубинка с железными зубьями. |
Паша | санскр. पाश IAST : pāśa , «петля», «природа» | Петля-аркан, символ власти Шивы над дживой . |
Пустака | санскр. पुस्तक IAST : pustaka , «книга» | Книга или свиток. Символизирует Веды как изначальное знание или шайва-джняну. |
Рудракша | санскр. रूद्राक्ष IAST : rudrākṣa , «глаз ( слеза ) Рудры» | Семена голубого кипариса, по легенде, появившиеся из слез Шивы (см. ). Почитаются священными, носятся в виде малы или как отдельные бусины на шее, голове, ушах, руках, поясе. Чтобы носить рудракшу, необязательно быть вегетарианцем. |
Слоновья шкура | Слон символически представляет гордыню, поэтому одеяние из шкуры слона символически показывает на то, что Шива преодолел гордыню. Согласно Пуранам , шкура принадлежала убитому Шивой асуру , который притеснял богов. | |
Тигровая шкура | Тигр символизирует похоть и тигровая шкура, носимая Шивой, указывает на его целомудрие. Была взята Шивой у животного, насланного на него мудрецами, разгневавшимися из-за того, что их жены воспылали к Шиве страстью. | |
Тришула | санскр. त्रिशूल IAST : triśūla , «трезубец» | Один из основных и важнейших атрибутов Шивы. Символизирует три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение), три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны и т. д. |
Трипундра | санскр. त्रिपुण्ड्र IAST : tripuṇḍra , «три черты» | Три линии из священного пепла ( Вибхути ). |
Чиллум | IAST : chillum | Ритуальная трубка для курения чараса (высококачественного гашиша ), Шива курит чиллум и медитирует, созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой всеразрушающий танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную. |
Шакти | санскр. शक्ति IAST : śakti , «мощь», «сила» | Энергия, Супруга Шивы. |
Шанкха | санскр. शाङ्ख IAST : zaaGkha , «раковина» | раковина |
Шива часто изображают танцующим, что символизирует вечный танец Вселенной — тандава . Танец осуществляется над телом убитого асура Апасмары.
Свиту Шивы составляют ганы — духи и демоны.
Родился в индийско- монгольской семье и, таким образом, находился вне каст и не имел почти никаких прав. Практически неизвестно, каким образом он достиг полной реализации своей природы, однако ещё при жизни он стал великим мастером. Именно он систематизировал все духовные практики, объединив их в йогу и тантру . Вёл аскетический образ жизни, из одежды носил только тигровую шкуру. Имел длинные, собранные в пучок волосы. После битвы на Курукшетре братья Пандавы , одержавшие победу, решили искупить свои грехи и стали искать встречи с Шивой, однако мудрец всё время избегал встречи. Однако братья знали, где искать Шиву, и, минуя высокие горы и бурные реки, направились в Кедарнатх . Однажды утром на склоне горы они заметили стадо пасущихся быков и поняли, что Шива затеял с ними игру, видимо, приняв образ быка. Зная, что Шива не желает показывать себя, они понимали, что он вряд ли даст себя оседлать. И тогда они принялись загонять быков в узкий каменный проём. Самый сильный из братьев закрыл своим телом выход из проёма, а второй пытался оседлать каждого из быков. Но Шива решил играть свою игру до конца: когда один из братьев оседлал-таки его, бык тут же погрузился в землю, оставив на поверхности только холку, которая тут же превратилась в камень. После этого Шива предстал перед Пандавами в собственном облике . Сати ( санскр. सती, также Дакшаяни) — дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма . После того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение ( яджну ), она отреклась от отца, испепелив своё тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши ). Позднее родилась в семье Химавата (олицетворение гималайского горного массива ) под именем Парвати (букв. «горянка», «дочь гор»). Однажды Парвати прогуливалась по горной тропе во владении отца и случайно наткнулась на место, где жил Шива. В то время об этом странствующем аскете, проводившем всё время в особых упражнениях, ходило много слухов, его считали великим мастером, обладающим безграничной силой. Увидев Шиву, она тут же испытала к нему безграничную мистическую любовь. Однако Шива медитировал, и Парвати не интересовала его. Тогда боги, желавшие, чтобы у Шивы был сын, послали к нему божественного Каму, насылающего любовную страсть, но аскет испепелил его огнём третьего глаза. Шива продолжил путь по Гималаям и Индии, а Парвати осталась на месте первой встречи с ним и погрузилась в глубокую медитацию. Так продолжалось 300 лет. Наконец великий мастер пришёл в последний раз испытать её. Шива предстал перед ней молодым брахманом принялся ругать себя. Парвати отвергла всякую клевету. Глубоко тронутый её верностью, Шива женился на Парвати . Сыновья Шивы и Парвати — бог войны Сканда и бог учёности Ганеша . Изображение всей семьи вместе называется — обычно изображаются четырёхрукими, с основными атрибутами и ваханами ; тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи. Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы — .
Гангу (сестру Парвати ) также иногда называют супругой Шивы.
В ведийских гимнах Амбика — сестра Рудры (Шивы), но впоследствии произошло её отождествление с Парвати , супругой Шивы.
В тантрах , пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён ( сахасранама ) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.
Первое упоминание имени Шивы в Ведах , встречается в Рудра-сукте — в пятой главе четвёртой песни Кришна Яджурведы .
Махашивара́три («великая ночь Шивы») — переходящий праздник, приходится на ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы, попадает на февраль-март. Праздник «Шиваратри» отмечается несколько раз в году, но этот считается самым главным, отчего носит приставку «маха» — великий, главный. Верующие читают «катха» — истории о Шиве, и поют гимны в его честь. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов. Тем кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю, также любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время. Символом данного праздника является лингам .