Interested Article - Рузаля Осьмак

Рузаля (Розалия Казимировна) Осьмак (ок. 1822—1877, Холопеничи ) — белорусская сказительница и целительница. Она была важным источником информации для своего внука, фольклориста Адама Богдановича .

Биография

Жизнь Рузали Осьмак известна в основном из воспоминаний Адама Богдановича, также сохранились архивные сведения об отдельных датах и событиях. Она родилась около 1822 года в семье холопеничских крестьян Казимира Лисовского и Христины ур Порецкая. Дата приблизительна по возрасту в описи Холопеничей 1844 года.

У маладосці, па словах равеснікаў, яна была бойкаю і прадпрымальнаю; была здароваю, шырокакостнаю, моцнаю дзяўчынаю, так што на пакосе ішла з касою (рэдкасць у Беларусі: там бабы і дзеўкі ідуць з граблямі) і ўступала ў барацьбу з мужчынамі, нярэдка адольваючы іх.

Осенью 1840 года она вышла замуж за молодого портного Томаша Осьмака. В этом браке родилось трое детей:

После ранней смерти мужа Рузаля уже зарабатывала на жизнь шитьем. Она умерла во время длительного отсутствия Адама Богдановича в Холопеничах, поэтому точная дата ее смерти неизвестна.

Сказки

По воспоминаниям Адама Богдановича, Рузаля Осьмак с исключительным мастерством рассказывала сказки и легенды, так что ее охотно слушали и дети, и взрослые.

Бабуля цудоўная была расказчыца. Казала роўным і размераным голасам, часам рытмічна і спеўна, часам прыспыняючыся, часам паўтараючыся, часам вар’іруючы ўжо знаёмыя нам палажэнні, што надавала ім хараство навізны. <…> Тут бабуля бралася за легенды, якіх у яе быў ладны запас. Казала яна іх у асаблівым урачытым тоне, з рытмічнаю пабудоваю, якая не ведаю, ці была традыцыйнаю, ці бабулінаю ўласнаю асаблівасцю.

Начало сказки «Марка Пякельны» в редакции Павла Шейна.

Через несколько лет после смерти Рузали Осьмак Адам Богданович, в то время ученик Несвижской учительской семинарии , начал по памяти записывать бабушкины сказки для фольклорного сборника Павла Шеина . В редакции Шейна ее именем отмечены четыре текста: «Марка Пякельны», «Вялікі грэшнік», «Аддай мне, што ў доме невядома» и один из вариантов сюжета «Чаму хлебны колас такі малы». Из воспоминаний Адама Богдановича видно, что многие другие его записи из Холопеничи происходили из того же источника, в частности сказки «Сучкін сын» и «Бог, Юрый і Мікола».

Записи сказок Адама Богдановича стали первой белорусской книгой для чтения его сына, поэта Максима Богдановича .

Примечания

  1. А. Ф. Брыль. Казкі Рузалі Асьмак, запісаныя Адамам Багдановічам: незаўважаная беларуская літаратура XIX ст. // Роднае слова № 4/2019, с. 8—9.
  2. А. Богданович. Мои воспоминания. Минск, 2012. С. 79.
  3. А. Богданович. Мои воспоминания. Минск, 2012. С. 232—233.

Литература

Источник —

Same as Рузаля Осьмак