Interested Article - Бело-красно-белый флаг
- 2020-04-09
- 1
Бе́ло-кра́сно-бе́лый флаг ( белор. Бела-чырвона-белы сцяг , классич. белор. Бел-чырвона-белы сьцяг , сокр. разг. БЧБ ) — официальный флаг Белорусской народной республики (1918—1919), в 1991—1995 годах — флаг Белоруссии . Традиционно флаг принято считать национальным . По закону 1991 года «О Государственном флаге Республики Беларусь» представляет собой полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос — белой, красной и белой, с соотношением ширины к длине как 1:2 .
Цвета флага и их значение
Существуют стандартизированные цвета флага [ источник не указан 504 дня ] .
Цвет | Белый | Красный |
---|---|---|
RGB | 255 255 255 | 204 0 0 |
HTML | FF FF FF | CC 0 0 |
HSV | 0 0 100 | 0 88 80 |
История
Происхождение цветов флага
Существует несколько версий происхождения бело-красно-белого флага. Белый и красный цвета характерны для белорусской культуры, например, красные элементы на белой основе считаются самым распространённым сочетанием цветов в белорусском орнаменте .
В хронике Виганда Марбургского конца XIV века в описании битвы рыцарей Тевтонского Ордена с войсками Великого княжества Литовского у орденского замка Байербург на реке Мемель ( Неман ) в 1341 году (во время которой был убит великий князь литовский Гедимин ) впервые упоминается о знамени Великого княжества Литовского . В хронике не описывается знамя и его цвета, но ряд вексиллологов допускает, что оно содержало герб Великого княжества Литовского (« Погоня »), или наследовало его цвета: красный (цвет щита) и белый ( эквивалент для серебра в геральдике , цвет эмблемы) [ нет в источнике ] .
Польский хронист XV века Ян Длугош , перечисляя хоругви войска Великого княжества Литовского в Грюнвальдской битве , отметил, что 30 хоругвей были красными с изображением белой « Погони », ещё 10 хоругвей — красными с изображением также белых « Колюмн ».
Ранние факты использования бело-красно-белого флага на территории Белоруссии фиксируются 1514-м годом в виде флажков конницы Великого княжества Литовского в битве под Оршей на живописном полотне начала XVI века . На картине имеются примеры как трёхполосных бело-красно-белых прапорцов , так и белых прапорцов c красным крестом Святого Георгия , тем не менее некоторые белорусские специалисты считают неправильным трактовать эти флажки как прообраз бело-красно-белого флага , особенно с учётом спорности атрибуции изображённых воинов . Достоверность изображённого на картине также принимается не всеми исследователями .
По утверждению доктора исторических наук Михаила Ткачёва , трехполосный бело-красно-белый флаг был показан на гравюре 1551 года в « » Марцина Бельского .
Из трёхполосных бело-красно-белых знамён или флагов на белорусских землях до начала XX века упоминается про частновладельческий герб « Котвич ». Герб известен с 1281 года, и им пользовались более 70 родов Великого княжества Литовского и Польши . В Европе до XVII века имело место всеобщее использование гербовых знамён и есть свидетельства, что выставляемые этими родами на Посполитое рушение воины несли над собой бело-красно-белые флаги и/или были вооружены копьями/пиками с аналогичной расцветки флажками. Не имеется документальных свидетельств о том, оказал ли кто-то из представителей родов герба « Котвич » непосредственное влияние на символику белорусского национального движения в XX веке. Также в гербе в клейноде использована эмблема со щита частновладельческого герба « », которая фрагментарно наследует эмблему территориального герба Великого княжества Литовского (« Погоня »), что, по мнению некоторых историков, может говорить о возможной геральдической субординации.
Современный белорусский поэт в своей песне «Князь» описывает, как во время битвы некий «стольный князь» был ранен в голову, но снял белую повязку с красной полосой крови и повёл под этим импровизированным знаменем своё войско в атаку на врагов . Однако доктор исторических наук С. Е. Рассадин указывает [ источник не указан 1159 дней ] на то, что в белорусском фольклоре подобная легенда отсутствует, при этом отчасти схожие легенды имеются у флагов Испании , Австрии и Латвии .
В XIX веке во время восстания Калиновского использовались значки, ленты и знамёна белого и красного цветов . В 1870 году студенческое братство младолатышей, обсуждая цвета латышского флага не приняло бело-красно-белый вариант, так как считали, что «в такой комбинации он совпадал с флагом белорусов», подразумевая под этим участников восстания К. Калиновского .
Февральская революция
В 1917 году, во время Февральской революции , в Российской империи белорусские организации Петрограда обратились к молодому архитектору Клавдию Дуж-Душевскому с просьбой о создании флага белорусского национального движения. Он сделал несколько эскизов флага, из которых был принят бело-красно-белый . Точная дата утверждения эскиза неизвестна .
25 марта 1917 года в Минске проходил . Участница съезда Зоська Верас вспоминала, что над зданием съезда был вывешен белый флаг как символ Белой Руси , но делегаты съезда посчитали белый флаг символом контрреволюции . По воспоминаниям Радослава Островского , избранный на съезде Белорусский национальный комитет единогласно принял резолюцию о национальных символах Беларуси, в которой основным доводом в пользу принятия бело-красно-белого флага стали не гербовые цвета « Погони » или другого символа, а распространённость на территории Белоруссии красно-белых орнаментов:
«Поскольку в белорусском народном искусстве преобладают белые и красные узоры, было решено использовать эти цвета для национального флага. Таким образом, комитет постановил, что флаг должен состоять из трех горизонтальных полос одинаковой ширины — белой, красной и белой, и длина его в два раза больше ширины» .
С другой стороны, утверждается, что никаких решений о флагах съезд белорусских организаций не принимал . Факты использования белорусского флага зафиксированы в нескольких газетных публикациях 1917 года. В том же году бело-красно-белым флагом пользовалось Белорусское культурно-просветительское товарищество . 15 декабря под бело-красно-белыми флагами прошёл Первый Всебелорусский конгресс .
Белорусская Народная Республика
В 1918 году в условиях германской оккупации провозглашается Белорусская Народная Республика , символами которой стали герб « Погоня » и бело-красно-белый флаг. В 1919—1920 годах бело-красно-белый флаг использовали в составе армии Литвы . После эвакуации германских войск в конце 1918 года и занятия Минска Красной Армией правительство БНР (Белорусская Рада) переехало в занятую поляками Вильну , где действовало до 1925 года. Флаг Рады 1920—1925 годов представлял собой бело-красно-белый флаг, дополненный двумя узкими, вероятно чёрными (траурными), полосками, разделяющими белый и красный цвета .
В 1920 бело-красно-белым флагом пользовались руководство Слуцкого восстания и военные формирования Булак-Балаховича .
Межвоенный период
Бело-красно-белый флаг активно использовался белорусским национальным движением в Западной Белоруссии : как политическими движениями, такими как Белорусская христианская демократия , Белорусская крестьянско-рабочая громада , так и неполитическими общественными организациями, такими как Общество белорусской школы . Белорусская национальная символика применялась во многих белорусских школах и гимназиях, на митингах рабочих и белорусским студенчеством. В 1939 году население Западной Беларуси приветствовало Красную Армию своей национальной символикой. Белорусская зарубежная эмиграция во все времена использовала бело-красно-белый флаг .
В период с 1924 до 1928 года БССР фактически не имела своего государственного флага. По воспоминаниям участников конференции по реформе белорусского языка 1926 году, помещение здания в Минске, где она проводилась, украшала бело-красно-белое солнце с пятью бело-красно-белыми лучами . В 1927 году обсуждался проект герба БССР, который в общих чертах повторял герб СССР, но имел бело-красно-белую ленту вместо красной. Проект прошёл несколько инстанций, но Президиум ЦИК в результате всё же постановил сделать ленту красной .
-
Обложка журнала «» №9, 1926 г.
-
Изображение из журнала «Маланка» №13, 1926. Язеп Горид . Крестьяне убегают из ППС , Освобождения, Крестьянского Союза и вступают в БКРГ .
-
Участники конгресса «Белорусская христианская демократия» в Вильнюсе в 1927 году
Великая Отечественная война
В период германской оккупации (1941—1944) во время Великой Отечественной войны бело-красно-белый флаг вместе с гербом «Погоня» использовался неофициально, белорусские националистические круги, сотрудничавшие с немцами , безуспешно добивались от немецких властей официального признания национальных символов на территории генерального округа Белоруссия рейхскомиссариата Остланд . Но этого не было сделано до последних дней оккупации, о чём свидетельствует приказ Рейхсминистерства по оккупированным восточным территориям от 14 июня 1944 года .
Широко известен приказ, якобы подписанный гауляйтером Беларуси В. Кубе и опубликованный в газете « » от 27 июня 1942 года о разрешении использовать бело-красно-белый флаг рядом с немецкой символикой «во время торжеств или для обозначения белорусской национальности», оказавшийся, согласно более позднему исследованию, тогдашней дезинформацией , виновных в которой оккупационные власти не нашли .
Тем не менее флаг стала использовать созданная 21 декабря 1943 года коллаборационистская администрация генерального округа — Белорусская центральная рада (БЦР). Но, несмотря на это, Белорусское народное партизанское движение ( белор. Беларуская Народная Партызанка , БНП) продолжало так же, как и прежде, использовать бело-красно-белую символику, сохраняя преемственность Белорусской народной республики .
27 июня 1944 года в Минске по инициативе БЦР состоялся Второй Всебелорусский конгресс — съезд представителей белорусских коллаборационистских организаций и других лиц, лояльных по отношению к немецким оккупационным властям. С символикой бело-красно-белого флага был проведён парад коллаборационистского формирования Белорусской краевой обороны .
Таким образом, бело-красно-белые флаги использовали исключительно на публичных мероприятиях и только в последний год перед освобождением Советской Белоруссии. Фактов применения флага во время карательных операций, например в Хатыни , историки не обнаружили.
Что касается использования бело-красно-белых нарукавных повязок, то, как пишет историк Антон Рудак, полицейские их никогда не носили . Их использовали участники двух организаций.
Первая — участники Белорусского корпуса самообороны , созданного летом 1942 года для борьбы с партизанами. Но немцы побоялись их вооружать, поскольку участники КБС часто переходили на сторону противника. Поэтому созданные 20 батальонов не были вооружены должным образом и легко разгонялись партизанами. Уже весной 1943-го отряды КБС были расформированы.
Вторая — члены Союза белорусской молодежи , по словам Рудака, «своеобразного местного аналога Гитлерюгенда» ( белор. своеасаблівага мясцовага аналага Гітлер’югенда ).
Сам автор бело-красно-белого флага Клавдий Дуж-Душевский отказался от сотрудничества с немцами. Кроме того, вместе с женой он прятал в своем доме еврейскую семью, за что по доносу в 1943 году Дуж-Душевского арестовала СД , и в результате он был заключен в концлагерь в Правенишкесе . 13 апреля 2004 г. Дуж-Душевский за спасение евреев был награжден крестом Спасения погибающих . Произошло это по просьбе еврейской общины Литвы .
Коллаборационисты , которые пользовались своей исторической национальной символикой, были не только в Белоруссии, но и во всех без исключения оккупированных немцами странах Европы. Например, Вишистское правительство использовало национальный флаг Франции . Русская освободительная армия генерала Власова пользовалась Андреевским флагом , а ее отдельные формирования — современным российским бело-сине-красным флагом и т. д.
1950—1980-е годы
В 50-80-е годы бело-красно-белый флаг использовала белорусская эмиграция . В некоторых городах с активными белорусскими общинами бело-красно-белые флаги были официально вывешены на административных зданиях в День независимости Беларуси (25 марта, ныне День Воли ).
Бело-красно-белый флаг регулярно поднимался на ратуше в Брадфорде (Англия, Великобритания) , на ратуше города Ошава (Канада) . По сей день в честь праздника Дня Воли на здании Исторического музея в Саут-Ривере ( Нью-Джерси , США) вывешивается бело-красно-белый флаг .
В самой Белоруссии участники послевоенного антисоветского партизанского движения и подполья выступали под бело-красно-белыми флагами до их ликвидации советскими властями в 1950-х годах.
В 60-70-е годы белорусские национальные символы использовали диссиденты из Академического кружка, разгромленного КГБ в 1974—1975 годах, а также артисты из творческого кружка «На Паддашку» .
В 1985 году двое студентов, Михаил Мирошников и Юрий Макеев, вывесили бело-красно-белые флаги на здании Минского художественного училища . В результате КГБ начало процесс против шестерых человек, и Макеев был вынужден прекратить своё обучение .
1990—2010-е годы
В конце 1980-х годов бело-красно-белый флаг стал неофициальным символом борьбы за государственную независимость Белоруссии.
После провала путча ГКЧП , 24 августа 1991 года, к Овальному залу первый бело-красно-белый флаг принесла Галина Семдянова . На следующий день космонавт Владимир Ковалёнок принёс ещё один флаг с площади .
19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь» , утвердивший бело-красно-белый флаг. 11 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Беларусь было утверждено Положение о Государственном флаге Республики Беларусь .
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, которое состоит из трёх горизонтально расположенных цветных полос равной ширины: верхней и нижней белого, а средней красного цвета. Отношения ширины флага к его длине — 1:2.
-
Почтовая марка Белоруссии, 1992
-
Почтовая марка Белоруссии, 1993
-
Шеврон ВС РБ
-
Берет белорусских ВДВ
-
Банкнота 1 рубль (проект), 1993
14 мая 1995 года по инициативе президента Республики Беларусь Александра Лукашенко был проведён первый в истории независимой Белоруссии референдум . На голосование было вынесено 4 вопроса, в том числе — об установлении новых флага и герба . По официальным данным, за принятие новых государственных герба и флага проголосовало 75,1 % принявших участие в референдуме, против — 20,5 % . По мнению некоторых юристов, референдум противоречил Конституции и действующему законодательству . 16 мая бывший заместитель заведующего сельхозотделом Могилевского обкома КПБ, управляющий делами президента Республики Беларусь Иван Титенков снял с крыши Дома правительства бело-красно-белый флаг. Флаг был разорван на сувениры, на его кусках управделами расписывался лично .
Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 года № 214 было утверждено Положение о Государственном флаге Республики Беларусь, которым был установлен принятый на референдуме флаг . Бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» перестали быть государственными символами, но продолжают использоваться неофициально как национальные символы. Так как использованию этих символов на территории Белоруссии противодействуют официальные власти, эта символика ассоциируется с оппозиционным движением в целом. Кроме того, бело-красно-белый флаг иногда используется в спортивных и культурных мероприятиях за пределами страны , а также белорусскими эмигрантскими организациями.
Бело-красно-белый флаг является символом белорусского добровольческого отряда «Погоня» , участвующего в вооружённом конфликте на востоке Украины на стороне Украины .
В последнее время в поддержку бело-красно-белого флага высказались некоторые именитые белорусские спортсмены: чемпион мира по тайскому боксу Виталий Гурков , пловчиха Александра Герасименя , гандболист Сергей Рутенко , призёр чемпионатов мира и Европы в барьерном спринте Алина Талай , чемпион мира по парусному спорту Татьяна Дроздовская , заслуженный мастер спорта СССР и трехкратный олимпийский чемпион Владимир Парфенович , олимпийский чемпион по гребле Андрей Богданович , футболист Вячеслав Глеб , вратарь сборной по пляжному футболу Валерий Макаревич .
-
-
Флаг на митинге-концерте в честь 100-летия БНР 25 марта 2018 г.
-
Попытки общественности придать флагу статус историко-культурной ценности Беларуси в 2015 году потерпели неудачу: Министерство Культуры отклонило предложение, сославшись на решение Научно-методической рады от 2008 года .
19 сентября 2016 года члены молодёжной организации « Молодой Фронт » приняли решение о начале сбора подписей под обращением в Министерство культуры за придание бело-красно-белому флагу статуса нематериальной историко-культурной ценности. 19 октября молодофронтовцы передали 10 000 подписей в Министерство культуры. Однако никакого статуса бело-красно-белый флаг не получил, а участники митингов по сборам подписей получили штрафы .
В мае 2018 года депутат Палаты представителей Анна Канопацкая представила законопроект об использовании и охране бело-красно-белого флага, который планируется передать на рассмотрение Парламента .
Использование флага с 2020 года
-
Флаг с гербом Погоня , используемый оппозицией , 2020
-
Флаг с Колюмнами , используемый оппозицией
-
Митинг в поддержку Светланы Тихановской
-
Митинг в Минске 16 августа 2020 года
-
Встреча министра иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу со Светланой Тихановской , Таллин , 24 октября 2022 года
В 2020 году флаг часто используется участниками митингов в поддержку кандидата в президенты Светланы Тихановской , а позже после скандальных выборов , на которых, согласно официальному заявлению ЦИК , большинство голосов набрал действующий президент страны Александр Лукашенко , протестующими на крупных акциях протеста по всей Белоруссии .
20 августа 2020 года директор Института истории Национальной академии наук Беларуси к.и.н. Вячеслав Данилович заявил в телевизионном интервью, что бело-красно-белый флаг скомпрометировал себя в годы Великой Отечественной войны , а его использование равнозначно стремлению к «какому-то протекторату с внешней стороны». Однако внушительная группа белорусских и зарубежных историков (д.и.н. Александр Кравцевич , д.и.н. Александр Смоленчук , габ.д. Геннадий Саганович , д.и.н. Олег Яновский , д.и.н. Светлана Морозова , д.и.н. Захар Шибеко ( Израиль ), габ.д. Олег Латышонок ( Польша ), к.и.н. Елена Кондратюк ( Украина ), габ.д. ( Швеция ), габ.д. Рустис Камунтавичус ( Литва ) и ещё более 50 учёных) осудила выступление Даниловича как антинаучное и антиморальное .
На основании соответствующей петиции, которую подписало 100 человек, в январе 2021 года Генеральная прокуратура Белоруссии запустила процедуру признания бело-красного флага «экстремистским» с целью запрета его демонстрации на территории страны . Петиция же против признания бело-красно-белого флага элементом экстремистских течений набрала более 100 тысяч подписей по всему миру .
В 2021 году многократно отмечаются случаи, когда официальная белорусская власть де-факто осуществляет преследование и наказание своих граждан за использование в том или ином виде бело-красно-белой символики, квалифицируя её «незарегистрированной», например за вывешивание флага на частном балконе или окне квартиры .
Белорусских граждан отправляли под суд, присуждали штрафы и административные аресты за «пикетирование» путём ношения красно-белых носков , размещения на велосипеде БЧБ-наклейки трехглавого дракона с надписью «Цмок-Змагарыч» , возложения 9 мая на могиле Василя Быкова цветов красной и белой расцветки . В Гомельском районе пенсионера МВД оштрафовали за красную полосу на белом заборе, который является его частной собственностью . Также обвинительные приговоры выносились за куртку протестного цвета и несанкционированную доставку еды; за штаны с красными лампасами; за «неправильную» табличку на частном доме с названием улицы и номером дома: белыми буквами на красном фоне; за вещи в окнах по схеме «Б-Ч-Б» ( жалюзи , новогодние гирлянды, одежда и бельё на верёвке при сушке); за снеговика с красным шарфом; за фото, на котором человек ест пастилу бело-красно-белого цвета ; за футбольный шарф в бело-красной расцветке ; за «пикетирование, имея на голове окраску волос бело-красно-белого цвета» ; за бело-красно-белый браслет на руке человека, пришедшего в кафе и т. д.
21 мая 2021 года Министерство внутренних дел Республики Беларусь прямо заявило, что «…попытки ходить по улицам с БЧБ-флагами будут очень жестко пресекаться», предложив при этом включить эту символику в список нацистской .
После начала вторжения России на Украину (с 2022 года) бело-красно-белый флаг использовал добровольческий Полк имени Кастуся Калиновского .
-
Флаг Полка Калиновского
-
Бело-красно-белый флаг на форме белорусского добровольца
-
Шеврон 2-го Международного легиона
В октябре 2023 года Зеленоградский районный суд Москвы арестовал на пять суток студента Московского института электронной техники (МИЭТ) Даниила Войтовича, признав его виновным в демонстрации запрещенной символики (часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ) из-за обложки студенческого билета с бело-красно-белым флагом .
Замена флага за пределами Белоруссии
24 мая 2021 года в ходе проведения чемпионата мира по хоккею в Риге на одной из центральных её площадей у гостиницы, где были вывешены флаги стран-участниц чемпионата и среди прочих проживала белорусская хоккейная команда, министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и мэр латвийской столицы Мартиньш Стакис публично поменяли официальный красно-зеленый флаг Республики Беларусь на бело-красно-белый, ставший символом протестов против режима Александра Лукашенко . После этого Минск и Рига взаимно выслали послов и дипломатов.
9 февраля 2022 года на «Аллее многонационального города» возле мэрии украинского Днепра официальный красно-зелёный флаг Белоруссии заменили на бело-красно-белый. Глава города Борис Филатов пояснил, что флаг был заменен по инициативе украинских граждан после высказываний Александра Лукашенко об Украине . Данная «Аллея многонационального города» в Днепре появилась в 2019 году по инициативе самих жителей, победившая в конкурсе на финансирование за счет городского бюджета (из части, назначение которой определяют горожане). На аллее, кроме флага Белоруссии, вывешены символы Армении, Греции, Израиля и других национальных общин Днепра.
После 2022 года многие белорусские водители, чтобы не ассоциироваться за рубежом с властями своей страны, предоставившими территорию Белоруссии для армии РФ , стали заклеивать на своих номерных знаках официальный красно-зеленый флаг. Вместо него на номерах начали появляться символы белорусского протеста – бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» .
Бело-красно-белый флаг в искусстве
Бело-красно белый флаг присутствует во многих литературных и музыкальных произведениях, живописи. Белорусский поэт Владимир Жилка в своём первом опубликованном стихотворении «Покліч» (1920 год) писал: «Пад штандар бел-чырвона-белы / Гартуйся, раць, адважна, смела, / Адважных, храбрых ваяроў!» . Также упоминается в стихотворениях Игната Дворчанина , , Гальяша Левчика и .
В октябре 1919 года Янка Купала опубликовал статью « » . Описания флага в статье не содержится, но известно, что в то время Янка Купала симпатизировал Белорусской Народной Республике , а в самой статье приветствовал формирование Юзефом Пилсудским белорусских военных отделов.
В гимне Белорусской Народной Республики (слова Макара Кравцова , музыка Владимира Теравского ) имеются следующие строки:
Няхай жыве магутны, смелы
Наш беларускі вольны дух.
Штандар наш бел-чырвона-белы,
Пакрый сабой народны рух.
На русском языке:
Да здравствует могучий, смелый
Наш белорусский вольный дух.
Штандарт наш бело-красно-белый,
Покрой собой народное движение.
Молодой западно-белорусский поэт, будущий классик белорусской литературы, убежденный коммунист Максим Танк в 1930 году написал стихотворение «Ты чуеш, брат…», в котором заявлял:
Глядзіце ў будучыню смела!
Настаў доўгачаканы час,
Пад сцягам бел‑чырвона‑белым
Чакае перамога нас.
Народный поэт Беларуси Рыгор Бородулин упоминает флаг в стихотворениях «Рыцар збройны на кані» , «Працяг вякоў» , а также «25 сакавіка» со следующими строками:
Мы — ратаі сьвятла,
Крывічы,
Верхачы неўміруючай Пагоні.
Маладзік сакалом на плячы,
Гартны меч у цьвярдое далоні.
Лучыць нашыя мары рака
Бел-чырвона-белага сьцяга.
Дваццаць пятага сакавіка —
Наша сьвята,
Пароль
І прысяга!
Слова «Пад штандарам бел-чырвона-белым век у шчасьці жыві, беларускі народ!» (Под знаменем бело-красно-белым век в счастье живи, белорусский народ!) завершают песню «Жыве, Беларусь!» (текст Владимира Некляева , музыка ), которая претендовала на гимн независимой Беларуси. Владимир Некляев также является автором слов песни «Сцяг», которую исполняет певец Дмитрий Войтюшкевич . Флаг упоминается в песне «Наўздагон» Анжелики Агурбаш на слова Леонида Прончака (автор музыки Василий Раинчик ) .
Бело-красно-белому флагу посвящены стихотворения «Наш сьцяг» Ларисы Гениюш , «Зьняважаным сьцягом» Натальи Арсеньевой и «Родны сцяг» поэта Сергея Понизника .
Среди рисунков Владимира Короткевича сохранился дизайн одежды c тремя полосами — белой, красной и белой — и гербом « Погоня » .
Строевая песня «Айчыны нашай сцяг», опубликованная на сайте Министерства обороны Республики Беларусь , была написана в 1992 году , когда государственным флагом Республики Беларусь был бело-красно-белый.
Похожие флаги
Не следует путать белорусский бело-красно-белый флаг с нижеприведёнными флагами, похожими на него до степени смешения:
-
-
Флаг города Дендермонде ( Бельгия )
-
-
Примечания
- . TUT.BY (21 августа 2020). Дата обращения: 8 ноября 2020. 7 ноября 2020 года.
- Дмитрий Корсак. . Onliner (12 октября 2020). Дата обращения: 8 ноября 2020. 13 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 9 ноября 2020. 16 декабря 2020 года.
- Басаў А. Н., Куркоў I. М. Флагі Беларусі ўчора і сёння (белор.) . — Мінск: Полымя, 1994. — 34 с. — 8000 экз. — ISBN 5-345-00730-6 .
- Александр Соколов. . Ведомости (14 сентября 2020). Дата обращения: 26 мая 2022. 26 мая 2022 года.
- Басаў А. Н., Куркоў I. М. Флагі Беларусі ўчора і сёння (белор.) . — Мінск: Полымя, 1994. — 26-27 с. — 8000 экз. — ISBN 5-345-00730-6 .
- Фадзеева В. Я. Арнамент // Этнаграфія Беларусі. — Мн.: БелЭн, 1989. — С.36.
- . Дата обращения: 14 декабря 2010. 3 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 22 августа 2020. 16 июля 2020 года.
- Соответствует геральдическому серебру
- Ткачев М. Национальные символы: народ и история. // Гербовед, № 21.
- Басаў А., Куркоў І. Сцягі Беларусі ўчора і сёння. — Мн.: Полымя, 1994. — С.6.
- Рассадин С. Истоки государственной символики Беларуси. — Мн., 2014. — С.73-74.
- Лобин А. Битва под Оршей. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии. 2011. — С.135.
- . naviny.by (12 октября 2009). Дата обращения: 11 октября 2020. 23 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 7 сентября 2010. 8 декабря 2012 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2009. 3 декабря 2009 года.
- . Дата обращения: 28 июля 2010. 9 июня 2009 года.
- от 13 ноября 2011 на Wayback Machine на сайте Института Латвии
- . Дата обращения: 26 июня 2010. 10 апреля 2008 года.
- Сапрыков В. Флаги содружества // Наука и жизнь, № 10, 1992 — С. 18
- 'Рудовіч С. Час выбару: Праблема самавызначэння Беларусі ў 1917 годзе. — Мінск, 2001. — С. 80.
- Харэўскi C . от 26 февраля 2012 на Wayback Machine / Сто твораў мастацтва ХХ стагодзьдзя // Наша Ніва, № 6. — 1998.
- ↑ . Дата обращения: 24 ноября 2011. 3 ноября 2012 года.
- ↑ (белор.) Лялькоў I . от 7 июля 2007 на Wayback Machine // ARCHE Пачатак, № 1 (21). — 2002.
- Наша Ніва — 1995 — от 21 ноября 2018 на Wayback Machine — с. 8
- Романько О. В. Коричневые тени в Полесье. Белоруссия 1941—1945. — М.: Вече, 2008. — С. 59.
- Латышонак А. от 15 сентября 2009 на Wayback Machine // ARCHE Пачатак, 9 лютага 2009.
- . Дата обращения: 8 июня 2022. 4 февраля 2021 года.
- . Дата обращения: 12 июля 2014. 14 июля 2014 года.
- (недоступная ссылка)
- Дата обращения: 28 января 2018. 6 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2008. 21 ноября 2008 года.
- Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: М. В. Біч i інш.; Прадм. М. Ткачова; Маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн. : БелЭн , 1993. — Т. 1: А—Беліца. — 494 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-85700-074-2 . (белор.) С. 393.
- Басаў А. Н., Куркоў І. М. Флагі Беларусі ўчора і сёння / Пер. А. Н. Найдовіч. — Мн.: Полымя, 1994. С. 22—23.
- Насевіч В. Л. Гэты сцяг пачынаўся так… // Чырвоная Змена, 20 красавіка 1995. — № 42 (13900).
- Цітоў А. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі. — Мн.: РІВШ БДУ, 1999. с. 156 ISBN 985-6299-36-5 .
- Цітоў А. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі. — Мн.: РІВШ БДУ, 1999. с. 155 ISBN 985-6299-36-5 .
- В.А. Ляхор. В последний бой // Сражение со звездой : символика, атрибутика, униформа, знаки различия антисоветских формирований на территории Беларуси в годы Второй мировой войны . — Минск: Колорград, 2018. — С. 92. — 100 с. — 500 экз. — ISBN 978-985-596-112-4 .
- Сяргей Ёрш. Беларуская партызанка. — Минск , 1999 . (белор.)
- от 17 июля 2020 на Wayback Machine , Наша Ніва. (белор.)
- . Дата обращения: 7 мая 2021. 10 мая 2021 года.
- . Советская Белоруссия . из оригинала 25 декабря 2020 . Дата обращения: 19 января 2018 .
- . Дата обращения: 20 июля 2021. 20 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2021. 28 июня 2021 года.
- . hardzin.livejournal.com (5 августа 2012). Дата обращения: 30 ноября 2018. 30 ноября 2018 года.
- . hardzin.livejournal.com (16 сентября 2012). Дата обращения: 30 ноября 2018. 30 ноября 2018 года.
- . nashaniva.by/images.google.by (24 марта 2013). Дата обращения: 30 ноября 2018. Архивировано 30 ноября 2018 года.
- от 17 июня 2013 на Wayback Machine .
- от 19 июня 2018 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 22 августа 2006. 16 октября 2007 года.
- Міхаіл Пастухоў. [web.archive.org/web/20080719185010/ Ці законны рэфэрэндум 1995 году адносна наданьня дзяржаўнага статусу расейскай мове?] // Аняменне. З кронікі знішчэння беларускай мовы. — Вільня: Gudas, 2000.
- Сяргей Запрудзкі. от 14 августа 2017 на Wayback Machine // Аняменне. З кронікі знішчэння беларускай мовы. — Вільня: Gudas, 2000.
- Сяргей Запрудзкі. от 22 июля 2011 на Wayback Machine // Архэ Пачатак № 1 (21) — 2002.
- Сяргей Навумчык. от 11 марта 2010 на Wayback Machine // Радыё Свабода, 14 траўня 2009.
- Александр Федута.
- Дата обращения: 31 мая 2015. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 21 февраля 2011. 2 декабря 2018 года.
- от 8 марта 2021 на Wayback Machine // Наша Ніва , 8 верасьня 2008.
- . Дата обращения: 27 июня 2020. 17 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2020. 17 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2020. 17 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 21 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 31 мая 2015. 2 июня 2015 года.
- Дата обращения: 2 апреля 2017. 3 апреля 2017 года.
- . Дата обращения: 18 августа 2019. 18 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 21 августа 2020. 4 февраля 2021 года.
- . Наша Ніва (белор.) . из оригинала 17 июля 2020 . Дата обращения: 4 марта 2017 .
- TUT.BY. // новости TUT.BY.. 18 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 2 сентября 2018. 1 августа 2018 года.
- Дата обращения: 24 июля 2022. 23 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 9 октября 2020. 17 августа 2020 года.
- . strana.news . Дата обращения: 13 августа 2020. 16 декабря 2021 года.
- Доктор исторических наук
- . Дата обращения: 22 августа 2020. 4 февраля 2021 года.
- . Дата обращения: 21 августа 2020. 19 сентября 2020 года.
- (рус.) . Могилев.Онлайн . Дата обращения: 31 января 2021. 9 февраля 2021 года.
- Дата обращения: 31 января 2021. 31 января 2021 года.
- Павел МИЦКЕВИЧ. . kp.by (30 января 2021). Дата обращения: 30 января 2021.
- . Дата обращения: 4 июня 2021. 4 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 11 июня 2021. 11 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2021. 2 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 10 сентября 2021. 10 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 30 октября 2021. 30 октября 2021 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2021. 11 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 30 декабря 2021. 30 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2022. 4 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 23 февраля 2022. 23 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 23 февраля 2022. 23 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 3 октября 2022. 3 октября 2022 года.
- . Meduza . Дата обращения: 30 октября 2023.
- . Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
- . Настоящее Время (23 апреля 2023). Дата обращения: 30 октября 2023.
- Жылка У. от 8 мая 2018 на Wayback Machine
- Вольная Беларусь, 1917. - №28. - с. 3
- Сакол П. Беларускі сьцяг / Студэнская думка, 1925. — от 17 ноября 2018 на Wayback Machine . — с. 1
- . Дата обращения: 1 августа 2021. 1 августа 2021 года.
- от 17 ноября 2018 на Wayback Machine : З творчай спадчыны пісьменнікаў Беларусі, якія загінулі ў гады Другой сусветнай вайны. У 3 кн. Кн. 2 / уклад., біягр. давед. пра аўт. і камент. А. Бельскага. — Мн.: Бел. кнігазбор, 2005. — 656 с. — с. 320
- Газета «Беларусь», № 9 (36), 30 октября 1919 г.
- . Дата обращения: 21 ноября 2018. 21 ноября 2018 года.
- . Дата обращения: 21 ноября 2018. 5 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 2 сентября 2018. 2 сентября 2018 года.
- Збор твораў. У 13 т. / Максім Танк; рэд. тома Л. Г. Кісялёва; падрыхт. тэкстаў і камент. : Т. П. Барысюк, А. А. Данільчык, В. Л. Хацяновіч ; Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т мовы і літаратуры імя Я. Коласа і Я. Купалы. — Мінск : Беларус. навука, 2010. — Т.1 — с. 193.
- Дата обращения: 20 июня 2021. 11 декабря 2016 года.
- . Дата обращения: 20 декабря 2021. 20 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2020. 15 июля 2020 года.
- // Наша Ніва , 26 сьнежня 2010.
- от 24 августа 2012 на Wayback Machine (белор.)
- . Дата обращения: 1 марта 2021. 18 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 19 февраля 2021. 22 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 22 марта 2021. 20 мая 2020 года.
- Дата обращения: 21 ноября 2018. 21 ноября 2018 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 21 ноября 2018. 31 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 21 ноября 2018. 21 ноября 2018 года.
См. также
Литература
- Басов А. Н., Курков И. М. Флаги Беларуси вчера и сегодня. — Минск: Полымя, 1994.
- Латышонак А. Дзяржаўная сымболіка Беларускай Народнай Рэспублікі // Жаўнеры БНР. — Беласток-Вільня, 2009. — С. 303—306.
- Насевіч В. Л. Гэты сцяг пачынаўся так… // Чырвоная Змена, 20 красавіка 1995. № 42 (13900).
- Турук Ф. Белорусское движение. Очерк истории национального и революционного движения белоруссов. — М., 1921; Мн.:, 1994.
- Фадзеева В. Я. Арнамент // Этнаграфія Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1989. — ISBN 5-85700-014-9 .
- Цітоў А. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі. — Мн. : РІВШ БДУ, 1999. — ISBN 985-6299-36-5 .
Ссылки
- Милинкевич А. В. (белор.) . by.milinkevich.org. Дата обращения: 22 ноября 2010. 26 августа 2011 года.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-04-09
- 1