Interested Article - Респиги, Отторино

Оттори́но Респи́ги ( итал. Ottorino Respighi ; 9 июля 1879 , Болонья 18 апреля 1936 , Рим ) — итальянский композитор.

Основное значение в наследии Респиги имеет музыка для симфонического оркестра .

Биография

Сын учителя фортепиано, получил первые уроки музыки у своего отца. С 1891 года учился в Болонском музыкальном лицее у Федерико Сарти ( скрипка и альт ) и Джузеппе Мартуччи ( композиция ), занимался также под руководством музыковеда Луиджи Торки , от которого унаследовал интерес к итальянской музыке XVI—XVIII веков.

В 1899 году получил диплом инструменталиста и отправился в Россию, где играл в оркестре Мариинского театра , а также на протяжении пяти месяцев изучал композицию в Санкт-Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова .

Затем некоторое время работал в Москве . За время пребывания в Санкт-Петербурге и Москве овладел русским языком . В дальнейшем вернулся в Болонью, где получил диплом по композиции. Работал аккомпаниатором в вокальной школе Этельки Герстер , играл на альте в квинтете под руководством Бруно Муджеллини .

Некоторое время концертировал также в Германии. В то же время брал уроки композиции у Ферруччо Бузони и Макса Бруха .

Затем полностью посвятил себя композиции.

С 1913 года преподавал в римской консерватории Санта-Чечилия , в 1923—1926 годах — её директор.

Творчество

Респиги проделал эволюцию от импрессионизма к неоклассицизму . В 1916 г. создал симфоническую поэму « Фонтаны Рима », в которой отразились его впечатления от четырёх фонтанов Вечного города. За этим триумфом последовали « Пинии Рима » (1924), «Римские празднества» (1926) и сюита «Птицы» (1927). Перу Респиги принадлежат также 9 опер.

Список сочинений

Оперы

  • Король Энцо ( Re Enzo , 1905)
  • Семирамида ( Semirâma , 1909)
  • Мария Виктория ( Marie Victoire , 1913)
  • Спящая красавица в лесу ( La bella addormentata nel bosco , 1922)
  • Бельфагор ( Belfagor , 1923)
  • Затонувший колокол ( La campana sommersa , 1927)
  • Мария Египетская ( Maria Egiziaca , 1932)
  • Пламя ( La Fiamma , 1934)
  • Лукреция (по У.Шекспиру; завершена Элизой Респиги, поставлена в 1937)

Балеты

  • Волшебная лавка ( La Boutique fantasque , 1918, на темы Россини)
  • Волшебные часы ( La Pentola magica , 1920, на русские народные темы)
  • Севр Средневековой Франции. Оживший фарфор ( Sèvres de la vieille France , 1920, на темы XVII—XVIII века)
  • Венецианское скерцо (Проделки Коломбины) ( Scherzo Veneziano. Le astuzie di Columbina , 1920)
  • Белкис, царица Савская ( Belkis, regina di Saba , 1931)

Для оркестра

  • Симфонические вариации (1900)
  • Прелюдия, хорал и фуга (1901)
  • Ария для струнных (1901)
  • Сюита для струнных (1902)
  • Менуэт для струнных (1903)
  • Серенада для малого оркестра (1904)
  • Бурлеска (1906)
  • Ноктюрн (1907)
  • Карнавальная увертюра ( Ouverture carnevalesca ; 1914)
  • Драматическая симфония ( Sinfonia drammatica ; 1914)
  • Старинные лютневые танцы и песни ( Antiche danze ed arie per liuto ). Сюита № 1 (1917)
  • Баллада о гномах ( Ballata delle gnomidi ; 1919)
  • Старинные лютневые танцы и песни. Сюита № 2 (1923)
  • Бельфагор ( Belfagor , увертюра на материале одноимённой оперы; 1924)
  • Россиниана (сюита; 1925)
  • Витражи собора ( Vetrate di chiesa ; 1926)
  • Триптих Боттичелли ( Trittico botticelliano ; 1927)
  • Птицы ( Gli uccelli ; 1927)
  • Бразильские впечатления ( Impressioni brasiliane ; 1928)
  • Метаморфозы. Тема с 12 вариациями ( Metamorphoseon. Modi XII ; 1930)
  • Старинные лютневые танцы и песни. Сюита № 3 (1932)
  • Белкис, царица Савская. Сюита из балета (1934)
«Римская трилогия»

Для инструментов с оркестром

  • Легенда для скрипки с оркестром (1902)
  • Концерт для фортепиано с оркестром A minor (1902)
  • Мелодия и вальс для флейты с оркестром (1902)
  • Юмореска для скрипки с оркестром (1903)
  • Концерт для скрипки с оркестром ля мажор (1903; заверш. Salvatore Di Vittorio, 2009)
  • Фантазия для фортепиано с оркестром «Слава» (1903)
  • Адажио для двух гобоев и струнных (1903)
  • Сюита для флейты и струнных (1905)
  • Сюита для органа и струнных (1905)
  • Концерт в старинном стиле, для скрипки с оркестром (1908)
  • Адажио с вариациями для виолончели с оркестром (1921)
  • Концерт для скрипки с оркестром «Григорианский» ( Concerto Gregoriano , 1921)
  • Концерт в миксолидийском ладу ( In modo misolidio ), для фортепиано с оркестром (1925)
  • Осенняя поэма ( Poema autunnale ), для скрипки с оркестром (1925)
  • Токката для фортепиано с оркестром (1928)
  • «Концерт для пяти» ( Concerto a cinque ), для гобоя, трубы, скрипки, контрабаса, ф-но и струнных (1933)

Для хора

  • Христос, библейская кантата для солистов, хора и оркестра (1898)
  • Весна ( La Primavera , 1923)
  • Хвала Рождеству Христову ( Lauda per Natività del Signore , 1930)

Для голоса с оркестром

  • Плач Ариадны ( Lamento d' Ariadna ; оркестровка и музыкальная редакция арии из оперы К. Монтеверди, 1908)
  • Аретуза (сольная кантата, 1911)
  • Закат ( Il tramonto , 1914)
  • Недотрога / Мимоза ( La sensitiva , 1915; сольная кантата)
  • Флейта Пана (1918)
  • Лесное божество (1925)

Камерные составы

  • Сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1917)
  • Струнные квартеты (1898, 1901, 1903, 1904); струнный квартет d-moll «Ernst ist das Leben, heiter ist die Kunst» ( Жизнь скучна, искусство весело , 1909); струнный квартет «Дорийский» ( Quartetto dorico , 1924)
  • Пять пьес для скрипки и фортепиано (1901)
  • Колыбельная, для струнных (1902)
  • Фортепианный квинтет (1902)
  • Шесть пьес для скрипки и фортепиано (1906)
  • Сюита из табакерки, для фортепиано в 4 руки и духовых (1930)

Для фортепиано

  • Соната фа минор (1897)
  • Шесть пьес (1903)
  • Три прелюдии на темы григорианских хоралов (1920)
  • Шесть детских пьес для фортепиано в 4 руки (1926)

Для голоса и фортепиано

  • Туман ( Nebbie , 1906)
  • Stornellatrice (1906)
  • Пять песен под старину ( Cinque canti all’antica , на тексты Дж. Боккаччо, Донини; 1906)
  • Пять стихотворений (на стихи П. Б. Шелли, Ж.Ферзена, Р.Тагора; 1917)
  • Четыре песни Г. д’Аннунцио ( Quattre canzone di Gabriele d’Annunzio , 1920)

Литература

  • Попова Н. Отторино Респиги и русская музыкальная культура начала XX века // Annali d’Italia. 2021. № 18-2. С. 3-21.
  • Евстратова Е. Б. Живопись как аллюзия в структуре музыкальной программы «Триптиха Боттичелли» Отторино Респиги // В сборнике: Музыкальное искусство: проблемы теории, истории и педагогики. Редактор-составитель: Е. Г. Окунева. 2020. С. 85-94.
  • Кириллина Л. В. Ферручо Бузони, Отторино Респиги и Альфредо Казелла в России // В книге: Италия -Россия: четыре века музыки. Посольство Италии в Москве, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, идея Чезаре Марии Рагальини. Москва, 2017. С. 356—379.
  • Pedarra P. Catalogo delle opere di Ottorino Respighi // Ottorino Respighi, a cura di G. Rostirolla. Torino, 1985, pp. 327—404.
  • Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины XX века: Очерки. Л.: Музыка, 1986. — 144 с.
  • Фомин В.С. . — Для слушателей симфонических оркестров. — М. : Музыка, 1967. — С. 150—151. — 280 с.

Примечания

  1. Bernardoni V. Ottorino RESPIGHI // (итал.) — 1960. — Vol. 87.
  2. Ottorino Respighi // — 1696.
  3. Респиги Отторино // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 1808.
  5. . www.belcanto.ru . Дата обращения: 16 января 2021. 21 января 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Респиги, Отторино