Interested Article - Шаровкин Успенский монастырь

Шаровкин Успенский монастырь — действующий монастырь Русской православной церкви , расположен в селе Ильинское Калужской области , в Калужской епархии на правом берегу реки Жиздры в 40 км от города Калуги .
В настоящее время на территории монастыря действует Успенский храм.

История

Резные Царские врата в Успенской церкви. Фотография 1903 года

Монастырь основан в начале XVI века. Храмы, которые служили приходскими церквями , стоят несколько поодаль от селения. Духовным отцом отшельников и основателем обители был инок Шаровка (позднее назывался строителем), по имени которого и назван монастырь. Богоугодная жизнь основателя и собранного им братства скоро обратила на себя особое внимание владельца этих мест князя Воротынского Александра Ивановича , который принял возникшую обитель под своё личное покровительство, вместо первоначальной деревянной церкви воздвиг каменный храм из белого лекального кирпича .

Основатель монастыря погребён в 1545 году у южной алтарной стены соборного храма. Над могилой его вставлена в стену плита из белого камня с высеченной на ней надписью: «лета 7053 (1545), месяца Февраля в 8 день, представися раб Божий инок θеогностъ». Из описи монастырских актов видно, что в 1547 году монастырь получил от князя Александра Ивановича жалованную грамоту «на деревню Башкову и на иные деревни», а в 1552 году (спустя семь лет после кончины основателя обители), в ней (как видно из закладной книги) уже существовал каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы . К этому же времени относятся и первые вклады князя Александра, состоявшие в украшении созданного храма иконами и утварью. До самой своей кончины (1565) он продолжал обогащать своё богомолье благими даяниями. Его примеру последовал родной брат — князь Михаил Иванович , герой Казанского похода .

Церковь Сергия Радонежского. Фотография 1903 года

В конце 1550 года была построена тёплая церковь во имя Сергия Чудотворца с трапезной и придельная церковь во имя Иоанна Богослова . Церковь была освящена в 1560 году .

В 1564 году церковь была расписана игуменом того же монастыря Прохором.

Лета 7073 (1565) дал Царь Государь Иоанн Васильевич всея России, по Князь Александр Воротынском 200 рублей. В 1566 году Государь же дал по Князь Александр, да на 300 четвертей земли. Того же года, Государь ездил в Белёв , был в монастыре и дал на рыбу и масло 100 рублей денег .

Вкладная книга монастыря

В следующем, 1567 году он проявил новый знак благоволения к обители, дав ей жалованную на её вотчину.

В [1583] году дал Государь Царь по Царевич Иоанн образ Пречистия Богородицы на золоте, да три достакана сребрены. Да Государь же дал два образа Пречистия по товарищ по Велине, да и Прокофьи, оба на золоте. Да Государь же дал по Князь Щенятин 49 рублей с гривною . Да в 92 [1584] году дал Государь Царь по своих опальных людях в дом Владычицы милостыни 90 рублей денег при Игумен Макарии, да при Казначеи Феогносте" .

Вкладная книга монастыря

Племянники князя Александра Ивановича, дети брата его Михаила, не забывали своего богомолья, о чём свидетельствует жалованная грамота 1584 года на вотчину — деревню Козменки.

После князей Воротынских одним из самых усердных благодетелей обители являлся стольник Иван Чичерин , который принял здесь иноческий образ и погребён в этой обители, в приделе Святого Иоанна Богослова; над могилой его, в западной стене придела, вставлена каменная плита с рельефной надписью. Вклады его начались с 1606 года до его кончины 28 сентября 1640 года.


Примеру своих предков в милостивом расположении к обители последовал и князь Иван Алексеевич — последний из рода князей Воротынских , который приходился по матери (из фамилии Стрешневых ) двоюродным братом царю Алексею Михайловичу и находился при нём безотлучно. Последние вклады Ивана Алексеевича относятся к 1670 году.

Щедроты царские :

Вкладчики обители в XVII веке: бояре Кошелевы , из которых , убитый под Смоленском, погребён в сей обители 6 сентября 1634 года, стольник , Федор Лопухин , пострижен в сей обители, и сын его стольник , , стольник , князь Григорий Волконский , Щербачёвы , Засецкие , Племянниковы , Темирязевы , Панины , Ладыженские , Бахтины , Спешневы , Власьевы и др.

В 1684 году по указу Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна и Петра Алексеевича , всея Великая и Малая и Белая России Самодержавцев, и по наказной памяти, за приписью Дьяка Григория Посникова, велено Приказу Большого Дворца подьячему Луке Волкову ехать в монастырь и того монастыря в вотчины, для того, что в нынешнем во 192 году, декабря в 28 день, Великие Государи Цари и Великие Князья, Иоанн и Петр Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцы, и сестра их, Великая Государыня Царевна и Великая Княжна, Софья Алексеевна указали тот монастырь со крестьянами и с бобылями , и с пашнею, и с сенными покосами, и с рыбными ловлями, и со всеми угодьями, что написано к тому монастырю в писцовых и в переписных книгах , приписать Пречистыя Богородицы к Донскому монастырю .


В 1764 году по духовному штату монастырь поставлен в число заштатных монастырей Крутицкой епархии . Монастырь упразднён по случаю пожара в 1776 году. Пожар истребил все деревянные обители: построенную тёплую церковь во имя преподобного Сергия, келии, конюшню, скотные дворы и ограду вокруг монастыря, что привело к запустению обители. Настоятель с братией перемещены в Белёвский Жабынский монастырь с частью церковной утвари . Далее храмы существовали как приходские церкви.

Построенная в XVI веке соборная одноглавая церковь во имя Успения Божий Матери сохранила с того времени только древнюю стену с цоколем из тёсаного камня и боковые входы также из камня, грубо исполненного во вкусе раннего Ренессанса , в остальном она сильно подвергалась переделкам. В северном приделе церкви во имя Иоанна Богослова находятся старинные Царские врата , выполненные их тонких липовых пластин, приклеенных к дверному полотну. Орнамент, обрамляющий половинки дверей и киот , вызолочен, а поля вокруг них, с более крупным орнаментам, высеребрен .

Иноки , управляющие обителью
  • Первоначальник (строитель) Феогност (1545)
  • Игумен Прохор (1552)
  • Игумен Паисий (1577)
  • Игумен Макарий (1584)
  • Игумен Кирилл (1609)
  • Строитель Ион Челюскин (1614)
  • Игумен Иов (1621)
  • Игумен Пафнутий (1626)
  • Игумен Дионисий (1629—1643)
  • Игумен Леонид (1645)
  • Игумен Филарет (1659—1665)
  • Игумен Проохор (1665)
  • Иосиф (1668—1669)
  • Строитель Филарет (1670)
  • Строитель Савватий (1675)
  • Игумен Афанасий (1680—1684)

В этом году обитель была приписана к Донскому монастырю . Наместники, назначенные из Донского монастыря:

  • Игумен Тихон (1686—1687)
  • Строитель Ион (1695)
  • Строитель Иов (1697)
  • Монах Ион (1700)
  • Иеромонах Филарет (1715)
  • Казначей Сергий (1722)
  • Иеромонах Порфирий Рахинский (1753)

Часовня при монастыре

Существует предание, если кто благополучно проедет дорогой, пролегающей через эти труднопроходимые леса, тот непременно должен был заехать в монастырь отслужить благодарственный молебен . На половине пути от Митина завода к селу был старый осокорь , мимо которого пролегал тракт; по преданию, на этом месте, во время существования монастыря, была часовня во имя святителя Николая, в память чего в дупле старого дерева стояла его икона за стеклом .

Примечания

  1. Иеромонах Леонид (Кавелин) . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. — М.: Университетская тип., 1863. — С. 3.
  2. Иеромонах Леонид (Кавелин) . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. — М.: Университетская тип., 1863. — С. 4.
  3. Малицкий П. И. . — Тула: Тульское епархиальное братство св. Иоанна Предтечи, 1895. — 826 с. 28 января 2021 года.
  4. Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Объяснения к рисункам. — Калуга: Типо-литография Губ. правления, 1903. — С. 63.
  5. Леонид (Кавелин), иеромонах . Церковно-историческое описание упразднённых монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. — М.: Университетская тип., 1863. — С. 2.

Литература

  • Леонид (Кавелин) , иеромонах . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. — М.: Университетская типография, 1863. — 179 с.
  • Памятная книжка Калужской губернии за 1874 год. — М.: Тип. Преображенского, 1874. — С. 109.
Источник —

Same as Шаровкин Успенский монастырь