Interested Article - Бурлуцкий, Иаков Петрович

Иаков Петрович Бурлуцкий (1819 — 28.09.1886, Пенза) — протоиерей, писатель, педагог, церковный историк, первый редактор журнала « Пензенские епархиальные ведомости ».

Биография

Протоиерей Иаков Бурлуцкий родился в 1819 году в семье в семье диакона Покровской церкви села Паны Наровчатского уезда Петра Иванова. Матерью будущего профессора стала Ксения Васильевна Акимова, дочь дьячка с. Дракино Спасского уезда Тамбовской губернии . Иаков родился первым сыном в семье, старше его на 7 лет была сестра Евдокия, затем еще появились на свет брат Тихон в 1820 г., сестра Надежда в 1822 г., Василий в 1828 г. и Александра в 1835 г. Несмотря на то, что сохранились метрические книги Покровской церкви села Паны за 1818—1820 годы, записи о рождении сына Якова в семье диакона там нет, поэтому год и место его рождения устанавливаются на основании косвенных сведений.

О происхождении фамилии Бурлуцких

Дед и отец Иакова Петровича писались в клировых ведомостях Иваном Васильевым и Петром Ивановым. Фамилия «Бурлуцкий» у их потомков появляется при поступлении в духовные учебные заведения. Этимологическое значение слова «бурлук» тюркского происхождения — осадок грязной воды. Это название места, а не «говорящая» фамилия, характерная для воспитанников духовных заведений. Таковая — Парнасский — была у младшего брата Якова Тихона. Возможно, корни семьи уходят в село Бурлук Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне Котовский район Волгоградской области). Эта территория входила в Пензенскую и Саратовскую епархию. В Пензе в первой половине XIX века был известен священник Петропавловской церкви и благочинный, протоиерей Маркелл Антонович Бурлуцкий (1784—1866). Несмотря на то, что время их активной деятельности и известности частично совпадает, пока не обнаружено никаких свидетельств об их контактах и родственных связях.

Семья. Детство и юность

Отец Иакова Петровича Бурлуцкого священник Петр Иванов прослужил в церкви более 30 лет, ни разу не получив ни одной награды или поощрения (архипастырское благословение, набедренник, скуфья и т. п.) и значительную часть времени находясь в штрафной ведомости, под судами и следствиями. Часто менялись и места его службы: села Наровчатского , Краснослободского , Мокшанского , Саранского уездов .

В 1814 году Петр Иванов, 21 году, был определен к Покровской церкви села Паны Наровчатского уезда дьячком с посвящением в стихарь, в 1815 году произведен во диакона. В это время он уже был женат и имел маленькую дочь. 26 августа 1820 года рукоположен во священника и переведен в село Самаевку того же уезда, где в декабре 1819 года умер священник Алексей Макаров. Образование отца Петра было минимальным: «В семинарии не обучался, катехизис знает, поучение читает, в уставе сведущ, по нотам петь умеет». В последующем отмечалось: «Учение и пение хорошо, катехизис недостаточно», а то и вовсе: «Чтение и пение добропорядочно, катехизиса не знает». Детство будущего профессора прошло здесь и в селе Синдорово Краснослободского уезда, куда отец его был перемещен 14 марта 1829 года первым священником. Сюда Петр Иванов попал, находясь под эпитимьей и следствием. Он был удален с прихода за излишние поборы с прихожан при требоисправлении.

В 1834 году начался десятилетний период учения Иакова Петровича: в Пензенской духовной семинарии (1834—1840), в Московской духовной академии (1840—1844), после которого он возвращается в Пензу наставником в семинарию. О его учении в Пензенской духовной семинарии можно судить по спискам учащихся, где он по всем наукам идет в первом разряде с характеристиками «занимался и успел отлично хорошо», «способностей, прилежания и успехов весьма хороших».

Учеба

В 1844 году отец Иаков заканчивает Московскую духовную академию по первому разряду. Это свидетельство огромного трудолюбия. При составлении разрядного списка студентов принимались во внимание их успехи, то есть оценки за переводные испытания, сочинения, проповеди и поведение, полученные в течение всего периода академического образования.

В 1844 году Московскую духовную академию закончили 58 студентов, из них магистрами 23 человека. Вероятно, магистерское сочинение «О таинстве покаяния» Бурлуцкий досылал уже из Пензы, почему ученую степень получил через год после окончания академии, 26 октября 1845 года. Магистерский крест на Бурлуцкого был возложен 28 сентября 1848 года. Этот «академический крест» полагался только ученому духовенству, то есть для получения права на его ношение необходимо быть священником. Яков Петрович был рукоположен во священника градской Никольской церкви с оставлением при профессорской должности 20 июля 1848 года.

Служба в Пензенской семинарии

Вся дальнейшая жизнь протоиерея Иакова Бурлуцкого была посвящена Пензенской духовной семинарии , где он прослужил более 40 лет, с октября 1844 до октября 1885 года. Но его преподавательская деятельность началась еще в выпускном классе пензенской семинарии. В клировых ведомостях с. Монастырское на 1839 год записано: «Яков Бурлуцкий, 22 года, обучается в пензенской семинарии в высшем отделении и занимает место оной же семинарии в риторическом классе должность учителя на греческом языке».

Его первой должностью был наставник физики и математики в низшем отделении семинарии. В 1845 году он в том же отделении переведен на преподавание словесности и назначен помощником инспектора. Исполнял эту должность 8 лет, из них три с половиной года «безмездно», то есть без оплаты. Также «безмездно» он около года исправлял должность инспектора семинарии, часто заменял отсутствующих преподавателей, проявляя при этом «добрую попечительность об образовании воспитанников». Был он и библиотекарем (1852—1854), и экономом (1854—1857), а в 1858 году, по представлению Казанского академического правления, утвержден Святейшим Синодом в должности инспектора семинарии. Таким образом, протоиерей Иаков Бурлуцкий прослужил 41 год в учительской должности и более 26 лет в инспекторской, несколько раз исправляя должность ректора семинарии. В отпуске был два раза: 20 дней в июле 1855 года брал для поездки на богомолье в Саров и месяц, с 4 апреля по 3 мая, в 1879 году. За 41 год он преподавал многие дисциплины: физико-математические науки и словесность в низшем отделении, историю церкви и соединенные с нею предметы, Священное Писание в выпускном классе, учение о пензенском расколе, греческий язык в 5-м классе почти весь учебный год «безмездно», всеобщую церковную историю, в связи с «выбытием наставника» тоже весь учебный год и в следующем году полгода, Священное Писание в 1-м классе. Преподавал он, как правило, «по собственным записям», то есть самостоятельно составляемым конспектам, что говорит о его работе с оригинальными текстами и источниками.

За долгую и беспорочную службу отец Иаков был награжден орденами св. Анны 3-й степени (1866) и 2-й степени (1875), св. Владимира 4-й степени. Последняя награда давала право на потомственное дворянство. 3 марта 1883 года Правительствующий Сенат утвердил постановление Пензенского дворянского собрания о причислении И. П. Бурлуцкого с женой и тремя детьми к дворянскому сословию и внесение его в 3-ю часть дворянской родословной книги Пензенской губернии.

По воспоминаниям современников, отец Иаков был деятельным, неравнодушным и незаурядным человеком. «Слово его было сильно, решительно и уместно. Цели у него были наперед определены, средства намечены; в достижении целей его отличали стойкость, последовательность и неуклонность; неудача, если она случалась, его не разочаровывала, энергия не ослабевала; терпеливо он дожидался момента, когда можно было начать дело снова, и он приводил его к концу, выбравши момент самый удобный. Взгляд на вещи у него был ясный, обдуманный теоретически и проверенный наблюдениями жизненными; знания его отличались многосторонностию. Его можно назвать даже в некотором смысле передовым человеком; нарождающиеся вопросы жизни его интересовали, кажется, более, чем кого-либо, и он прилагал к ним всю силу своего ума и энергии; отсюда он являлся всегда первым в каждом новом деле. Он поднимает вопрос об издании „Пензенских епархиальных ведомостей“, об образовании Общества вспомоществования духовенства Пензенской епархии, об Иннокентиевском братстве, о народных чтениях и проч. Это действительно был характер в полном смысле слова; в нем была и предприимчивость, и инициатива, и последовательность, и стойкость, и энергия. Но обладая этими качествами, он не шел, что называется, напролом; его отличали также осторожность и осмотрительность. Без дела он быть не мог, ему было скучно, он работал до последних минут своей жизни» .

Но не все в этом служении было гладко. Молодому поколению студентов семинарии отец инспектор казался «само- и стародуром» в своих неуклонных требованиях дисциплины, ответственности и трудолюбия, преданности избранному пути. Только что поступивший в 1861 году в Московский университет В.О. Ключевский (время его учебы в Пензенской духовной семинарии – 1856–1860 годы) сочинил «Педагогические сцены», персонажами которых были Псих и Урлук, т.е. ректор семинарии архимандрит Евпсихий (Горенко) и инспектор протоиерей Иаков Бурлуцкий. Пьеса эта до нас не дошла, известен ее пересказ в письме Ключевского пензенскому другу П.П. Гвоздеву .

Будущий великий историк попытался пристроить пьесу в столичные журналы, но там отказались ее печатать, судя по всему. Кстати, в пору учения Иакова Бурлуцкого в семинарии годом старше него шел отец историка Иосиф Ключевский. В отзывах студента-москвича сквозит юношеская самоуверенность и задиристость, и, вместе с тем, хорошо угадываются интонации заботящегося о нравственности воспитанников инспектора с его «душеспасительными примерами вместо церковной истории». «Изучай эту мумию, как памятник когда-то бывшего периода само- и стародуров. Ведь это уже отпетые, схороненные, изгнившие лица, – пишет в юношеском запале Ключевский о сорокадвухлетнем Якове Петровиче. – <…> Что им? Чем волнуются они? <… > Эх, брат! Как жаль, что мы слушали с тобой, да и не слушали даже, а просто зубрили какие-то подонки из скандалов святых отцов, а не развитие христианских идей в человечестве» .

Пастырское служение

О священнической деятельности отца Иакова Бурлуцкого известно немного. В клировых ведомостях приводятся внешние факты: посвящен в протоиерея в 1849 году; череда наград и поощрений: архипастырские благословения, набедренник, скуфья, камилавка, — вплоть до наперсного золотого креста. В повседневной жизни были заботы о ремонте и благоукрашении храма, об окормлении паствы. Некоторое время в одном из помещений Николаевской церкви хранилась семинарская библиотека, которая тоже была предметом внимания настоятеля.

С первых лет иерейства отец Иаков несколько раз в год, «в черед», говорил проповеди собственного сочинения в Спасском кафедральном соборе. Это особая привилегия, и удостаивались ее совсем немногие священники. 17 декабря 1857 года отец Иаков Бурлуцкий был переведен из Никольской церкви в кафедральный собор младшим протоиереем. Но пробыл там только около месяца. По просьбам прихожан о любимом батюшке 30 января 1858 года возвращен опять в свою «родную» Никольскую церковь, где и прослужил до конца 1884 года.

Об искренней и глубокой вере и любви к Богу отца Иакова можно судить по его многочисленным речам, беседам, словам на церковные праздники, памятные дни, особые события, опубликованным в епархиальном журнале. Пензенское духовенство, современники отца протоиерея, признавали его несомненное превосходство в пастырских проповедях. Несмотря на множество общественных поручений как приходский священник отец Иаков всегда был доступен, готов во всякое время удовлетворить духовные нужды прихожан. В храмах, где он служил, устанавливались порядок, благоговение и благолепие службы. Отмечалось и благотворное воздействие его как приходского священника на паству.

Церковный краевед

Помимо службы в семинарии, священнического служения в Никольской церкви была еще и огромная общественная работа. Участие, всегда неформальное, во множестве комитетов, комиссий, обществ. Среди них, Бурлуцкий был членом историко-статистического епархиального комитета с 8 ноября 1855 по 1858 год. За статьи для комитета он получал даже благодарности от епархиальной власти. В 1885 избран казначеем Иннокентиевского братства Пресвятой Богородицы, им был написан Устав братства и пояснительная записка к нему.

О роли протоиерея Иакова Бурлуцкого в деле сохранения памяти и прославления святителя Иннокентия, первого пензенского святого, необходимо упомянуть особо. По сведениям Е. П. Белохвостикова, автора первой полной научной биографии святителя, именно Бурлуцкий начал вести в Спасском соборе записи о чудесах по молитвам к святителю Иннокентию. Осенью 1861 года он составил заметку о книге архимандрита Фотия «Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского», 1827 года, хранившейся в кафедральном соборе Пензы. Это единственный образец статьи Бурлуцкого в жанре критического очерка, с жестким профессиональным анализом, с глубоким знанием философской и богословской литературы, исторических обстоятельств и биографии самого святителя. В 1872 году профессор поместил свой разбор в епархиальном журнале. Наконец, отец Иаков произнес слово на праздновании 100-летнего юбилея пензенского епископа в 1884 году. Таким образом, на протяжении всей жизни церковный краевед сохранял интерес к памяти будущего святого.

Практически везде он был первопроходцем. Главные направления его исследований — статьи о трех первых пензенских иерархах: преосвященных Гаии (Такаове) , Моисее (Близнецове-Платонове) , Афанасии (Корчанове) ; цикл из 12 статей, опубликованных в 1870—1871 годах об особо чтимых в Пензенской епархии иконах (по уездам); около 20 статей разнообразной тематики связаны с местным расколом: об истории, догматике и практике раскольников, распространении по селам и уездам епархии. Причиной появления статей явилось назначение отца Иакова в 1869 году членом комитета для разбора архива консистории. Статьи были напечатаны позже отдельным изданием как методическое пособие к курсу, преподаваемому в Пензенской духовной семинарии.

Нельзя не обратить внимание на некрологи и надгробные слова, во множестве написанные Бурлуцким о своих коллегах, преподавателях Пензенской семинарии и священниках, характеризующие его как человека глубоко порядочного, отзывчивого и благодарного. Будь то старейшина преподавательской корпорации семинарии В. М. Мерцалов, или совсем молодой, едва начавший деятельность и умерший от чахотки И. И. Востоков — для всех инспектор находит добрые проникновенные слова, умеет подвести достойный итог деятельности ушедшего. Сюда же можно отнести его воспоминания и статьи о видных пензенских пастырях (протоиереях А. Л. Овсове, Ф. П. Островидове, А. П. Смирнове и др.). Теперь эти материалы являются одним из достоверных источников к истории семинарии и пензенского духовенства.

Интерес протоиерея Иакова Бурлуцкого к истории епархии ярко выразился во время его редактирования «Пензенских епархиальных ведомостей».

Работа в «Пензенских епархиальных ведомостях»

Главное место среди его общественных занятий занимает учреждение и редактирование епархиального журнала. В 1865 году отец Иаков вошел к преосвященному Антонию I (Смолину) c прошением об исходатайствовании ему разрешения Святейшего Синода на издание « Пензенских епархиальных ведомостей » по составленной им программе. Владыка Антоний, находя, что «предприятие протоиерея Бурлуцкого будет в значительной степени полезно как для епархиального управления, так и для духовенства Пензенской епархии», принял на себя ходатайство пред Святейшим Синодом о благословении на издание «Ведомостей». Разрешение последовало 5 ноября 1865 года, от этой даты начался отсчет редакторства протоиерея И. П. Бурлуцкого. С 1 января 1866 года вплоть до 1917 года «Ведомости» издавались без перерыва.

Неофициальная часть «Ведомостей» в первые 4 года издания (по 1869 год включительно) имела двух редакторов, затем 5,5 лет (до половины 1875 года) одного, потом опять двух. В августе 1868 года Бурлуцкий был уволен от заведывания редакцией, но с ноября 1869 года редакция снова перешла к нему, и с этого времени он вел дело уже один. В 1872 году общеепархиальный съезд духовенства ходатайствовал пред епархиальным начальством о передаче «Ведомостей» в ведение всей семинарской корпорации. Удовлетворив это ходатайство, бывший в то время преосвященный Григорий назначил редактором ведомостей ректора семинарии архимандрита Симеона (Линькова) , а Бурлуцкий в 1873 году был уже окончательно уволен от редакторства, но не переставал помещать в журнале статьи.

Журнал задумывался протоиереем Иаковом Бурлуцким в помощь епархиальному духовенству, и имел своею ближайшей целью служить ему, с одной стороны, церковно-юридическим, с другой — религиозно-просветительным органом и руководством в его жизни и служении. В обращении к пензенскому духовенству в первом номере журнала, редактор писал, что издание призвано помочь «пастырям церкви и их сотрудникам и сослужителям не оставаться в неведении всего, что делается на Святой Руси, и не быть действительно сословием отсталым и невежественным, как нередко честят их люди недоброжелательные. Им необходимо иметь литературный орган, который бы, проникая во все веси и деревни, разносил во все концы епархии современные идеи жизни религиозной, умственной, нравственной и общественной».

Соответственно с такими направлениями «Ведомости» состояли из двух частей, официальной и неофициальной. В официальной части сообщались все распоряжения и известия, касающиеся духовенства вообще и епархиального в особенности. Изданием официальной части редакция оказывала большую услугу консистории и духовенству. Преимущественное же внимание редакция обращала на часть неофициальную, для которой сама составляла материал. В итоге 25-летней деятельности выяснилось, что в неофициальной части «Ведомости» не только выполняли свою программу, составленную первым редактором, но некоторые отделы значительно расширили, причем, при его же участии. В общем своем виде они служили, с одной стороны, для помощи пензенскому пастырству в его жизни и служении, с другой — собиранию и разработке материалов для истории местной епархии.

По подсчетам Н. К. Смирнова, редактора неофициальной части «Ведомостей», Бурлуцкий поместил в епархиальном печатном органе 65 проповедей и 50 статей. Надо сказать, что наставники семинарии начали помещать свои статьи в журнале преимущественно с 1873 года, когда «Ведомости», по желанию духовенства, перешли в ведение семинарской корпорации. До того времени в течение 7 лет, если не считать статей инспектора семинарии Бурлуцкого, бывшего редактором, на страницах «Ведомостей» помещено было только 7 преподавательских статей, то есть отец Иаков был чуть ли не единственным представителем семинарии, писавшим в «Пензенские епархиальные ведомости» в первые годы существования журнала.

В последнем номере ведомостей за 1872 редактор неофициальной части попрощался с читателями, известив, что с нового года издание «Ведомостей» переходит к корпорации семинарских преподавателей. Пожелав «преуспеяния во всех делах» пензенскому духовенству, отец Иаков обращает особое внимание на необходимость женского православного образования и состояние Пензенского женского епархиального училища.

Последней публикацией протоиерея Бурлуцкого в журнале было «Поучение при окончании курса училища девиц духовного звания», произнесенное им на выпускном акте в Пензенском епархиальном женском училище в июне 1886 года.

Частная жизнь

Супруга И. П. Бурлуцкого Мария была дочерью протоиерея Нижегородской Космодамианской церкви Петра Ивановича Морева, десятью годами моложе мужа. Мария Петровна приходилась племянницей епископу Пензенскому и Саранскому Амвросию II (Мореву; годы пребывания на пензенской кафедре: 1835—1854), который принял большое участие в ее судьбе. Ее отец умер, когда девочке было три года. Ее мать, оставшись без средств с пятью малолетними детьми, вынуждена была жить с тремя дочерьми в женском монастыре, куда ее определил в ту пору Нижегородский архиерей Амвросий, взявший двух племянников к себе. Видимо, после перемещения владыки Амвросия в Пензу за ним последовала и Татьяна Гурьевна с детьми. В 1840 году она подписала купчую на каменный двухэтажный дом в Пензе на углу улиц Троицкой и Пушкарской, где и поселилась (не сохранился).

Женился Бурлуцкий в 1848 году, перед рукоположением во священника, и более десяти лет прожил в этом доме. В 1864 году он уже имеет собственный каменный дом на Лекарской улице, где и живет со своим семейством, включая тещу (она умерла в 1868 году). Первая дочь Анна родилась в 1851 году. Затем в 1853 году появилась на свет Татьяна. Но в формуляре на 1855 год она вычеркнута и больше никогда не упоминается.

Следующий ребенок в семье, сын Сергей, родился после длительного перерыва, в 1860 году. Затем появились на свет Александр в 1863 году, Антонина в 1866 году и опять через большой перерыв Валентина в 1874 году. Валентина в более поздних документах не упоминается, и к дворянству ее в 1882 году вместе с Сергеем, Александром и Антониной не причисляют. Самая старшая Анна к этому времени уже вышла замуж за инспектора псковской семинарии.

После ухода из семинарии Иаков Петрович недолго служил настоятелем Петропавловской церкви (с января 1885 года), председателем Совета епархиального женского училища и Попечительского совета женской прогимназии. В последние два года жизни он перенес два тяжких недуга, доставлявших ему много физических страданий. Умер он на шестьдесят восьмом году жизни ночью 27 сентября (за 15 минут до полуночи) 1886 года и похоронен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. Могила его не сохранилась. Не сохранились ни одна из трех церквей, в которых служил отец Иаков, ни один дом на Троицкой (ныне ул. Кирова) и Лекарской (ныне ул. Володарского), в которых он жил. В Пензе И. П. Бурлуцкого помнят старое здание семинарии (ул. Кирова, 17, ныне госпиталь), здание духовного училища (ул. Чкалова, 56, ныне факультет стоматологии Медицинского института ПГУ), где после пожара 1858 года около десяти лет располагалась семинария.

Библиография печатных работ протоиерея Иакова Бурлуцкого

  • О таинстве покаяния / Соч. проф. Пенз. семинарии Якова Бурлуцкого. Москва: в Унив. тип., 1848. 330 с.
  • Весть из Пензы: Об основании училища для девиц духовного звания в г. Пензе // Херсонские епархиальные ведомости. 1861. Прибавления. Ч. 2. № 2. С. 132—139
  • Прощание архиепископа Варлаама с пензенской паствою // Душеполезное чтение (Москва). 1862. № 12. С. 442—461.
  • Слово, произнесенное прот. И. П. Бурлуцким на литургии в день рождения Его Величества Государя Императора Александра Николаевича // ПГВ. 1863. № 19.
  • Празднование 50-летия Московской духовной академии в Пензе // Душеполезное чтение. (Москва). 1864. № 10. Отд. 2. С. 57-60.
  • Объявление о начале издания с 1866 года «Пензенских епархиальных ведомостей» и программа издания // ПГВ. 1865. 22 декабря. № 51. Ч. неоф.
  • От редакции — духовенству Пензенской епархии // ПЕВ. 1866. № 1. Ч. неоф. С. 1-6.
  • Краткий очерк жизни и служения протоиерея Феодора Петровича Островидова // ПЕВ. 1866. № 1. Ч. неоф. С. 15-18.
  • Христианские размышления при наступлении Великого поста // ПЕВ. 1866. № 4. Ч. неоф. С. 93-100.
  • Слово в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича. О правде, как основании счастья и величия земных царств и народов // ПЕВ. 1866. № 5. Ч. неоф. С. 120—126.
  • Олимп Иванович Парнасский. Некролог // ПЕВ. 1866. № 5. Ч. неоф. С. 145—147.
  • Утреннее пасхальное богослужение // ПЕВ. 1866. № 7. Ч. неоф. С. 188—197.
  • Слово при молебствии о здравии и спасении Государя Императора по случаю назначения пособия духовно-учебным заведениям. О назначении и заслугах духовных русских училищ // ПЕВ. 1866. № 9. Ч. неоф. С. 298—303.
  • Пензенские иерархи. Гаий (Такаов), первый епископ Пензенский и Саратовский // ПЕВ. 1866. № 17. Ч. неоф. С. 577—588.
  • Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский. Некролог // ПЕВ. 1866. № 17. Ч. неоф. С. 589—591.
  • Воспоминание о Григории Афанасьевиче Попове // ПЕВ. 1866. № 21. Ч. неоф. С. 724—734.
  • Бурлуцкий И. П. Краткий очерк жизни и служения протоиерея Феодора Петровича Островидова. [Пенза, 1866]. 4 с.
  • Размышление при вступлении в Новый год. Помыслих дни первыя и лета вечная помянух, и поучахся. (Пс. 76, 6) // ПЕВ. 1867. № 1. Ч. неоф. С. 1-7.
  • Беседа на день Рождества Христова. Изъяснение церковной песни Христос рождается, славите и проч. // ПЕВ. 1867. № 1. Ч. неоф. С. 13-19.
  • На первый день Нового года. О благодарении Господа за благодеяния, ниспосланные Им в предшествовавшем году. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его. (Пс. 102, 2) // ПЕВ. 1867. № 2. Ч. неоф. С. 38-44.
  • Пензенские иерархи. Моисей (Близнецов-Платонов), второй епископ Пензенский и Саратовский // ПЕВ. 1867. № 11. Ч. неоф. С. 336—355.
  • Пензенские иерархи. Афанасий (Корчанов), третий епископ Пензенский и Саратовский // ПЕВ. 1867. № 13. Ч. неоф. С. 403—409.
  • В день венчания на царство Государя Императора Александра Николаевича. О том, что без благочестия и без заботы о вечном спасении все заботы о благоденствии и счастии будут суетны и напрасны // ПЕВ. 1867. № 17. Ч. неоф. С. 488—494.
  • Беседа на освящение новоустроенного храма Пензенской семинарии в честь и память святителя Иркутского Иннокентия. О жизни и подвигах этого святителя // ПЕВ. 1867. № 21. Ч. неоф. С. 618—626.
  • Торжество освящения церкви в Пензенской семинарии // ПЕВ. 1867. № 21. Ч. неоф. С. 629—642.
  • Поучение в день Рождества Христова. Изъяснение слов Прейдем до Вифлеема, видим глагол сей бывший, его же Господь сказа нам (Лк. 11, 15) — с нравственными наставлениями // ПЕВ. 1868. № 1. Ч. неоф. С. 7-11.
  • На первый день Пасхи. От какого безотрадного состояния мертвенности и к какому радостному упованию, к каким блаженным надеждам возрождено человечество Воскресением Христовым // ПЕВ. 1868. № 7. Ч. неоф. С. 206—212.
  • В день Апостолов Петра и Павла. Какое христианское общество составляет истинную церковь // ПЕВ. 1868. № 13. Ч. неоф. С. 403—412.
  • Слово в 13-ю неделю по Пятидесятнице. О том, что вся деятельность христианина должна быть проникнута духом любви Христовой // ПЕВ. 1868. № 17. Ч. неоф. С. 539—544.
  • Слово на Новый год. Призыв к покаянию и добрым делам // ПЕВ. 1870. № 1. Ч. неоф. С. 7-12.
  • Слово в день Богоявления Господня. О необходимости и силе таинства крещения // ПЕВ. 1870. № 2. Ч. неоф. С. 42-48.
  • Андрей Лукич Овсов // ПЕВ. 1870. № 3. Ч. неоф. С. 76-86; № 4. Ч. неоф. С. 103—117.
  • Слово в день рождения Государя Наследника Александра Александровича. Чем снискивается с нашей стороны милость Божия в даровании нам царей и их наследников, благопотребных к устроению нашего народного благоденствия // ПЕВ. 1870. № 5. Ч. неоф. С. 152—158.
  • Известие о вступлении в должность нового ректора Пензенской семинарии Преосвященного Симеона, епископа Минского (в сане архимандрита) // ПЕВ. 1870. № 6. Ч. неоф. С. 194—198.
  • Размышление на слова: Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя // ПЕВ. 1870. № 8. Ч. неоф. С. 237—242.
  • По поводу статьи о приготовительных классах в Харьковской епархии // ПЕВ. 1870. № 13. Ч. неоф. С. 406—416.
  • В день тезоименитства Государыни Императрицы Марии Александровны. О том, что благоденствие и страх Божий есть единственно верное основание семейного счастья для каждого христианина // ПЕВ. 1870. № 15. Ч. неоф. С. 472—478.
  • Предание о святых иконах, в г. Пензе чтимых: Спасителя, что в Черкасской Воскресенской церкви и Казанской Божией Матери в кафедральном соборе // ПЕВ. 1870. № 14. Ч. неоф. С. 438—450; № 17. Ч. неоф. С. 542—554.
  • Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. О воспитании детей в религиозно-нравственном направлении // ПЕВ. 1870. № 18. Ч. неоф. С. 569—576.
  • Сведения об иконах, пользующихся особенным чествованием народа, в приходах г. Пензы: Преображенском, Петропавловском, Казанском, Николаевском и Покровском // ПЕВ. 1870. № 18. Ч. неоф. С. 576—583.
  • Слово в день Воздвижения Креста Господня. О событиях, в память коих учрежден сей праздник // ПЕВ. 1870. № 19. Ч. неоф. С. 601—609.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием в церквях Пензенского уезда // ПЕВ. 1870. № 19. Ч. неоф. С. 609—617.
  • О святых иконах, пользующихся чествованием в Мокшанском и Городищенском уездах // ПЕВ. 1870. № 20. Ч. неоф. С. 630—638.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа, в Саранском уезде // ПЕВ. 1870. № 21. Ч. неоф. С. 671—681.
  • [О проведении воскресных и праздничных дней] // ПЕВ. 1870. № 22. С. 694—699; № 23. С. 726—732; № 24. Ч. неоф. С. 758—763.
  • Протоиерей Андрей Лукич Овсов / Сост. прот. Иаков Бурлуцкий. Пенза: тип. Пенз. губ. упр. гос. имуществами, 1870. 26 с.
  • Предание о святых иконах, в г. Пензе чтимых: Спасителя, что в Черкасской Воскресенской церкви и Казанской Божией Матери в кафедральном соборе. Собрал протоиерей Иаков Бурлуцкий 1870 года сентября 1 дня. Пенза. Отпечатано в типографии Пензенского губернского управления государственными имуществами. Оттиски из «Пензенских епархиальных ведомостей» 1870 год. № 11 и № 17. 27 с.
  • О мерах к улучшению Пензенских Епархиальных Ведомостей // ПЕВ. 1871. № 1. Ч. неоф. С. 1-8.
  • Духовное обновление человека // ПЕВ. 1871. № 1. Ч. неоф. С. 10-15.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа в Инсарском уезде // ПЕВ. 1871. № 2. Ч. неоф. С. 39-49.
  • Слово в неделю о мытаре и фарисее. О современном фарисействе, проникшем во все состояния и сословия и нашего христианского общества // ПЕВ. 1871. № 3. Ч. неоф. С. 65-72.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа в г. Инсаре // ПЕВ. 1871. № 3. Ч. неоф. С. 78-81.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа в Наровчатском уезде // ПЕВ. 1871. № 5. Ч. неоф. С. 138—146.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа в Краснослободском уезде // ПЕВ. 1871. № 6. Ч. неоф. С. 170—177.
  • О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа в Керенском и Чембарском уездах // ПЕВ. 1871. № 7. Ч. неоф. С. 212—215.
  • О блаженствах евангельских. Беседы на день святителя Николая Чудотворца // ПЕВ. 1871. № 10. Ч. неоф. С. 289—294; № 11. Ч. неоф. С. 321—327; № 13. Ч. неоф. С. 385—389; № 15. Ч. неоф. С. 451—458; № 24. Ч. неоф. С. 737—745.
  • О начале раскола в пределах Пензенской епархии // ПЕВ. 1871. № 12. Ч. неоф. С. 353—364.
  • Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра Николаевича. Изъяснение чина венчания и миропомазания царей // ПЕВ. 1871. № 18. Ч. неоф. С. 545—552.
  • О блаженствах евангельских. Беседы на день святителя Николая Чудотворца // ПЕВ. 1872. № 4. Ч. неоф. С. 103—110; № 10. Ч. неоф. С. 299—307.
  • Слово в неделю православия. Что требуется для того, чтобы быть истинно православным христианином // ПЕВ. 1872. № 6. Ч. неоф. С. 167—175.
  • Протоиерей Авраамий Павлович Смирнов. Некролог // ПЕВ. 1872. № 7. Ч. неоф. С. 200—205.
  • Речь при погребении преподавателя Пензенской духовной семинарии прот. А. П. Смирнова. О том, что истинное житие наше на небесах и что для почившего, как доброго учителя и пастыря, по надежде нашей, это житие будет блаженное // ПЕВ. 1872. № 7. Ч. неоф. С. 206—212.
  • Слово в 4-ю неделю по Пятидесятнице. О том, чтобы словом и своим примером руководили к жизни благочестивой и добродетельной родители — детей, начальники — подчиненных, господа — рабов // ПЕВ. 1872. № 15. Ч. неоф. С. 461—469.
  • Слово в день Преображения Господня. О том, что всегда и везде добро быти со Господом // ПЕВ. 1872. № 16. Ч. неоф. С. 495—503.
  • Библиографическая заметка. К источникам жизнеописания Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского // ПЕВ. 1872. № 16. Ч. неоф. С. 514—520.
  • В день тезоименитства Государя Императора Александра Николаевича. О том, что все члены, все сословия царства должны быть соединены духом любви, взаимного уважения, взаимного доверия и предпочтением частных выгод общему благу государства // ПЕВ. 1872. № 18. Ч. неоф. С. 559—566.
  • О проповедничестве // ПЕВ. 1872. № 21. Ч. неоф. С. 653—663.
  • О кончине и погребении Александра Николаевича Арапова, губернского предводителя дворянства // ПЕВ. 1872. № 22. Ч. неоф. С. 685—691.
  • Слово над гробом губернского предводителя Пензенского дворянства генерал-лейтенанта А. Н. Арапова. О качествах и заслугах его на поприще военном и гражданском // ПЕВ. 1872. № 22. Ч. неоф. С. 692—698.
  • О значении для духовенства женского епархиального училища // ПЕВ. 1872. № 24. Ч. неоф. С. 752—761.
  • Василий Михайлович Мерцаллов, профессор Пензенской духовной семинарии. Некролог // ПЕВ. 1873. № 3. Ч. неоф. С. 127—143.
  • Слово над гробом бывшего профессора Пензенской духовной семинарии В. М. Мерцаллова. О достоподражательных свойствах его как учителя и как благочестивого христианина // ПЕВ. 1873. № 4. Ч. неоф. С. 155—162.
  • Слово в день коронования и священнейшего миропомазания Государя Императора Александра Николаевича. О божественном установлении царской власти и о том, что благосостояние государства может быть твердым только при самодержавной единоличной власти // ПЕВ. 1873. № 17. Ч. неоф. С. 555—561.
  • История раскола в Пензенской епархии // ПЕВ. 1873. № 17. Ч. неоф. С. 562—568; № 18. Ч. неоф. С. 600—613; № 19. Ч. неоф. С. 632—646; № 20. Ч. неоф. С. 668—676; № 21. Ч. неоф. С. 704—711.
  • Иван Васильевич Сабуров. Некролог // ПЕВ. 1873. № 21. Ч. неоф. С. 720—724.
  • Слово над гробом инженер-капитана И. В. Сабурова. Откуда в человеке душа, что такое душа и что станется с нею после смерти тела // ПЕВ. 1873. № 21. Ч. неоф. С. 725—732.
  • О пензенских священно-церковнослужителях во время пугачевского бунта // ПЕВ. 1873. № 23. Ч. неоф. С. 813—827.
  • История раскола в Пензенской епархии / [Пр. И. Бурлуцкий ]. [Пенза]: Пенз. губ. тип., 1873. 51 с.
  • Слово в неделю православия. Об упадке религиозно-нравственного уровня в современном обществе, и о необходимости покаяния во грехах, сопровождаемого добрыми делами, особенно делами милости, не только вещественными, но и духовными // ПЕВ. 1874. № 6. Ч. неоф. С. 177—184.
  • История раскола в Пензенской епархии // ПЕВ. 1875. № 3. Ч. неоф. С. 10-21; № 4. Ч. неоф. С. 9-14; № 5. Ч. неоф. С. 13-21; № 6. Ч. неоф. С. 17-19.
  • О блаженствах евангельских. Слова в день святителя Николая Чудотворца // ПЕВ. 1875. № 11. Ч. неоф. С. 1-7; № 24. Ч. неоф. С. 1-7.
  • Слово в день Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа // ПЕВ. 1876. № 1. Ч. неоф. С. 1-8.
  • Слово при погребении преподавателя Пензенской духовной семинарии Ивана Ивановича Востокова // ПЕВ. 1876. № 1. Ч. неоф. С. 15-19.
  • В день рождения Государыни Императрицы Марии Александровны. О том, что из всех видов общественной деятельности женщине наиболее свойственно дело благотворительности // ПЕВ. 1876. № 18. Ч. неоф. С. 1-9.
  • Слово на день усекновения главы Иоанна Предтечи. При поминовении русских воинов, убиенных в войне православных сербов с турками и молении о даровании побед оружию славянскому // ПЕВ. 1876. № 19. Ч. неоф. С. 6-11.
  • Скопческая ересь // ПЕВ. 1876. № 23. Ч. неоф. С. 4-19.
  • Скопческая ересь // ПЕВ. 1877. № 1. Ч. неоф. С. 7-24.
  • Заметка к статье «Скопческая ересь» // ПЕВ. 1877. № 4. Ч. неоф. С. 19-22.
  • В неделю православия. Об иконоборческой ереси // ПЕВ. 1877. № 5. Ч. неоф. С. 1-10.
  • Слово в день святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. О примерных добродетелях святителя Иннокентия // ПЕВ. 1878. № 1. Ч. неоф. С. 1-9.
  • Слово на Рождество Христово. Призыв всех к радости при воспоминании Сына Божия, разрушившего царство ада и открывшего нам райские двери // ПЕВ. 1878. № 2. Ч. неоф. С. 1-7.
  • Слово во святой и великий Пяток. О нашем постоянстве в деле спасения // ПЕВ. 1878. № 9. Ч. неоф. С. 10-17.
  • Слово в день тезоименитства Государя Императора Александра Николаевича. О происхождении царской власти и о наших отношениях к ней // ПЕВ. 1878. № 18. Ч. неоф. С. 1-8.
  • Слово перед молебствием по случаю дворянских выборов. О значении дворянства и о том, чтобы при своих выборах оно приняло в руководство слова, сказанные Иофором Моисею: усмотри себе от всех людей мужи сильны, Бога боящиеся, мужи праведны, ненавидящие гордости . (Исх. 18, 21) // ПЕВ. 1879. № 1. Ч. неоф. С. 1-6.
  • Раскольническая догматика в картине // ПЕВ. 1879. № 4. Ч. неоф. С. 16-28; № 5. Ч. неоф. С. 1-17; № 6. Ч. неоф. С. 1-11; № 7. Ч. неоф. С. 1-14.
  • Поправка к статье «Раскольническая догматика в картине» // ПЕВ. 1879. № 8. Ч. неоф. С. 31-32.
  • Речь к воспитанницам женской прогимназии, сказанная на торжественном годичном акте 1879 года, июня 17 дня // ПЕВ. 1879. № 14. Ч. неоф. С. 19-23.
  • Ответ на заметку священника П. Зарина по поводу статьи «Раскольническая догматика в картине» // ПЕВ. 1879. № 16. Ч. неоф. С. 14-34.
  • Примечание. «Заметка по поводу отпечатанной в ПЕВ 1879 г. (№ 4, 5, 6, 7) статьи „Раскольничья догматика в картине“» священника села Пятины Порфирия Зарина напечатана в этом же № 16. С. 10-13.
  • Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра Николаевича. О том, что Дух Господень хранит царя среди всех опасностей и подает силы к совершению царственных подвигов для блага подданных царя // ПЕВ. 1879. № 18. Ч. неоф. С. 1-8.
  • Слово на Рождество Христово. О славе Божией, проявившейся в бесконечном унижении сына Божия и о мире с Богом, с ближними и с своею совестью, произнесенном нам с воплощением Спасителя // ПЕВ. 1880. № 1. Ч. неоф. С. 1-9.
  • Опыт объяснения 2-го Послания св. ап. Петра // ПЕВ. 1880. № 1. С. 9-26; № 6. Ч. неоф. С. 1-15.
  • Беседа в неделю православия. Об иконоборческой ереси и о том, почему и ныне много людей с неправославными взглядами // ПЕВ. 1880. № 7. Ч. неоф. С. 1-10.
  • Общество взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии // ПЕВ. 1880. № 7. Ч. неоф. С. 28-34.
  • Слово в день тезоименитства Государыни Цесаревны Марии Федоровны. О положении и деятельности женщины // ПЕВ. 1880. № 15. Ч. неоф. С. 1-10.
  • Общество страхования церквей и церковных имуществ Пензенской епархии // ПЕВ. 1881. № 1. Ч. неоф. С. 1-10.
  • Годовщина открытия приходского попечительства в Пензенской Николаевской церкви // ПЕВ. 1881. № 5. Ч. неоф. С. 24-27.
  • Общество взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии // ПЕВ. 1881. № 8. Ч. неоф. С. 1-8; 1881. № 14. Ч. неоф. С. 1-9.
  • Слово при погребении Преосвященного Григория, епископа Пензенского // ПЕВ. 1881. № 9. Ч. неоф. С. 17-23.
  • О чем думает Пензенская городская дума? // ПЕВ. 1881. № 10. Ч. неоф. С. 8-18.
  • Единоверие // ПЕВ. 1881. № 20. Ч. неоф. С. 1-11.
  • По поводу проекта устава страхового отделения при Обществе взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии, и проект Устава страхового отделения при Обще­стве взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии // ПЕВ. № 23. Ч. неоф. С. 1-15.
  • Слово на первый день Нового года. Призыв слушателей к прославлению Господа за благодеяния, ниспосланные им в предшествовавшем году, особенно в событиях 19 февраля 1880 года // Слова, поучения и беседы пастырей Пензенской епархии за 1881—1891 годы. 1881. Т. 1. С. 3.
  • Слово при совершении торжественной панихиды о почившем Государе Императоре Александре Николаевиче. О важнейших деяниях Его на благо государства и врагах, покушавшихся на жизнь Его. // Слова, поучения и беседы пастырей Пензенской епархии за 1881—1891 годы. 1881. Т. 1. С. 33.
  • В день тезоименитства Государя Императора Александра Александровича. О значении единодержавной царской власти. // Слова, поучения и беседы пастырей Пензенской епархии за 1881—1891 годы. 1881. Т. 1. С. 109.
  • Федор Егорович Швецов. Некролог // ПЕВ. 1882. № 6. Ч. неоф. С. 1-12.
  • Слово над гробом пензенского головы Ф. Е. Швецова. Личные качества его как христианина и его заслуги для города и его примерная благотворительность // ПЕВ. 1882. № 6. Ч. неоф. С. 21-27.
  • Степан Исидорович Лебедев. Некролог // ПЕВ. 1882. № 9. Ч. неоф. С. 1-12.
  • Слово над гробом члена-ревизора духовно-учебного комитета С. И. Лебедева. Достоподражательные качества его христианской души и великие заслуги его как ревизора духовно-учебных заведений // ПЕВ. 1882. № 9. Ч. неоф. С. 12-19.
  • Слово прот. И. П. Бурлуцкого, сказанное над гробом члена учебного комитета С. И. Лебедева // ПГВ. 1882. 78 от 20 апреля.
  • Значение гласности в борьбе против раскола // ПЕВ. 1882. № 10. С. 1-6.
  • Чем вызвано современное обращение к единоверию раскольников Пензенской епархии // ПЕВ. 1882. № 22. Ч. неоф. С. 1-6.
  • Слово в день святителя и чудотворца Иннокентия (к воспитанникам пензенской духовной семинарии). О благонравии и благоповедении. // Слова, поучения и беседы пастырей Пензенской епархии за 1881—1891 годы. 1882. Т. 2. С. 1.
  • Поиски раскольников за архиерейством и раскольнические архиереи // ПЕВ. 1883. № 1. Ч. неоф. С. 7-21; № 2. Ч. неоф. С. 8-18.
  • Освящение храма в с. Федоровке // ПЕВ. 1883. № 17. Ч. неоф С. 17-23.
  • Слово на освящение храма в с. Федоровке Пензенского уезда. Как необходим, как нужен для нас храм Божий и как дорожить нужно им // ПЕВ. 1883. № 17. Ч. неоф. С. 23-28.
  • Церковно-приходские школы при введении училищных советов н переходе в введение земства // ПЕВ. 1883. № 21. Ч. неоф. С. 1-12.
  • Новый проект церковно-приходских школ // ПЕВ. 1883. № 24. Ч. неоф. С. 1-12.
  • Письмо в редакцию прот. И. П. Бурлуцкого о сборе от духовного концерта в пользу народных чтений // ПГВ. 1883. № 269 от 15 декабря.
  • Литургия пасхальная // ПЕВ. 1884. № 11. Ч. неоф. С. 16-23.
  • Иннокентиевское просветительное братство Пресвятой Богородицы в г. Пензе // ПЕВ. 1884. № 16. Ч. неоф. С. 21-30.
  • Объявление о народных чтениях // ПГВ. 1884. № 105 от 13 мая.
  • Примечание. О подготовке к открытию народных чтений см.: ПГВ. 1883. № 120, 231, 261, 262, 264, 267. В статьях упоминается прот. И. П. Бурлуцкий.
  • Слово в день 100-летней памяти святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, 30 мая 1884 года // ПГВ. 1884. № 120 от 3 июня.
  • Иннокентиевское просветительное братство Пресвятой Богородицы в г. Пензе (объяснительная записка к уставу общества) // ПГВ. 1884. № 203 от 16 сентября.
  • От комитета по образованию в г. Пензе просветительного Иннокентиевского братства [о пожертвованиях комитету] // ПГВ. 1884. № 230 от 20 октября.
  • Объявление об очередных народных чтениях // ПГВ. 1884. № 274 от 15 декабря.
  • Речь, сказанная при открытии ремесленной школы имени Ф. Е. Швецова // ПГВ. 1884. № 276 от 18 декабря.
  • Прощальное слово к воспитанникам Пензенской духовной семинарии // ПЕВ. 1885. № 4. Ч. неоф. С. 7-13.
  • Слово в день восшествия на престол Его Императорского Величества Го- сударя Императора Александра Александровича // ПГВ. 1885. № 50 от 5 марта.
  • Слово в день 1000-летия смерти св. Мефодия (6 апреля 885—1885). Труды и заслуги свв. Кирилла и Мефодия // Слова, поучения и беседы пастырей Пензенской епархии за 1881—1891 годы. 1885. Т. 5. С. 76.
  • Поучение при окончании курса училища девиц духовного звания. Выражение благожеланий, чтобы воспитанницы на всех путях своей жизни предавали себя водительству промысла Божия; чтобы те, которые делаются учительницами, вносили в свои школы свет истинно-христианского образования, чтобы и по выходе из училища продолжали развивать себя чтением, беседами с людьми просвещенными и особенно чтением Закона Божия // ПЕВ. 1886. № 14. Ч. неоф. С. 8-10.

Некрологи и слова при погребении и отпевании

Попов А. Е. Яков Петрович Бурлуцкий (некролог) // ПЕВ. 1886. № 19. Ч. неоф. С. 43 (сообщение о смерти); № 20. Ч. неоф. С. 16-21.

Смирнов Н. К. Речь пред выносом с квартиры тела протоиерея И. П. Бурлуцкого // ПЕВ. 1886. № 20. С. 21-23.

Маловский В. Слово при погребении настоятеля пензенской Петропавловской церкви Я. П. Бурлуцкого // ПЕВ. 1886. № 20. С. 23-30.

Благоразумов И. Речь пред отпеванием протоиерея И. П. Бурлуцкого // ПЕВ. 1886. № 20. С. 30-34.

Алявдин Ал. Речь при погребении протоиерея И. П. Бурлуцкого // ПЕВ. 1886. № 20. С. 34-38.

Слово при отпевании тела настоятеля Петропавловской церкви И. П. Бурлуцкого, сказанное священником В. Маловским // ПГВ. 1886. № 214.

Литература и источники

  • Рассказова Л. В. «Поведения отличного, очень исправен и надежен». К 200-летию со дня рождения протоиерея Иакова Бурлуцкого // ПЕВ. 2019. , .
  • Диак. Сергий Матюшин. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко — ». — С. 379. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  • В. Г. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1908. — Т. 3: Бетанкур — Бякстер. — С. 498—499.
  • Статья о И.П. Бурлуцком на краеведческом портале
  • В. И. Первушкин, О. М. Савин. . Пензенская энциклопедия

Примечания

  1. ПЕВ. 1886. № 20. Ч. неоф. С. 17–18.
  2. Письма В.О. Ключевского в Пензу. Пенза, 2002. С. 103–104. Письмо от 21 апреля 1862 года.
  3. Там же. С. 74. Письмо от 25 ноября 1861 года


Источник —

Same as Бурлуцкий, Иаков Петрович