Дело об убийстве Терезы де Симон
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
«Обвиня́ются в уби́йстве» — советский драматический художественный фильм 1969 года , снятый режиссёром Борисом Волчеком по сценарию Леонида Аграновича на киностудии « Молдова-фильм ».
Фильм основан на реальных событиях и поднимает общественные и нравственные проблемы советской жизни конца 1960-х годов .
Премьера состоялась 18 мая 1970 года.
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
В основу сценария положены реальные события: убийство в Москве в арбатском переулке несколькими хулиганами молодого человека, школьника выпускного класса Саши Щетинина, жившего рядом по адресу: Арбат, дом 47. Молодой человек был приглашён своей девушкой на юбилей её тети в детский сад — юбилярша была заведующей детсадом и, за неимением достойной жилплощади, решила вечером в выходной, когда помещение свободно от детей, в нарушение всяких правил, принять там своих гостей. Выйдя в детсадовский дворик, молодые люди встретились там с группой местной великовозрастной шпаны, ищущей, чем бы заняться. Юная влюблённая пара привлекла их внимание. Начав с глупых шуток и издевательств, хулиганы развязали драку, в которой был убит юноша. Главное, что поражало — преступление совершили не профессиональные бандиты, убийцы, а внешне вполне добропорядочные молодые люди, комсомольцы , бывшие на хорошем счету на работе, дружелюбные в быту, но совершенно зарвавшиеся от собственного «правильного» по тому времени положения в обществе, возомнившие себя «хозяевами жизни». Это преступление получило широкую огласку и привлекло внимание кинодеятелей.
Сценарий фильма был написан очень быстро по следам преступления. Хотя основой послужили реальные события и люди, в фильме действуют персонажи с вымышленными именами и действиями. Авторы фильма исследовали психологию преступников, как они, в общем благополучные молодые люди, вполне довольные своей жизнью, стали убийцами. Ретроспектива показывает, как постепенно герои кинокартины становятся всё более разнузданны, оставаясь при этом и хорошими работниками, и достойными членами коллективов, и внимательными и заботливыми в своих семьях. Актриса Елена Добронравова, исполнительница роли матери одного из них, сказала в интервью: «Когда режиссёр Борис Волчек предложил мне сниматься в этом фильме, я поняла, что смогу обличить тип людей, уверенных в том, что благодаря связям им доступно всё — в том числе и незаконное помилование сына-убийцы».
Главная героиня фильма судья Хромова понимает, что обвиняются в убийстве не только эти хулиганы, но и не вмешавшиеся вовремя общественные организации, которым в советское время предназначалась особая роль. Ей как судье важно знать, кто именно нанёс роковой удар, приведший к трагедии… В то время смертная казнь за подобные преступления не была отменена, поэтому выяснение обстоятельств особо важно. А пока к девушке Тамаре, очевидице преступления, приходят родственники и друзья подсудимых с угрозами и требованиями не говорить ничего нежелательного. Тамара действительно их опасается и не сразу соглашается дать правдивые показания.
Лишь на суде, после слов ветерана Великой Отечественной войны , отца погибшего Саши Щетинина, она называет основного убийцу. Суд закончился. И Тамара смело, никого больше не боясь, проходит мимо уличных группировок, из которых никто не смеет осуществить свои угрозы, а только расступаются, пропуская её.
Фильм был оценён партийно-правительственным руководством благожелательно, и создатели были отмечены Государственной премией СССР в 1971 году. Однако диссонанс и одновременно подобие персонажей фильма и номенклатурного образа советского положительного героя привели к тому, что фильм, пройдя по экранам кинотеатров в год выхода, почти не демонстрировался по телевидению для широкого зрителя.
Отмечался сценарий Аграновича, который и сам как режиссёр снял немало детективов, но именно в сценарии к этому фильму Бориса Волчека наиболее точно воплощён стиль его детективов:
Фильмы Аграновича — не просто отклонение от детективного жанра, скорее это антидетективы, ибо в них противоположные цели и задачи. Главное для автора — не процесс расследования преступления, но воссоздание социальных корней, обстановки, в которой произошло преступление, психологии людей, в той или иной мере к нему причастных. Ближе всего подходит Агранович к задаче исследования социальных причин, рождающих преступление, в сценарии поставленного в 1970 году Б. Волчеком фильма «Обвиняются в убийстве».
— Искусство кино , 1974
Режиссёр фильма Борис Волчек, сценарист Леонид Агранович и исполнительница главной роли судьи Елена Козелькова за создание фильма получили звание лауреатов Государственной премии СССР в 1971 году.