Тройной форсаж: Токийский дрифт
- 1 year ago
- 0
- 0
Архитектурная композиция | Визуально три моста сходятся в одну точку | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Объект культурного наследия России
федерального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Тройно́й мост (также Трёхарковый мост , Трёхколенный мост ) — неформальное название уникальной мостовой композиции, соединяющей между собой три острова: Спасский , 1-й Адмиралтейский и Казанский в Центральном районе Санкт-Петербурга .
Мост расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки . Состоит из сходящихся в одной точке Мало-Коню́шенного моста через Мойку , Театра́льного моста (быв. Красный) через канал Грибоедова и сухопутного моста-дамбы между двумя реками (иногда называемого , с конца XX века стало появляться название Ложный мост или Фальш-мост , которое не утверждено официально).
Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Невский проспект», выход на Канал Грибоедова .
|
|||||||||
|
Театра́льный мост (прежде Красный , Перво-Конюшенный ) Красный мост был одним из первых мостов через Екатерининский канал, по нему назван прорытый в 1711 году Красный канал .
Название «Театральный» получил в честь находившегося рядом, на Большом лугу (ныне Марсово поле ), деревянного театра. Сам театр, построенный в 1770 году и получивший известность под названием (на сцене того театра состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Театр просуществовал до 1797 года , когда его здание было снесено, поскольку мешало проведению парадов на лугу .
Мало-Коню́шенный мост получил название в честь находившихся рядом, на Конюшенной площади, Главных императорских конюшен . Назван Мало-Конюшенным, поскольку на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост.
Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов . К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м в середине) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м.
Ансамбль Тройного моста уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества.
Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма .
В декоре преобладают элементы растительного орнамента . Решётка ограды образована вертикальными круглыми стержнями-пиками. Навершия пик выполнены в виде пальметт , их форма напоминает нераспустившиеся бутоны.
В центре каждого звена решётки находятся эгиды (символы гнева богов и их покровительства): маска Медузы Горгоны на щите и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом .
Лицевые поверхности арок украшены орнаментами, решётку снаружи поддерживают декорированные кронштейны, конструктивно играющие роль элементов жёсткости.
Мост освещается оригинальными позолоченными фонарями с круглыми светильниками.
Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716 году , впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста .
Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х годов , в царствование Анны Иоанновны :
В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807 года , когда К. И. Росси , получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой , принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост , хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.
Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807 — 1829 годах при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты.
Встречается вариант описания моста, в котором Пешеходный мост считается одной из мостовых арок. По этой теории в процессе строительства пролёт моста заложен подпорной стенкой-перемычкой. Это объясняется тем, что в противном случае по законам гидродинамики речное русло под западным пролетом постоянно заносилось бы илом.
Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур , П. П. Базен , В. К. Треттер и М. Г. Дестрем , которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано. Тюбинги, которые были изготовлены для перестройки Мало-Конюшенного моста не понадобились и были использованы для перестройки Большого Конюшенного моста .
Мосты были построены под руководством В. К. Треттера. Строительство началось 8 июня 1829 года по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Курировал проект военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга П. В. Голенищев-Кутузов . Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. Итогом работ стала приёмка моста городскими властями 8 января 1832 года .
Металлические элементы мостов были выполнены в 1819—1829 годах на государственных предприятиях: Александровском чугунолитейном заводе , часть заказов была переведена на .
На мосту были установлены газовые фонари, позже заменённые на электрические.
В конце XIX и начале XX веков петербургскими инженерами и архитекторами неоднократно выдвигались предложения о сносе обоих мостов и возведении на их месте единого широкого моста-площади. Ни один из этих проектов не был утверждён. Исторический облик мостов сохранился до наших дней без существенных изменений.
Исключение составила высота фонарей: первоначально установленные здесь фонари были настолько высоки, что фонарщики не раз с них падали (в том числе известен случай падения в реку). В связи с этим санкт-петербургский генерал-губернатор вёл переписку с Главным управлением путей сообщения с целью укоротить их, что и было сделано.
Только в 1936 году в ходе капитального ремонта мосты подверглись незначительной модернизации: мостовое полотно было замощено диабазом , а тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными поребриками и заасфальтированы.
В ходе реставрации 1952 года по проекту А. Л. Ротача был восстановлен декор фонарей и оград .
Последний раз мостовой ансамбль реставрировался в 1999 году по проекту инженера . Мостовое полотно было заново вымощено отёсаным камнем, а автомобильное движение по мостам прекращено.
В 2001 году в рамках программы «Светлый город» организацией «Ленсвет» была выполнена художественная подсветка переправы. На каждом из мостов становлено восемь прожекторов-светильников с кронштейнами из нержавеющей стали, на них установлены особо прочные стёкла . 10 ноября 2002 года подсветка была торжественно включена одновременно на трёх крыльях Тройного моста, а также на Садовом № 2 и Итальянском .
По существующей по сей день в Петербурге традиции, для обеспечения семейного счастья молодожёнам в день свадьбы полагается (помимо троекратного обхода Медного всадника и распития бутылки шампанского на стрелке Васильевского острова ) пройти по обеим частям моста и полюбоваться своими отражениями в Мойке и канале Грибоедова.
Мост находится неподалёку от бывшего Царицына луга, ныне
Марсова поля
, у бокового фасада
дома Адамини
. Дом был построен на углу Марсова поля и набережной Мойки 1823—1827 годах по проекту архитектора
Доменико Адамини
.
По той же стороне Мойки находится здание Круглого рынка, построенное в 1790-е годы по проекту
Джакомо Кваренги
)
По другую сторону Мойки, на стыке с каналом Грибоедова располагается здание Конюшенного двора. Его главный фасад выходит на
Конюшенную площадь
.
За
Ново-Конюшенным мостом
на канале Грибоедова находится
Храм Спаса-на-Крови
(в последние годы в здании действует музей). За храмом —
Михайловский сад
.
18 мая 2006 года на заводе « Адмиралтейские верфи » был спущен на воду ледовый танкер «Театральный мост» — пятый из серии танкеров, названных в честь знаменитых мостов, название которых начинается на букву «Т» .