Земля Австрии
- 1 year ago
- 0
- 0
Селония , также Селия , земля Селов или Селене ( латыш. Sēlija, Sēlene , лит. Sėla , лат. terra, que Selen dicitur , нем. Sêlen lant ) — историческое объединение нескольких краёв на территории современных Латвии и Литвы , где проживали селы . Политический и военный центр в XΙΙΙ веке был Селпилс ( лат. castrum Selonum ), который находился возле берегов Даугавы . В 1218 году в Селонии основали ( лат. episcopatus seloniensis ), в 1251 году её присоединили к Рижскому архиепископству . Заключая договор, южную Селонию в 1255 году Ливонскому ордену подарил король Литвы Миндовг . Эти южные земли Ливонский орден окончательно потерял в 1435 году после разгрома в битве под Вилькомиром .
В Селонии найдено 28 городищ и некоторое количество могильников. Археологический материал позволяет исследовать селов с первого тысячелетия, когда они занимали довольно просторный ареал как в исторической Селонии, так и на правом берегу Даугавы. Пребывании селов на правом берегу подтверждает также хроника Ливонии и неглубокие латышского языка в восточной и юго-восточной Видземе .
C I—IV века западная Селония входила в ареал культуры курганных погребений предшественников жемайшев , земгалов и селов. Центральной и восточной Селонии характерна культура шнуровой керамики балтского ареала. До восточной окраины края доходила и культура балтов днепро-двинского ареала.
Начиная с периода среднего железного века (V века) у селонских захоронений много общего с могильниками латгалов (направление захоронения, инвентарь могил и другое) и аукштайтов . Отличительной чертой селов была традиция помещать у ног покойных пожертвования, в том числе орудия труда .
В исследованных могильниках того периода (Страутмали в Дигнае , Витанишкьи в Скрудалиене , могильник Леясдопельи в Стабурагсе , Приедниеки в Абели и другие) многие артефакты характерны не только для селонской, но и для латгальской материальной культуры — лентообразный спиральный венок, шейные гривны с сплющенными, петлеобразными, седловина-крюкообразными концами, дугообразный цепедержатель, браслеты с звериными головами, наплечное покрывало, браслет воина и в разрезе полушаровидные браслеты, с бронзой кованные пояса, топоры и копья , иногда меч .
С X—XΙΙΙ веков в Селонии образовалось несколько земель с около 30 городищами. Названия этих земель сохранились в документах XΙΙΙ, XΙV, XV столетий. Границы этих земель можно установить лишь приблизительно.
Несмотря на близость православного Полоцкого княжества, в Селонии и в начале XΙΙΙ века полностью господствует языческое вероисповедание. Ливонская рифмованная хроника сообщает: « они [ливы] граничили с землей селов, также в язычестве упорных » . Очевидно, земли селов находились под сильным как политическим, так и религиозным влиянием языческой Литвы. Одна из центральных городищ селов Селпилс « всегда и при отступлении и при наступлении служил им [литовцам] убежищем ».
В 1255 году король Литвы Миндовг подарил местру Ливонского ордена некоторые из Селонских земель . С 1244 и как минимум до 1255 над частью селов и аукштайтев правил . В Нальщанском княжестве , где селы также проживали с аукштайтами, с 1242 до около 1260 года правил родственник Миндовга Лугвен .
Косвенным доказательством исторической близости обеих балтских территорий служит похожие названия областей. В латышском языке Селонию также называет словом Аугшземе (от латышск. augsts — «верхний», «верхняя земля»), там проживающих жителей «аугшземниеки», а селонские выговоры латышского языка принадлежат к диалекту аугшземниеков ( augšzemnieku dialekts ). Такое же значение имеет название этнографической области в Литве Аукштайтия (от лит . aukštas — «верхний», «верхняя земля»), в состав которой ходила часть Селонии.
Ливонская рифмованная хроника (строчки 00337 по 00342) гласит, что селы тоже язычники, им нравы незнакомы, идолами их земля переполнена, и зла те творят без конца, за границами селонской земли, земля летов (латгалов) находиться . Правитель этой «земли летов» в XΙΙΙ — герсикского княжества — Висвалдис был женат на дочери литовского правителя Даугерута , и являлся их союзникам в войне против Риги и Полоцка. Так как Селония находилась между владениями двух близких друзей и родственников, следует вывод, что отношения селов и жителей Герсики тоже были дружеские.
Об влиянии Герсики на земли селов свидетельствует события 1209 года — после внезапного нападения крестоносцев на Герсику, Висвалдис со свитой успевает переправиться через Даугаву и найти убежище в Дигнайском городище. Дигная , служившая форпостом Герсики, находилась на территории Селонии и являлась одним из культурных центров древних селов. Раскопки 1939 года свидетельствует, что в XI веке Дигнаю покорила Герсика, в начале XΙΙΙ века в там жили латгалы.
Материальная культура и артефакты селов имеют много общего с латгальской. Селов, которые жили на правом берегу Даугавы в восточной Видземе , с VΙ — VΙΙ столетия ассимировали латгалы. Данные археологии и письменные источники позволяет сделать вывод, что и в северной Селонии процесс летизации начался ещё до Ливонского крестового похода .
В 1208 году «большое войско» епископа Альберта , состоявшее из крестоносцев, Талавских латгалов и ливов , окружило замок селов Селпилс . Главной целью было подчинение своему контролю это важное городище на водном пути Даугавы. Предлогом послужил союз селов с литовцами . После многодневной осады, сжигая деревни селов и «не давая осаждённым передышки ни днём, ни ночью», Селпилс пал. Селов заставили креститься, дать заложников и отказаться от союза с литовцами . Селпилс на левом берегу Даугавы стал главной опорной базой для будущих военных походов крестоносцев на Литву через Селонию. Однако Даугава ещё долго служила естественной границей между Ливонией и Литве подчинённым территориям, и укрепиться в этом лесами богатом краю на левом берегу Даугавы могли лишь постепенно.
В 1235 году орден Меченосцев под руководством местра Фольквина через Селонию вторгся в Налшу. В 1244 году крестоносцы во главе местром Дитрихом переправились на левый берег Даугавы и второй раз вторглись в Налшу, опустошая и часть земель селов.
Селонское епископство ( episcopatus Seloniensis ) было создано для обращения в католичество жителей левого берега Даугавы. Территория охватывала часть восточной Земгалии от Межотненского городища на западе до в низовьях Лиелупе ( Юрмала ) на севере. В Селонии восточная граница доходила примерно до речки Эглайне (Илукстский край). Про южные границы епископата сведения отсутствуют.
23 мая 1254 года Папа Римский Иннокентий IV утвердил договор Ливонского ордена с князем Полоцка Константином о том, что он отказывается от следующих городищ и там находящихся посёлков ( на латинском castra seu municiones et eorum villas ): Алектены, Калвы, Медены и Ницгалы . Кажется, старейшины этих земель раньше находились в подчинении Герсики и Нальщан , а после того, когда правитель литовской Нальщи Товтивил стал князем Полоцка, стали рассматривать их вассалами.
Октябре 1255 года Миндовг , в знак благодарности Тевтонскому ордену за посредничество с Римским Папой, который короновал его первым королём Литвы, а также из за обещанной защиты даровал местру Ливонского ордена и его рыцарям землю, которую зовут Селонской землёй ( на латинском : terram, que Selen dicitur ) со следующими городищами: Медены, Пелоны, Малейсины и Таурагны. До этого эта часть Селонии находилась в подчинении Миндовга .
Названия этих мест находится также в подтверждении Папы Римского Александра IV от 1257 года.
В октябре рижский архиепископ Альберт, капитул думы и магистр Тевтонского ордена договорились об решений разных спорных вопросов следующим образом: