Interested Article - Минорное трезвучие
- 2020-03-07
- 1
Минорное (малое) трезвучие — трезвучие , состоящее из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты . Минорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) минорного лада .
Терминология
Хотя термин минорное трезвучие зачастую употребляется для обозначения любых вертикальных структур описанного типа (независимо от исторической эпохи и склада музыки ), это употребление по существу неверно, если оно относится к звуковысотным системам , в которых нет минорного лада. В анализах многоголосных сочинений эпохи Средних веков (например, Гильома де Машо ), где вовсе нет мажорно-минорной тональности, правильней говорить о конкорде терцквинты (созвучии, которое мыслилось составленным из 2 интервалов), а многоголосной музыки эпохи Возрождения, где формируется представление об аккорде, но еще нет минорного лада (например, в мессах Жоскена Депре ), правильней говорить о малом (а не о минорном ) трезвучии.
Обращения
Вид | Название | Состав | Обозначение | Эстрадно-джазовая цифровка |
---|---|---|---|---|
Основной вид | Малое трезвучие | м. 3 + б. 3 = ч. 5 | М 5 3 | C 53 |
Первое обращение | Малый секстаккорд | б. 3 + ч. 4 = б. 6 | М 6 | C 6 |
Второе обращение | Малый квартсекстаккорд | ч. 4 + м. 3 = м. 6 | М 6 4 | C 64 |
Первым обращением малого трезвучия является малый секстаккорд , в котором нижним звуком является терция. Вторым обращением является малый квартсекстаккорд , с квинтой в качестве нижнего звука .
В состав малого трезвучия и его обращений входят малая и большая терция, а также чистая кварта, являющаяся обращением чистой квинты.
Общая информация
Минорное трезвучие является одним из минорных аккордов , в состав которых входят звуки, отстоящие от основного тона на малую терцию и чистую квинту. Также минорными являются большой и малый минорный септаккорды .
Минорное трезвучие является диатоническим аккордом и строится на I , IV и V ступенях натурального минора . Эти три трезвучия ярче других выражают ладовые функции, благодаря чему называются главными трезвучиями и обозначаются как и главные ступени: t , s , d . В натуральном мажоре также три мажорных трезвучия, которые не находятся на главных ступенях лада, и поэтому называются побочными . В гармоническом мажоре или миноре — всего два минорных трезвучия.
Сокращенным обозначением минорного трезвучия является мин. 5 3 , что соответствует виду аккорда и входящим в его состав интервалам. Согласно системе буквенно-цифровых обозначений аккордов , минорное трезвучие обозначается с помощью заглавной латинской буквы и приставки m , определяющей лад аккорда : например, ля-минорное трезвучие обозначается как Am .
Минорное трезвучие является консонантным , так как возникает в результате деления совершенного консонанса (квинты) согласно отношениям гармонических пропорций (10:12:15, малая терция + большая терция) . Поэтому в музыке, начиная с эпохи Возрождения, оно трактуется как устойчивое и не требует разрешения в более совершенный консонанс .
Минорное трезвучие является одним из основных аккордов в системе гармонической тональности Нового времени . При этом в музыкальной эстетике со времён Царлино малое трезвучие расценивается как «мрачное», «грустное», «приглушённое», по сравнению со «светлым», «ярким», «весёлым» большим трезвучием.
Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия До минор — до, ми-бемоль, соль (C-Es-G).
Таблица минорных трезвучий
Аккорд | Основной тон | Малая терция | Чистая квинта |
---|---|---|---|
Cm | C | E ♭ | G |
C ♯ m | C ♯ | E | G ♯ |
D ♭ m | D ♭ | F ♭ (E) | A ♭ |
Dm | D | F | A |
D ♯ m | D ♯ | F ♯ | A ♯ |
E ♭ m | E ♭ | G ♭ | B ♭ |
Em | E | G | B |
E ♯ m | E ♯ | G ♯ | B ♯ (C) |
Fm | F | A ♭ | C |
F ♯ m | F ♯ | A | C ♯ |
G ♭ m | G ♭ | B (A) | D ♭ |
Gm | G | B ♭ | D |
G ♯ m | G ♯ | B | D ♯ |
A ♭ m | A ♭ | C ♭ (B) | E ♭ |
Am | A | C | E |
A ♯ m | A ♯ | C ♯ | E ♯ (F) |
B ♭ m | B ♭ | D ♭ | F |
Bm | B | D | F ♯ |
См. также
Примечания
- В. А. Вахромеев. Элементарная теория музыки / Техн. редактор Л. Виноградова. — Третье издание. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 150. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-7140-0962-4 .
- Г. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 119—120. — ISBN 5-7140-0592-7 .
- Татьяна Алексеевна Вахромеева. . Сообщество вокалистов StartVocal. — Сольфеджио. Дата обращения: 18 января 2010. Архивировано из 15 апреля 2012 года.
- Accords.Ru. Дата обращения: 24 января 2010. 28 декабря 2011 года.
- Ю. H. Холопов. . Belcanto.Ru. Дата обращения: 18 января 2010. 15 апреля 2012 года.
- В средневековой гармонии конкорд терцквинты (который выглядит структурно как малое трезвучие, требовал разрешения в более совершенные созвучия, например, в квинту.
- 2020-03-07
- 1