Interested Article - Добрянские

Добря́нские ( укр. Добрянські , польск.-рус. Добжаньские, Добжанские, Добржанские , польск. Dobrzańscy, Dobrzyjańscy ) — известная старинная польская и украинская шляхетская фамилия (в XVIII—XX вв. многие представители не могли уже доказать шляхетства и относились к сословиям духовенства и мещан) гербов « Сас » и « Лелива », оставившая заметный след в истории Польши , Украины , России и США . Некоторые историки (например, А.Бонецкий) считают, что под такой фамилией существовало как минимум два разных рода (один из Добры в Саноцкой земле, другой — из Добжан (Добрян) на Львовщине), возникших почти одновременно в XV в. Однако о Добжанских из Добжан известия очень скупы и толком неясно какими гербами они пользовались. Есть также сообщение Дзядулевича о Добжанских татарского происхождения (два представителя), проживавших в середине — 2-й половине XVIII вв. Большинство же исследователей XIX — нач. XX веков (А.Виняж,А.Прохаска и др.) под Добрянскими понимали всё же королевских слуг из Добры и полагали, что роды-фамилии герба «Сас» (включая и Добрянских) были связаны с молдавским воеводой Сасом (1354—1358) из династии марамурешских , однако каких либо документальных подтверждений эта версия не имеет. Скорее всего какая то часть родов герба « Сас » действительно вела своё происхождение из венгерско-румынских краёв, но другая часть тех шляхетских родов, это автохтонное русское или польское население .

Основание рода

Герб « Сас » — им пользовалась основная масса Добрянских.
Герб « Лелива » — его употребляли Губаль-Добжанские и некоторые др. семьи Добрянских.

Род Добрянских из Добры по мнению большинства историков основали русины: три «стрыечных» (двоюродных) брата — Юрий, Занько и Дмитрий — королевские слуги из Улича. 28 июня 1402 г. они и их братья получили от короля Польши и будущего героя Грюнвальдской битвы Владислава Ягайло (1386—1434) привилей (жалованную грамоту) на владение Доброй в Саноцкой земле Русского воеводства . За это пожалование (согласно упомянутой грамоте) братья обязаны были выставлять на войну трёх лучников и в случае необходимости тремя конями служить при Саноцком замке . Это последнее обязательство поставило всех Добрянских в положение замковых слуг. Поэтому со введением в Саноцкой земле в 1424 1435 гг. земского судопроизводства им не удалось сразу перейти в категорию полноправной шляхты. Но Добрянские добивались этого весьма энергично, то отказываясь выполнять свои служебные обязанности при замке, то откупаясь от них уплатой десятигривенного ежегодного чинша . Так, например, в 1446—1449 гг. саноцкий староста несколько раз жаловался на Трухана Юрьевича (?-рубеж 1450-х-1460-х гг), Иосифа (?-ок. 1450 г.) и Ивана (?-1469) Добрянских, которые отказывались служить при замке. Наиболее ожесточённым противостояние между Добрянскими и старостами Санока было во второй половине XV-первой половине XVI вв, после того как, в 1469 году саноцкий староста Миколай Пеньонжек за 60 гривен выкупил у Добрянских значительную часть Добры. Не желая повиноваться саноцким старостам и выполнять замковую повинность, Добрянские, начиная с 60-х-70-х гг. XV в., чаще распродают свои земельные наделы в Добре и поселяются в других селениях и землях Русского воеводства. Благодаря этому они уже не выполняли свои повинности при Саноцком замке ; из документов, рассказывающих о Добрянских вне Добры постепенно исчезла приставка servi — «слуги». Среди тех немногих Добрянских, которые остались в Добре, наиболее видное положение в нач. 1470-х гг. занимал Влодек Заневич Добрянский — сын одного из родоначальников Добрянских.

Со временем положение Добрянских, остававшихся в Добре и её окрестностях, коренным образом изменилось. Так, в 1548 г. король Польши Зыгмунт Август (1548—1572) восстановил привилей Владислава Ягайлы от 1402 г. и присоединил Добру к русским жупам, изъяв тем самым её из под юрисдикции саноцкого старосты. В 1564 г. Зыгмунт Август выдал привилей для Иеронима, Григория, Яцка и других Добрянских, согласно которому за ними была закреплена лишь военная служба: они должны были выставлять на войну 5 вооружённых конников. К тому же Пйотрковский сейм 1565 года освободил Добрянских и от уплаты ежегодного чинша, поскольку они добросовестно ходили на войну в составе «посполитого рушения» — всеобщего шляхетского ополчения. Это прекратило длительную борьбу Добрянских за шляхетские права, и теперь они могли с полным правом называть себя шляхтичами. 5 октября 1634 г. во Львове король Владислав IV Ваза (1632—1648) подтвердил право Добрянских на владение Доброй.

Добрянские (Добжанские) в XV—XX вв

На протяжении XV XX вв. носители фамилии Добрянских (Добжанских), происходящие от владельцев Добры и части Добрян (Добжан), отмечены в источниках в связи с их военной и общественной деятельностью. Несмотря на скупость источников первой четверти XV в., можем однако предположить, что Добрянские из Добры уже участвовали в сражениях «Великой войны» (1409—1411) с Тевтонским орденом Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г. и осаде Мальборка осенью того же года. На это косвенно указывают и сама грамота 1402 г. и целый ряд документов 1430-х — 1450-х гг. Кроме того, из документов точно известно, что в 1435—1436 гг. Добрянские принимали активное участие в подавлении антипольского выступления литовско-волынского князя Свидригайла Ольгердовича, поддержанного тевтонскими рыцарями и русскими православными магнатами (кн. Острожскими и др.), а прославившийся во 2 пол. 1440-х гг. борьбой за шляхетские права, Иван Добрянский, воевал с тевтонцами во время Тринадцатилетней войны (1454—1466). В дальнейшем, в составе посполитого рушения и панцирной кавалерии Добрянские принимали участие во многих войнах и вооружённых конфликтах Польско-Литовского государства.

В XVII XVIII вв. Добрянские проживали уже не только в Саноцкой и Перемышльской землях Русского воеводства , но и в Подолии, на Волыни и на Левобережной Украине. Кстати, вместе с князьями Вишневецкими Добрянские внесли и свою посильную лепту в процесс колонизации и освоения Левобережья. Уже в 1616 году люстрация упоминает среди владельцев Сиверы на Ворскле в Черкасском старостве шляхтича Василия Добрянского.

В целом в этот период Добрянские из Добры и Добрян начинают играть довольно заметную роль в общественно-государственной, духовной и военной жизни Польши и Украины (Гетманщины). Так, например, Михаил и Иван Добрянские в первой половине XVII в. удерживали за собой Лещинское войтовство в Перемышльской земле, а Андрей Добрянский, представляя Перемышльскую землю, подписал с воеводой русским в 1669 г. элекцию (избрание) короля Польши Михала Корыбут-Вишневецкого (1669—1673) — сына легендарного князя Яремы. Дмитрий Добжанский (Добрянский) во второй пол. XVII века служил товарищем «панцерной» роты Фрацкевича герба «Щлеповрон», а Василий Добрянский герба « Сас » (первая половина XVIII в.) был войсковым товарищем у гетмана Левобережной Украины И.Скоропадского (1708—1722) .

Кроме того, на рубеже XVI XVII вв. Добрянские снискали себе славу стойких защитников православия на украинских землях Речи Посполитой . Наибольших успехов на этом поприще достигли Стефан и Николай Добрянские. Стефан Добрянский (?-1598) — православный священник Спасского монастыря на Волыни, был преданным сторонником кн. Константина Острожского и активным противником Брестской унии. Обладая ораторскими способностями Добрянский сумел за короткое время настроить против луцко-острожского епископа — униата Кирилла Терлецкого почти всё население Луцкого повета. Растерявшийся епископ даже не знал, что со священником делать. Однако явно напасть на Стефана Добрянского Кирилл опасался из-за могущественного князя Острожского, в имении которого располагался Спасский монастырь. Кроме того, князь мог вступиться за Добрянского в любую минуту, что не входило в планы расчётливого епископа. В конце концов люди Терлецкого подстерегли Стефана Добрянского, возвращавшегося из Луцка в свой монастырь, схватили на оболонье и утопили. Николай Добрянский (?-1634) принимал активное участие в деятельности Львовского ставропигийного братства. В 1596—1634 гг. он постоянно избирался в старейшины братства разных степеней, а в 1592 г. состоял в посольстве к русскому царю Фёдору Иоанновичу (1584—1598). Умирая Николай Добрянский завещал Львовскому братству 24 золотых талера и домик в Тарнавцах. Дело Николая Добрянского продолжил его родственник Илья Добрянский (XVII в), вступивший в ряды Львовского братства в 1634 г. Самуил Добрянский (XVII в.) в 1649 г. стал преемником Преподобного Иова Почаевского на должности настоятеля Свято-Успенской Почаевской лавры, крупнейшего монастыря на Украине после Киево-Печерской лавры . Стремясь найти надёжную преграду массовому окатоличиванию Украины, некоторые Добрянские, после Брестской унии обратили свои взгляды на кальвинизм ( протестантизм ). Помимо Добрянских среди кальвинистов было немало и других представителей известных украинских шляхетских семей. После Брестской церковной унии кальвинистские деятели пытались договориться с православными о совместной борьбе против наступления католицизма: в 1599 г. в Вильнюсе было подписано соглашение о конфедерации кальвинистов и православных для защиты политических и религиозных прав шляхтичей, духовенства, мещан. Наиболее известными фигурами в истории украинского кальвинизма по праву считаются братья Лукаш и Андрей Добрянские — сыновья галицкого православного священника Ивана Добрянского. Лукаш в 1630—1640 гг. возглавлял кальвинистское собрание в Козаровичах. Андрей Добрянский — ученик нескольких европейских университетов, профессор философии, поэт, переводчик, педагог, пастор сборов в Яблунове, потом — в Бучаче. Вместе со своим шурином Яном Зыгровским активно участвовал в работе Панивецкой школы, издании нескольких произведений Зыгровского. Из-за преследования католиками они переезжают в Великое княжество Литовское . Здесь Андрей занимал должность виленского суперинтенданта, впоследствии ректора школы в Слуцке, написал несколько работ, вышедших в Базеле ( Швейцария ). Вместе с братом Лукашем ещё в Глинянах начал перевод Посланий апостолов, который, однако, не успел завершить .

Оказавшись после разделов Речи Посполитой (конец XVIII в.) под властью России и Австрии, большая часть Добрянских постепенно утратила шляхетство и окончательно попала в сословия духовенства и мещан. Удержаться «на плаву» (то есть сохранить своё шляхетство ) повезло разве что Губаль-Добрянским (Губаль-Добжанским) и некоторым другим (преимущественно польским) ветвям рода в королевстве Галиции и Лодомерии . .

Многие оставшиеся в России Добрянские прославили своё имя на военном поприще, приняв участие в войне с Наполеоном (1812 г.), Кавказской (1817—1864), Первой мировой (1914—1918), Гражданской (1918—1920/1923) и Великой Отечественной (1941—1945) войнах.

Носители фамилии Добрянских (Добжанских)

Герб « Лелива » (все происходят из Добры) . Линия Губаль-Добжанских известна по гербовнику А.Бонецкого.

  • Миколай Добжанский герба « Лелива » (1570—1615) — каноник краковский (1610—1615);
  • Ежи Добжанский герба « Лелива » (1723—1792) — каноник краковский (с 1780 г.);
  • Лукаш (I) Губаль-Добжанский герба « Лелива » (1789—1878) — сын Ежи Добжанского (не каноника) и Саломеи Мошиньской, внук Мачея Добжанского герба «Лелива», полковник Войска Польского, кавалер ордена Virtuti Militari. В звании артиллерийского капитана участвовал в Наполеоновских войнах. Во время Польского восстания 1830—1831 гг. полковник Добжанский был ранен в бою под Ольшинкой Гроховской. Имел сына, внука и правнука, носивших одинаковое имя Генрик. До наших дней сохранился портрет Лукаша Добжанского работы знаменитого Яна Матейки;
  • Лукаш (II) Губаль-Добжанский герба « Лелива » (1839—1879) — сын Лукаша (I) Губаль-Добжанского, ротмистш польской кавалерии и адъютант диктатора генерала М.Лангевича. Участвовал в польском Январском восстании 1863 г. против России;
  • Генрик Добжанский герба « Лелива » (1840—1880) — сын Лукаша (I) Губаль-Добжанского, муж графини Леонии Потоцкой герба «Пилява» (1830 — после 1860 г.);
  • Генрик Добжанский герба « Лелива » (1860 — после 1897 г.) — сын Генрика Добжанского и графини Леонии Потоцкой, муж графини Марии Любенецкой герба «Роля» (1871—1950);
  • Пйотр Добжанский герба « Лелива » (1843—1925)- сын Лукаша (I) Губаль-Добжанского, доктор права, приятель известного польского художника Яцека Мальчевского;
  • Генрик Губаль-Добжанский герба « Лелива » (1897—1940) — национальный герой Польши, правнук полковника Лукаша Губаль-Добжанского, спортсмен, майор кавалерии Войска Польского. Во время Второй мировой войны был одним из первых партизанских командиров на территории Польши. Погиб в ожесточённом бою с немцами в окрестностях Анелина. Посмертно произведён в полковники и награждён Золотым крестом военного ордена Virtuti Militari (в 1966 г.);

Герб « Сас » (из Добры и, возможно, из Добрян) . Приведённые здесь линии (кроме линии Василия) Добрянских (Добжанских) в документах писалась по-разному: Добржаньские, Добржанские, Добжанские.

  • Василий Добрянский герба « Сас » (первая половина XVIII в.) — был войсковым товарищем у гетмана Левобережной Украины И.Скоропадского (1708—1722);
  • Фома (Томаш) Антонович Добржанский герба « Сас » (XIX в.) — дворянин, полковник русской армии, участник Кавказской войны (1817—1864) с горцами. В 1863—1864 гг. назначен комендантом Владикавказа. Упомянут в польских гербовниках нач. XX в.;
  • Карл Казимирович Добржанский (Добжанский) герба « Сас » (XIX в) — польский шляхтич, сын шляхтича (дворянина) Махновского уезда Киевской губ. Каземира (Казимира) Юрьева Добржаньского (Добржанского) герба «Сас» (упом. в 1816 г.) , владел землями под Киевом, но был лишён своих владений за участие в польском антироссийском восстании 1863 года и сослан на 20 лет в Каргополь Олонецкой губернии. Жена происходила из графского рода Тышкевичей герба Лелива. Отец Григория Добржанского и дед зоолога Феодосия Добжанского ;
  • Григорий Карлович Добржанский (1862—1918) — сын Карла Казимировича Добржанского, преподаватель математики в первых классах гимназии в Немирове. Жена — Софья Васильевна Войнарская (1864—1920) — происходила из семьи священнослужителей и приходилась родственницей Ф. М. Достоевскому;
  • Феодосий Григорьевич Добжанский (Добржанский) (1900—1975) — сын Григория Карловича Добржанского и Софьи Войнарской, русско-американский учёный-зоолог, генетик и эволюционист, профессор зоологии Колумбийского университета (1940—1962) и профессор Рокфеллеровского института (1962—1970). Член Американской Академии искусств и наук, член Лондонского Королевского общества.

Примечания

  1. (польск.) — 2014.
  2. Boniecki A. Herbarz polski, t. 4, Gebethner & Wolff, Warszawa 1901.-s.334
  3. Грушевський М. Історія України-Руси. Том VI. Примітки
  4. Добрянський В. В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових наголів'їв козацької доби. (укр.) // Музейний вісник. — Запоріжжя, 2007. — Вип. 7 . — С. 71 .
  5. (AGZ) VII, 22
  6. Грушевский М. (укр.) / П. С. Сохань. — К. : Наук. думка, 1994. — Т. V. — С. 92-93. — 704 с. — (Пам’ятки іст. думки України). — ISBN 5-12-003310-5 . 29 сентября 2010 года.
  7. Линниченко И. А. Черты из истории сословий в Юго-Западной (Галицкой) Руси в XIV—XV вв. М., 1894.-с.68
  8. Hejnosz W. Ius Ruthenicale. Przezytki dawnego ustroju na Rusi Halickiej. Lwow, 1928.- p.29
  9. Грушевський М. Історія України-Руси.-К., 1994.-т 5.-с. 92
  10. Лукомский В., Модзалевский В. . — СПб. : Издание черниговского дворянства, 1914. — С. 44. 29 ноября 2010 года.
  11. Пашин С. С. Земяне из саноцкого села Добра в XV веке // Европа. Международный альманах. Тюмень, 2003. Вып. III. -с.46-56
  12. Winiarz. A. Ziemia Sanocka w latach 1463—1552. Kwartalnik Historyczny, 1896.-s.292
  13. Matricularum Regni Poloniae Summaria (MRPS), V, 9411
  14. Грушевський М. Історія України-Руси.-К.:Наукова думка, 1994.-т 5.-с.92-93
  15. Poczet szlachty galicyjskiej i bukowinskiej.Lwow, drukarnia Instytutu Stauropigianskiego, 1857/-s.50-52
  16. Кривошея В. В. До причин Національно-визвольної війни середини XVII ст.//Гілея (науковий вісник).-Випуск 23.-К., 2009. -с.7
  17. Лукомский В., Модзалевский В. Малороссийский гербовник.-К., 1993
  18. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883. (переиздание — 1994—1996).- т.9, гл.9
  19. В. P. Ваврикъ. Члены Ставропигіона за 350 лѣтъ. (1586—1936)
  20. Житие Преподобного Иова, игумена Почаевского (разн. редакции)
  21. Любащенко В.І. Історія протестантизму в Україні: Курс лекцій. — Львів, 1995. — С. 103.
  22. Задорожна О. Ф. Протестанти з роду Горностаїв//Наукові записки На УКМА.-т.20.-с.64
  23. Шляхта королевства Галиции и герцогства Буковина = Poczet szlachty galicyjskiéj i bukowińskiéj / М. Дзлковский. — Львов, 1857. — С. 25. — 327 с.
  24. Boniecki A. Herbarz polski, t. 4, Gebethner & Wolff, Warszawa 1901.-s.335
  25. Лукомский В., Модзалевский В. Малороссийский гербовник.-К., 1993.
  26. hr.Uruski S. Rodzina: herbarz szlachty polskiej. Warszawa, 1906, t 3.-s.197
  27. Список дворян, внесённых В I-ю часть родословной дворянской книги Киевской губернии за 1816 г. (ГАКО)
  28. Голубовский М. (академик РАЕН, С.-Петербург) Добжанский в двух мирах

Ссылки

Литература

  1. Boniecki Adam. Herbarz polski. — Warszawa: Gebethner & Wolff, 1905 (1899—1913).
  2. Mały herbarz nowogrodzkiej szlachty. Herbarz przytacza stan na rok. — 1800.
  3. Pułaski K. Kronika polskich rodów szlacheckich Podola, Wołynia i Ukrainy. — Warszawa, 1991.
  4. Tadeusz Gajl. Herby szlacheckie Rzeczypospolitej Obojga Narodów. — Gdańsk: Wydawnictwo L&L, 2003.
  5. Roman Horoszkiewicz. Szlachta zaściankowa na ziemiach wschodnich. — Warszawa, 1936.
  6. Wacław Potocki. Poczet herbów szlachty Korony Polskiey i Wielkiego Xsięstwa Litewskiego. — Krakow, 1696.
  7. Ks. Kacper Niesiecki. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. — Lwów, 1728.
  8. Akta Grodzkie i Ziemskie.
  9. Bartosz Paprocki. Herby rycerstwa polskiego. — Kraków, 1584.
  10. Simon Okolski. Orbis Polonus. — Krakow, 1642.
  11. Лакиер А. Б. Общие замечания о польских геральдических эмблемах или знамёнах. — М. : Книга, 1990.
  12. Wyrostek, Ludwik. Rod Dragow-Sasow na Wegrzech i Rusi Halickiej. — 1931-1932.
Источник —

Same as Добрянские