Периодическая функция
- 1 year ago
- 0
- 0
Оди́ческая строфа — десятистрочная строфа , написанная четырёхстопным ямбом с рифмовкой AbAbCCdEEd и соблюдением правила альтернанса . В XVIII веке получила широкое распространение в русской поэзии, применяясь преимущественно в одах (отсюда название) .
Создателем этого типа строфы считается французский поэт и теоретик стиха XVII века Франсуа Малерб . В период классицизма канонизированная им строфа распространилась по всей Европе, и поскольку классицистическая поэтика отличалась строгой нормативностью, большинство торжественных од на протяжении XVIII века писалось по установленному образцу . Популярности одической строфы способствовала чёткость её внутреннего строения: начальное перекрёстное четверостишие (AbAb) задаёт тему, последующее двучленное шестистишие (CCd EEd) раскрывает её и служит своего рода разработкой .
В русской поэзии одическая строфа впервые появилась в 1730-х годах в одах Тредиаковского и Ломоносова . В общей сложности Ломоносов написал десятистрочными строфами 22 оды , в том числе «Оду на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.
Из современников Ломоносова десятистрочной строфой нередко пользовался Сумароков ; позднее ею много писал Державин . Наряду с классической схемой практиковались и другие — менялись местами женские и мужские рифмы, составляющие строфу четверостишие и шестистишие, и т. п. — однако традиционная структура оставалась наиболее распространённой .
Постепенно одическая строфа проникла в другие поэтические жанры, что говорит о её особой значимости для поэтики XVIII века . Однако с упадком жанра хвалебной оды одическая строфа утратила своё значение и с начала XIX века практически вышла из употребления .