Медаль Французский орёл на Волге
- 1 year ago
- 0
- 0
«Французский канкан» или «Френч канкан» ( фр. French Cancan ) — французский художественный фильм режиссёра Жана Ренуара .
Действие фильма происходит в Париже в конце XIX века. Анри Данглар — стареющий театральный импресарио, но известный всему театральному мирку и владеющий небольшим кафе со сценой «Китайская Ширма», где показывают незамысловатые музыкальные номера. Он любит из простых девушек делать звёзд. Попутно он и соблазняет этих красавиц. Одна из таких созданных им звёзд — красотка Лола по прозвищу «Прекрасная Аббатиса», показывающая танец живота в его кафе.
Однажды Анри с приятелями оказывается на Монмартре и видит, что старый канкан ещё жив. Данглар видит ещё одну возможность — возродить этот прекрасный танец . Новым увлечением Данглара становится Нини, прекрасная прачка с Монмартра , которая встречается и помолвлена с молодым булочником. «Творец» забывает о своей прежней пассии Лоле и отдаёт все силы, для того, чтобы его прекрасная Нини вспыхнула новой звездой полузабытого канкана , а он при этом сумел бы осуществить свою давнюю мечту: возглавить популярное заведение, принимающее в своих стенах не несколько десятков клиентов, как в его кафе «Китайская Ширма», а сотни и даже тысячи, а на сцене будут танцевать «целый батальон молодых девушек, как в Гранд-Опера » привлекая более обеспеченную публику. Нини вместе с ещё несколькими десятками девушек посещает интенсивные занятия по танцам.
Несмотря на финансовые трудности и интриги его бывшей любовницы Лолы — Данглар основывает кабаре Мулен Руж . Фильм заканчивается открытием знаменитого кабаре и финальным канканом во время которого разрешаются основные конфликты и заканчиваются сюжетные линии.
Актёр | Роль |
---|---|
Жан Габен | Анри Данглар, импресарио |
Нини, бывшая прачка | |
Мария Феликс |
роскошная возлюбленная Данглара |
Лола, «Прекрасная Аббатиса»,
Эстер Жорж | |
Казимир ле Серпентин, гибкий танцор | |
принц Александр | |
Мишель Пикколи | капитан Валоргюэль |
Макс Дальбан | хозяин кафе |
Дора Долл | La Génisse |
Эдит Пиаф | Эжени Бюффе |
Гастон Модо | друг Данглара |
Урсула Кюблер | танцовщица кабаре |
По мнению французского критика Жака Лурселя , три картины Ренуара 50-х годов - « Золотая карета » ( Le Carrosse d’or, 1952), «Французский канкан» и «Елена и мужчины» ( Elena et les hommes, 1956) - вместе составляют некое подобие трилогии, в которой режиссёр оказывает своё почтение трём видам зрелища: итальянской комедии дель арте , кафешантану и театру марионеток .
«Золотая карета», снятая по комедии Проспера Мериме «Карета святых даров» и которую режиссёр назвал драматической фантазией в стиле комедии дель арте, провалилась в коммерческом отношении и встретила холодный приём у критиков. Историк кино Жорж Садуль писал, что усилия режиссёра и съёмочной группы « не были достаточны для того, чтобы возвысить этот созданный Ренуаром дивертисмент , лишённый к тому же остроумия Мериме , до уровня прежних постановок Ренуара » .
В поисках подходящего сюжета и финансирования Ренуар два года оставался без режиссёрской работы. Им рассматривалось несколько проектов, среди которых он собирался снимать фильм «Браконьеры», экранизировать повесть « Первая любовь » И. С. Тургенева , также были идеи о создании фильма о Винсенте Ван Гоге , но летом 1954 года Ренуар начал подготовительную работу к съёмкам картины «Французский канкан» по сюжету сценариста . Эта картина первоначально планировалась для режиссёра Ива Аллегре , но её тема заинтересовала Ренуара и в конечном итоге этот проект был поручен ему.
4 декабря Ренуар приступил к съёмкам в парижской киностудии, где не работал с 1939 года, когда он уехал в США . Картина является первой снятой Жаном Ренуаром после возвращения во Францию: «„ Французский канкан“, — писал он в журнале „ Cahiers du cinéma “, № 78, ― олицетворял для меня большое желание снять фильм, очень французский по духу, который бы смог легко и удобно наладить контакт, протянуть приятный на вид мостик между мною и французской публикой » .
Время действия фильма — расцвет Мулен Ружа , импрессионизма и эпоха художников Тулуза-Лотрека и Огюста Ренуара , отца самого режиссёра. В фильме кроме музыки композитора Жоржа Ван Париса звучат попурри из мелодий кафешантанов 1900-х годов. Прототипом Данглара является импресарио (основатель Мулен-Руж ), а его помощника Казимира Серпантина — Валентин Бескостный . По мнению Лурселя в этом фильме Ренуара, сценарий которого он переписал в одиночку и под себя, его больше всего привлекает фигура Данглара, в которой он во многом видел себя, здесь его « больше всего интересуют не актёры, а режиссёр спектакля, постановщик, серый кардинал праздника. Это говорит о том, насколько фильм ему близок » .
Французский критик Пьер Лепроон также отмечает тематическую связь между картинами Ренуара «Золотая карета» и «Французский канкан». По его мнению, этому фильму окажут лучший приём возможно потому, что он легче воспринимается и его действие ближе по времени :
Здесь итальянский дивертисмент XVIII века уступает место воскрешаемому на экране Парижу „ прекрасной эпохи “, танцовщицы „Французского канкана“ заменяют акробатов, а „импрессионистский“ тон — стиль в манере Ватто . Но оба фильма и по содержанию и по форме придерживаются единой линии. И в том и в другом случае это „зрелище“ — ослепительный парад, участники которого пробуждают человеческие чувства, сами их не переживая...
Жак Риветт , который работал на этой картине стажёром Жана Ренуара, также отмечая здесь, как и в «Золотой карете», « тесное переплетение искусства жизни и искусства поэзии », писал, что в этой картине « оно просто выступает под другой маской » . По его мнению, этот фильм, который он называет «одой плотских удовольствий» — « это сокровенный театр, высокая комедия, играемая Ренуаром для самого себя » .
В 1956 году фильм был удостоен Гран-при французской премии Хрустальная звезда .