Interested Article - Ночью правит террор

«Ночью правит террор» ( англ. The Night Holds Terror ; дословно «Ночь таит в себе ужас» ) — фильм нуар режиссёра Эндрю Л. Стоуна , который вышел на экраны в 1955 году .

Фильм рассказывает о банде преступников ( Винс Эдвардс , Джон Кассаветис , ), которая захватывает на автотрассе случайного водителя ( ), проникает в его дом, берёт в заложники его семью, требует продать машину, а затем вымогает деньги у его богатого отца.

Фильм получил единодушно хорошие отзывы критики, отметившей напряжённость и увлекательность картины, сделанной на скромном бюджете. При этом были высоко оценены сценарий, режиссура, операторская работа и монтаж, а также сильная игра молодого актёрского состава.

Наряду с такими фильмами нуар, как « Окаменелый лес » (1936), « Тёмное прошлое » (1948), « Ки-Ларго » (1948), « Он бежал всю дорогу » (1951), « Доля секунды » (1953), « Часы отчаяния » (1955) и многими другими, эта картина относится к субжанру, рассматривающему ситуацию с захватом и удержанием заложников.

Сюжет

Инженер Джин Куртье ( ) возвращается с работы на авиабазе в Лас-Вегасе домой в город Линкольн, Калифорния . В пустыне Мохаве , через которую проходит дорога, Джин останавливается, чтобы подвезти попутчика Виктора Госсета ( Винс Эдвардс ). Через несколько минут Виктор наставляет на Джина пистолет и отбирает его бумажник. Обнаружив там лишь 10 долларов, Виктор требует свернуть с шоссе на просёлочную дорогу, где в нескольких милях его ожидают у машины двое сообщников — Роберт Бэтсфорд ( Джон Кассаветис ) и Лютер Логан ( ). Разозлённый тем, что у Джина оказалось всего 10 долларов, Бэтсфорд заставляет его снять пиджак и ботинки, и лечь на живот, после его в ярости несколько раз стреляет в землю рядом с ним. Испуганный Джин просит не убивать его, говоря, что достанет денег, в частности, может продать свою машину за 1800 долларов. Бандиты соглашаются на предложение Джина и вместе с ним отправляются в автосалон в Линкольне. В автосалоне Джин ищет возможность убежать через служебную дверь. Однако он вынужден отказаться от своего плана, так как рядом с дверью стоит ребёнок с матерью, которые могут пострадать в случае его побега. Управляющий салоном готов заплатить за машину Джина 2000 долларов, однако в кассе у него есть только 500 долларов наличными, и потому он просит прийти за деньгами на следующий день. Вопреки протестам Джина бандиты решают провести ночь в его доме. Бандиты надевают на Джина чёрные непрозрачные очки, чтобы он не увидел номер их автомобиля. Во время парковки машины в гараже дома Джина, он остаётся наедине с Логаном, наиболее вменяемым из бандитов. Джин предлагает ему сначала 10, а затем и 20 тысяч долларов за то, чтобы они оставили в покое его семью. Джин рассказывает, что может попросить деньги у своего богатого отца, который владеет сетью магазинов в Линкольне, однако Логан не верит Джину. Бандиты проходят в дом, где их встречает жена Джина по имени Дорис ( ) и двое маленьких детей, которые приходят в ужас от вида трёх угрожающего вида мужчин с оружием. На протяжении вечера в гости к Куртье пытается зайти соседка Филлис ( ), а затем — знакомая семейная пара, которая хотела попрощаться перед переездом в другой город, однако по указанию бандитов Джин не пускает никого в дом и резко обрывает с ними разговор. Под угрозой убийства Джин также вынужден резко свернуть разговор с позвонившим по телефону отцом. Выпив несколько коктейлей, Виктор начинает заигрывать с Дорис и пытается обнять её на кухне, за что Дорис даёт ему пощёчину. Некоторое время спустя Виктор включает музыку и заставляет Дорис с ним танцевать. Когда же он пытается её поцеловать, у Джина не выдерживают нервы, он вскакивает и бьёт Виктора, после чего сам получает несколько ударов от бандитов. В конце концов, Бэтсфорд, который является неформальным главарём банды, успокаивает Виктора, говоря, что они должны вести себя тихо, в противном случае их поведение может привлечь нежелательное внимание со стороны соседей. Виктор успокаивается, однако обещает отомстить Джину. Бэтсфорд надевает домашний халат Джина и занимает для сна хозяйскую спальню, помещая всю семью Куртье в маленькую детскую комнату. Из соседней комнаты за ними наблюдают Логан и Госсет. Когда Логан выходит в туалет, а Госсет начинает засыпать, Джин находит в шкафу пару ножниц, с которыми крадётся к Госсету, рассчитывая убить его и завладеть его оружием. Однако перед самым ударом Джин медлит, так как не может убить человека. В этот момент появляется Логан с пистолетом в руке и отбирает у Джина ножницы.

На следующее утро Джин с Госсетом и Бэтсфордом едут в салон, где получают деньги за машину. После этого бандиты возвращаются в дом, чтобы забрать Логана и уехать окончательно. Перед отъездом Бэтсфорд решает взять Джина с собой в качестве заложника, чтобы семья не могла уведомить полицию. В последний момент Дорис подбегает к машине бандитов и заявляет им, что если Джин через полчаса не позвонит и не скажет, что он свободен, она свяжется с полицией. После отъезда бандитов Дорис отправляет детей к соседке Филлис, строго запрещая им рассказывать что-либо о случившемся. Через пять минут после отъезда Бэтсфорд, который перед отъездом специально положил кусочек бумажки на телефон, возвращается в дом Куртье, чтобы проверить, не позвонила ли Дорис в полицию. Убедившись, что бумажка на месте, Бэтсфорд ещё раз пугает Дорис тем, что её муж находится у него в заложниках, а затем отбывает вместе с сообщниками и Джином. В машине бандиты настраивают радио на полицейскую волну, проверяя, не ведётся ли их розыск. Тем временем к Дорис заходит Филлис, встревоженная замкнутостью и подавленностью детей. Не выдержав напряжения, Дорис через несколько минут рассказывает ей о том, что произошло, однако несмотря на уговоры соседки, отказывается звонить в полицию до тех пор, пока не позвонит Джин. Когда бандиты останавливаются, чтобы заправить автомобиль, Джин, оставшись с Логаном наедине, уговаривает его дать ему возможность сбежать. Логан рассказывает, что познакомился с Бэтсфордом и Госсетом лишь два дня назад, и примкнул к ним только ради того, чтобы грабить, но не убивать. Когда они останавливаются в пустыне, Логан рассказывает Бэтсфорду о том, что богатый отец Джина сможет заплатить крупный выкуп за освобождение сына. Бэтсфорд задумывается, однако перехватив нервный взгляд Джина, который должен позвонить Дорис через полчаса после отъезда, отправляется в город в поисках телефона. По истечении 30 минут Дорис звонит в полицию, сообщая в подробностях обо всём что произошло и давая описания преступников. Банду немедленно объявляют в розыск. Несколько минут спустя Бэтсфорд звонит Дорис, требуя с отца Джина огромный выкуп в 200 тысяч долларов за освобождение сына. Дорис требует позвать к телефону Джина, который успевает прокричать в трубку, что бандиты слушают полицейскую волну. Дорис немедленно сообщает об этом главному детективу Коулу ( ), и он немедленно блокирует использование полицейской волны для дальнейших переговоров по делу. Однако журналистам удаётся что-то прознать, и один из них приходит к Дорис домой. После этого Коул собирает всех журналистов полицейского пула, объясняя им реальную ситуацию, и обращается к ним с просьбой ничего не публиковать и не передавать в эфир до тех пор, пока Джин не будет освобождён. Техник полиции выводит на телевизор в доме Куртье специальный полицейский канал, по которому Дорис рассматривает базу фотографий преступников, в итоге опознавая Виктора Госсета. Коул приглашает к сотрудничеству представителя телефонной компании Хендерсона ( ), с помощью которого удаётся установить, что последний звонок бандиты сделали из телефона-автомата, расположенного где-то в долине Сан-Фернандо . Во время очередного разговора Дорис сообщает бандитам, что отец Джина собирает деньги, однако на это потребуется не менее суток. Вечером по просьбе полиции, местный телеканал в вечерних новостях передаёт специальный репортаж о том, насколько эффективно полиция справляется со случаями похищения людей, что оказывает дополнительное психологическое давление на бандитов. В занятом ими горном домике Логан и Госсет с тревогой слушают этот репортаж, в то время, как Бэтсфорд отправляется в город, чтобы угнать новую машину. Затем, оставшись наедине Логаном, Джин уговаривает его не слушать Госсета и отпустить его, так как в противном случае Логану может грозить смертная казнь. Когда Логан начинает сомневаться, Джин набрасывается на Госсета и избивает его, в результате чего тот теряет сознание. Джин и Логан выбегают на улицу, замечая на горной дороге оставленный автомобиль. В тот момент, когда они пытаются его завести, мимо проезжает возвращающийся Бэтсфорд. Заметив их, Бэтсфорд убивает Логана на месте, возвращаясь обратно в дом вместе с Джином. Наконец, когда Бэтсфорд звонит Дорис, люди на телефонной станции приступают к установлению номера, с которого осуществляется звонок. Для этого необходимо время, и отец Джина ( Стэнли Эндрюс ), который прибыл из Лос-Анджелеса, в разговоре с Бэтсфордом тянет время, насколько это возможно. Наконец, когда Бэтсфорд собирается прервать разговор, Дорис хватает трубку и требует, чтобы к телефону немедленно подвели Джина. Она требует, чтобы он задал проверочный вопрос в доказательство того, что он жив, а его голос не записан на магнитофон. Это даёт возможность выиграть ещё несколько бесценных секунд. Наконец, телефонная компания устанавливает номер телефона и адрес, откуда звонит Бэтсфорд, и туда немедленно подъезжает полицейский отряд, который уже дежурил в том районе. Начинается перестрелка, в ходе которой Бэтсфорд получает ранение, а Госсета задерживают. Услышав выстрелы, Дорис опасается, что могли убить Джина, однако несколько секунд спустя он берёт трубку и сообщает, что с ним всё в порядке.

В ролях

  • Джин Куртье
  • Дорис Куртье
  • Винс Эдвардс Виктор Госсет
  • Джон Кассаветис Роберт Бетсфорд
  • Лютер Логан
  • Эдди Марр — капитан Коул
  • Джек Крачен — детектив Поуп
  • Джойс Макласки — Филлис Харрисон
  • Джонатан Хейл — Боб Хендерсон
  • Барни Филипс — Странске
  • Рой Нил — диктор новостей на телевидении
  • Джоэл Марстон — репортёр
  • Гай Кингсфорд — полицейский техник
  • Стэнли Эндрюс мистер Кортье (в титрах не указан)

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Продюсер, сценарист и режиссёр фильма Эндрю Л. Стоун в 1950-е годы поставил серию качественных нуаровых триллеров , среди них « Шоссе 301 » (1950), « Стальная ловушка » (1952), « Проект убийства » (1953) и « Крик ужаса » (1958), а за фильм « Джулия » (1956) он был номинирован на « Оскар » как лучший сценарист .

Актёр Винс Эдвардс , начавший голливудскую карьеру в 1951 году, впоследствии удачно сыграл в фильмах нуар « Убийство » (1956) и « Убийство по контракту » (1958), однако наибольшей известности добился благодаря главной роли врача в многолетних сериалах « Бен Кейси » (1961—1966) и « » (1970—1971) .

Джон Кассаветис впоследствии стал известен благодаря актёрским работам в фильмах « Убийцы » (1964), « Грязная дюжина » (1967), « Ребёнок Розмари » (1968) и « Ярость » (1978). Он также прославился как один из первопроходцев американского независимого кино, выступив сценаристом, режиссёром и часто исполнителем одной из ролей в фильмах « Тени » (1958), « Мужья » (1970), « Женщина под влиянием » (1974), « Убийство китайского букмекера » (1976), « Премьера » (1977) и « Потоки любви » (1984) .

Как отмечает Хэл Эриксон, исполнительница главной женской роли впоследствии сделала успешную карьеру как актриса и особенно как продюсер на телевидении и в театре .

История создания фильма

Рабочее название этого фильма — «Ужас в ночи» ( англ. Terror in the Night ) .

По информации Американского института киноискусства , фильм основан не реальном случае, имевшем место в феврале 1953 года. Фильм открывается закадровым рассказом, который ведётся на фоне фотографии реальной семьи Куртье, которая показана под титрами. В рассказе, в частности, говорится: «Практически во всех важных аспектах это реальная история. Всюду, где только возможно, мы использовали реальные места действия и даже слова участников событий. Это история семьи — семьи Куртье» . По словам историка кино Дениса Шварца, «фильм увязывает реальное дело о похищении 1954 года с вымышленными событиями» .

Юридические проблемы в связи с прокатом фильма

Газета « Лос-Анджелес Таймс » в августе 1955 года написала о том, что семья осуждённого похитителя людей и вооружённого грабителя Леонарда Д. Мэхана-младшего выдвинула иск против Columbia Pictures и Эндрю Л. Стоуна, обвиняя их в нарушении его права на неприкосновенность частной жизни. В иске, в частности, утверждалось, что семья подверглась остракизму, а Мэхан-старший был уволен с работы из-за того, что Мэхан-младший, который отбывал 7-летний срок в тюрьме « Сан-Квентин », был изображён в фильме (в роли Бэтсфорда) как «жестокий главарь банды». Истцы требовали запретить демонстрацию картины, однако судья отверг это требование .

В ноябре 1955 года, согласно « Лос-Анджелес Таймс », Мэхан-младший подал иск на 750 тысяч долларов за причинённый ему ущерб, содержащий также требование выплачивать ему долю прибыли от проката картины. Иск был подан против Columbia , Стоуна и , реальной жертвы этого случая. Мэхан-младший утверждал, что фильм был сделан без его согласия, не отразил тот факт, что он не признал своей вины, а также понизил его шансы на условно-досрочное освобождение .

Оценка фильма критикой

Общая оценка фильма

Фильм удостоился высоких оценок критики. После его выхода на экраны кинообозреватель Говард Томпсон в газете « Нью-Йорк Таймс » отметил, что «сценарист-режиссёр-продюсер Стоун должен быть высоко оценен за то, чего он добился в этом плотном, экономичном и постоянно напряжённом маленьком фильме». По словам Томпсона, «в первой части картины, когда трио отчаянных бандитов захватывает дом и до крайней степени изводит семью, саспенс нарастает постоянно и убедительно». Затем, когда в действие вступает полиция, картина приобретает «полудокументальный» характер со сценами «экшна, которые выполнены увлекательно» .

Спенсер Селби назвал картину «значимым вкладом в серию саспенс-триллеров, сделанных в 1950-е годы Эндрю Стоуном и его женой» , а TV Guide указал, что это «хорошо выстроенный, мощный и напряжённый фильм нуар, который основан на правдивой истории» . Леонард Молтин описал картину как «мрачный маленький фильм о семье, которую берут в заложники» , а Майкл Кини отметил, что это «плотный драматичный триллер, в основу которого положена реальная история», отметив «крепкую игру , Кассаветиса и Эдвардса в начале их карьер» .

По словам Хэла Эриксона, «хотя фильм основан на реальной истории, главным источником вдохновения для него стал успех фильма „ Часы отчаяния “ (1955) студии Paramount ». Критик считает, что «Ночью правит террор» — «это очень сильный саспенс-фильм», который «лишь иногда обращается к клише фильмов о семьях, взятых в заложники» . Как заметил Крейг Батлер, «из-за схожести с более известной лентой „Часы отчаяния“ этот фильм почти никогда не становится предметом обсуждения и редко показывается. Хотя это и не шедевр, но на удивление сильный триллер». Как далее пишет Батлер, «работая в привычном для себя полудокументальном стиле (включая закадровое повествование, которое не всегда полезно и некоторых может раздражать), режиссёр и сценарист Эндрю Л. Стоун создаёт довольно лаконичный фильм, который тем не менее насыщен страхом и напряжённостью». По мнению критика, это «сложная комбинация, но она срабатывает на всём протяжении картины лишь с несколькими запинками» .

Историк кино Блейк Лукас отмечает, что в сравнении с «Часами отчаяния» (1955), «более высокобюджетным и значительно более престижным произведением на ту же тему», этот фильм обладает «подлинным нуаровым видением». В своём фильме «Стоун использует терроризируемую семью не для демонстрации добродетельной жизни среднего класса, как это делает Уайлер », а для того, чтобы показать «непредвидимые опасности нуарового криминального мира». И главное, что требуется семье у Стоуна для преодоления постигшего их кошмара это «проявить больше отваги и коварства, чем они привыкли» в обычной жизни . По словам Дениса Шварца, «это живой чёрно-белый фильм нуар», который «основан на реальных событиях при изменении лишь некоторых небольших деталей». Шварц отмечает, что «повествование ведётся в полудокументальном стиле и сопровождается закадровым комментарием». Киновед пишет, что «этот фильм сходен с вышедшим ранее „Часы отчаяния“ (1955) с Богартом , но он более нуаровый», отметив также, что «попытки сделать криминальный фильм такого типа предпринимались не раз, но не многим удавалось донести в такой же степени его захватывающий характер» .

Оценка работы режиссёра и творческой группы

Томпсон отмечает работу «отважного мистера Стоуна, который просто засучивает рукава и делает максимум из того, чем располагает, допустив лишь парочку ошибок», а также «операторскую работу , которая выполнена реалистично и без ненужных прикрас». Томпсон завершает свою статью словами, что «мистер Стоун довольно давно погрузился в криминальное кино, и здесь в этой аккуратной маленькой картине он наконец крепко стоит на ногах. Продолжайте в таком же духе, мистер Стоун» .

Современный историк кино Блейк Лукас, особенно отметил «первостепенную значимость вклада в этот фильм монтажёра , жены Эндрю Стоуна. Сложный монтаж, перемежающий сцены работы правоохранителей и телефонной компании, с одной стороны, и драмы заложников и преступников, с другой, создаёт сильное напряжение и впечатление необыкновенной плотности для фильма продолжительностью 85 минут» . Шварц также отмечает, что «Стоун хорошо наращивает саспенс, а жена-монтажёр Вирджиния (в финале картины) преумножает напряжённость» . Как пишет Батлер, фильм «по большей части снимался на натуре, а не в студийных декорациях, благодаря чему большая часть интерьеров смотрится аутентично». Такой реализм даёт убедительное ощущение того, что «мечта о безопасном пригороде может превратиться в кошмар». Батлер отмечает, что «в то время, как сценарий следует правилам жанра „семья, попавшая в заложники“ и немногое в сюжете удивляет, тем не менее Стоуну удаётся заставить зрителей гадать и волноваться». По мнению критика, своим «лучшим эпизодом фильм во многом обязан монтажёру Вирджинии Стоун — это эпизод, в котором полиция вступает в гонку со временем, чтобы отследить телефонный звонок от злодеев» .

Оценка актёрской игры

Как написал Томпсон, «большая часть актёров совершенно неизвестна, разве только по работе на телевидении». По мнению критика, «как супружеская пара, и , так и их мучители слишком молоды, и лишь один из всей пятёрки ( Винс Эдвардс ) кажется способным прихлопнуть муху». Тем не менее, «все они, включая Джона Кассаветиса и , справляются со своими задачами довольно хорошо, а мисс Паркс по-настоящему великолепна» .

По мнению Лукаса, «бандиты в фильме Уайлера мелодраматичны и намного менее страшны, чем более реалистично представленное трио в фильме Стоуна. В целом, актёры-новички Стоуна выглядят сильнее опытных актёров Уайлера. Джон Кассаветис, который всегда силён в патологических ролях, особенно тонок и увлекателен в фильме Стоуна» . Батлер считает, что все актёры «дают крепкую игру, Джон Кассаветис и Винс Эдвардс особенно угрожающи, однако наибольших аплодисментов заслуживает сенсационная игра Хильди Паркс в роли жены» .

Примечания

  1. , p. 205.
  2. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 7 апреля 2019.
  3. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 7 апреля 2019. 30 марта 2019 года.
  4. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 7 апреля 2019.
  5. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 7 апреля 2019. 25 марта 2019 года.
  6. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.
  7. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (13 августа 2002). Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано из 6 декабря 2017 года.
  8. H. H. T. (англ.) . The New York Times (15 сентября 1955). Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.
  9. , p. 165.
  10. (англ.) . TV Guide (13 августа 2002). Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.
  11. Leonard Maltin. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.
  12. , p. 304.
  13. Craig Butler. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.

Литература

  • Alain Silver (Editor), Elizabeth Ward (Editor). . — Woodstock, New York: The Overlook Press, 1992. — ISBN 978-0-87951-479-2 .
  • Spencer Selby. . — Jeffeson, NC: McFarland & Co Inc, 1997. — ISBN 978-0-7864-0478-0 .
  • Michael F. Keaney. . — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2003. — ISBN 978-0-7864-1547-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Ночью правит террор