Дадиани, Григорий Леванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дареджа́н Дадиа́ни ( груз. დარეჯანი , в российском подданстве — грузинская царица Да́рья Гео́ргиевна ; 20 июля 1738, Мегрельское княжество — 8 ноября 1807, Санкт-Петербург , Российская империя ) — третья жена царя Ираклия II , в замужестве царица Картли-Кахети с 1762 по 1798 год, царица Кахети с 1750 по 1762 год. Представительница дома Дадиани , Мегрелии . В браке родила двадцать три ребёнка. В последние годы правления мужа оказывала значительное влияние на политику и судебные дела в государстве. Она скептически относилась к пророссийской политике царя Ираклия II и его преемника, своего пасынка, царя Георгия XII . Пыталась помешать детям последнего занять престол Картли-Кахети. В 1803 году, вслед за российской аннексией царства Картли-Кахети, вдовствующая царица была насильно перевезена в Россию. Она умерла в Санкт-Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре .
Родилась 20 июля 1738 года в семье князя Кация-Гиорги Дадиани, младшего сына мтавара Мегрелии Бежана Дадиани и княгини Тамары Геловани , из рода эриставов Сванетии. В 1750 году, в возрасте двенадцати лет, её выдали замуж за кахетинского царя Ираклия II. Дареджан стала третьей женой царя, который до брака с ней дважды вдовел. Его вторая супруга, умерла за год до свадьбы Ираклия с мегрельской княжной. Брачные переговоры от имени царя Кахети вела его родственница, картлийская царевна Хорашан, дочь покойного картлийского царя Иессе и жена князя Иессе Амилахвари. Невесту к жениху в Сурами привезли Хорашан и Саба, епископ Ниноцминды. Царь лично встретил будущую супругу. Свадебные торжества в Тифлисе прошли при дворе отца жениха, картлийского царя Теймураза II . После смерти последнего, в 1762 году Ираклий II унаследовал его трон, объединив оба восточно-грузинских царства в единое государство .
Самое раннее упоминание в документах о рождении у Дареджан ребёнка, царевны Елены, относится к 1753 году. С 1755 по 1782 год она родила ещё двадцать два ребёнка. До совершеннолетия дожили лишь тринадцать из них :
Царица стремилась обеспечить правопреемство одному из своих сыновей, лишив этого права законного наследника престола, царевича Георгия — сына царя от второго брака. Это стало главной целью участия Дареджан в политике государства. В последние годы жизни Ираклия II она приобрела на царя большое влияние. В 1791 году Дареджан убедила мужа отменить принцип первородства в пользу братского наследования, по которому, после смерти Ираклия II его наследником становился старший сын — царевич Георгий, но после смерти самого Георгия трон должен был перейти к следующему живому на то время сыну Ираклия II, а не к потомству пасынка Дареджан. Таким образом в линии престолонаследия сразу за Георгием встали сыновья царицы — царевичи Юлон, Вахтанг, Мириан, Александр и Фарнаваз. Однако, взойдя на трон после смерти Ираклия II в 1798 году, царь Георгий XII вернул принцип первородства, объявив его отмену покойным отцом недействительной. Последнее привело к конфликту между Георгием XII и его единокровными братьями и самой Дареджан .
Ещё одной причиной напряжённых отношений между вдовствующей царицей и её царствующим пасынком, были его отношения с Российской империей . Дареджан скептически относилась к сближению Картли-Кахети со своим северным соседом ещё со времени правления Ираклия II, особенно после того, как в 1795 году российская армия, нарушив Георгиевский трактат от 1783 года, в котором обязалась защищать Картли-Кахети от внешней угрозы, оставила царство перед лицом катастрофического вторжения из Ирана. Царица неоднократно утверждала, что отношения с Российской империи не принесли государству никакой пользы .
Дареджан и её сторонники были настроены решительно против стремления Георгия XII снова прибегнуть к протекции российского императора. В 1800 году один из сыновей вдовствующей царицы, царевич Александр, открыто выступил против единокровного брата-царя и попытался совершить переворот с помощью аварцев и иранских союзников. Отношения в царской семье окончательно пришли в упадок, когда в июле 1800 года Георгий XII поместил под домашний арест свою мачеху во дворце в Авлабари , вынудив её сыновей собрать все свои силы вокруг Тифлиса, ради освобождения из-под ареста матери .
После смерти Георгия XII в декабре 1800 года российский генерал Иван Лазарев огласил приказ императора Павла I всем членам царской семьи, включая вдовствующую царицу, воздержаться от объявления себя наследниками престола . После смерти императора в марте 1801 года Дареджан обратилась к его наследнику императору Александру I с просьбой признать царевича Юлона новым царём Картли-Кахети и защитить саму вдовствующую царицу и её родственников от преследований со стороны старшего сына её покойного пасынка — царевича Давида и его сторонников. Однако российское правительство объявило о прямой аннексии Картли-Кахетинского царства, тем самым закончив тысячелетнее правление Багратионов .
Вдовствующая царица и её сыновья ушли в оппозицию к новому режиму. Царевичи Юлон, Александр и Фарнаваз возглавили повстанцев. Оккупационные власти внимательно следили за каждой поездкой Дареджан за пределы города . Не желая дальнейшей эскалации, 20 августа 1802 года император Александр I приказал генералу Карлу Кноррингу депортировать всех членов царской семьи из Картли-Кахети на территорию Российской империи. Государственный совет подтвердил это решение и дал указание «принять все меры по перевозу царицы Дареджан и других членов царской фамилии в Россию, потому что их присутствие в Грузии всегда будет причиной и следствием (для развития) сил, враждебных русской гегемонии » . Отношения Дареджан с Кноррингом были особенно напряжёнными. Однажды генерал рассердил царицу, надев шляпу и пальто у её дома и прервав полуденную аудиенцию со словами, что пришло время для его водки .
Операция по депортации должна была быть выполнена преемником Кнорринга, генералом Павлом Цициановым , грузином по происхождению. Чтобы избежать ссылки, Дареджан сказалась больной. Цицианов ответил, что никакая причина не отложит её отъезд. Царицу также обвинили в «предательской» переписке со врагами Российской империи и удалении почитаемой иконы Анчийского Спаса из церкви в Тифлисе. 25 октября 1803 года команда российских солдат вывезла Дареджан из поместья внука царицы в Мухрани и сопроводила в Россию .
Во время ссылки к Дареджан обращались как к царице Дарье Георгиевне. Ей позволили поселиться в Санкт-Петербурге, где она жила в арендованном доме при приходе церкви Святых Симона и Анны . Позднее, больной Дареджан было разрешено иметь домашнюю церковь, которую освятили 22 июля 1804 года и закрыли после смерти царицы 8 ноября 1807 года . Дареджан, вдовствующая царица грузинская и дама Большого креста ордена святой Екатерины была похоронена в Александро-Невской лавре .