Interested Article - Марк де Монтифо

Марк де Монтифо ( фр. Marc de Montifaud ; 2 апреля 1845 , Париж 24 сентября 1912 , Нёйи-сюр-Марн ) — французская писательница , журналистка - искусствовед и художественный критик . Настоящее имя графиня Мари-Амели Шартруль де Монтифо ( фр. Marie-Amélie Chartroule de Montifaud ) ; также она писала под псевдонимами Пауль Эрасм ( фр. Paul Érasme ) и Идо ( фр. Ido ).

Биография

Мари-Амели Шартруль де Монтифо родилась 2 апреля 1845 года в городе Париже (в « ЭСБЕ » датой рождения назван « 1850 г. », впоследствии эта ошибка широко разошлась по Рунету ) в семье доктора Поля Шартруля де Монтифо ( фр. Paul Chartroule de Montifaud ) и Анжелины Арманд Шарлотты д'Арши ( фр. Angélina Armande Charlotte d’Archies ). В детстве мать, убеждённая католичка , обучала Мари-Амели принципам катехизиса , а отец, вольнодумец , познакомил её с философией . Премудростям искусства девушка обучалась в мастерской художника .

В 1865 году, едва ей исполнилось шестнадцать лет, девушка начала писать под псевдонимом Марк де Монтифро в качестве искусствоведа для журнала « » и в течение следующих двенадцати лет знакомила читателей с искусством , музыкой и литературой . Дорогу в журналистику ей открыл её будущий муж, который был секретарём Арсена Уссе руководившего в то время упомянутым журналом . Одним из её первых заданий был обзор престижного Парижского салона — главной ежегодной художественной выставки французской столицы .

Иллюстрация к « Les Nouvelles Drolatiques » М. де Монтифо

В девятнадцатилетнем возрасте Мари-Амели Шартруль де Монтифо вышла замуж за испанского дворянина Хуана Франсиса Леона де Кивонь, графа де Луна ( фр. Juan-Francis-Léon Quivogne de Luna ); в этом браке в 1874 году у них родился сын Марк .

Её первая самостоятельная книга « Les Courtisanes de l'antiquite: Marie-Magdeleine » — биография Марии Магдалины увидела свет в 1870 году и заслужила положительный отзыв от Эмиля Золя . Затем она написала множество других произведений, включая стихи, пьесы, романы, сатиру и даже комментарии о внешней политике в периодическом печатном издании « » .

Графиню нельзя назвать феминисткой в привычном понимании, но очевидно, что она намного опередила своё время с его патриархальными взглядами; на нескольких фотографиях Монтифо изображена в мужской одежде и с короткими волосами. Графиня одевалась как мужчина во время исследований в Национальной библиотеке Франции и, вероятно, для посещения Парижского салона и других художественных галерей в ходе своей работы критиком , что нередко провоцировало негативную реакцию в её адрес . Не менее вызывающими (для своего времени) были и её произведения. В 1896 году, на страницах консервативного « Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона », о творчестве де Монтифо были написаны следующие строки:

« ... приобрела известность циничными произведениями («Les courtisanes de l’antiquité», «Histoire d’Eloise et d’Abailard», «Les vestales de l’Eglise»), неоднократно вызывавшими против нее судебные преследования... Не мало шуму наделали большие романы М.: «Madame Ducroisy», «Les dévoyés» и др... »

Однако в той же статье « ЭСБЕ » признавался литературный дар писательницы и её образованность как художественного критика:

« Монография ее «Les Romantiques» дает блестящую характеристику французских поэтов тридцатых годов... Мелкие фривольные рассказы М. «Nouvelles drolatiques», «Les folles journées», «Monsieur Mystère», изданные отчасти с большой роскошью, довольно талантливы

За четыре свои сочинения она была оштрафована и даже заключена в тюрьму . Она была приговорена к восьми дням заключения в женской исправительно-трудовой тюрьме в качестве наказания за « оскорбление общественной приличия » в произведении « Алози, или Любовь мадам де МТП » ( фр. Alosie, or The Loves of Madame de M.T.P. ; 1876). Ей удалось бежать в Брюссель и убедить власти изменить приговор на пребывание в психиатрической больнице Maison Dubois . В следующем году она опубликовала « Les Vestales de l’Église » (« Весталка-девственницы церкви »), что добавило ей ещё один срок в Сен-Лазаре, на этот раз уже на три месяца. Она в очередной раз убедила суд привести приговор в исполнение в Maison Dubois . На протяжении этих судебных процессов де Монтифо утверждала, что с ней обращались более жёстко, чем с её литературными коллегами-мужчинами, такими как Шарль Бодлер или Гюстав Флобер , которым были предъявлены аналогичные обвинения . Последней её публикацией в 1904 году стала одноактная патриотическая драма « Эльзас ».

Марк де Монтифо умерла 24 сентября 1912 года во французском городке Нёйи-сюр-Марн .

Библиография

Примечания

  1. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1896. — Т. XIXа. — С. 811.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Dussert, Eric (фр.) . Libération . Дата обращения: 16 сентября 2022. 16 сентября 2022 года.
  4. La Haute-vie: gazette parisienne, Paris, 1er août 1867, 119 p.
  5. Mesch, Rachel. Before Trans: Three Gender Stories from Nineteenth-Century France. — Stanford University Press, 2020. — P. 213–223.
  6. Bard C. «Une histoire politique du pantalon». p. 7.
  7. Bard, Christine. Une histoire politique du pantalon. — P. 7.
  8. Mesch, R. Before Trans: Three Gender Stories from Nineteenth-Century France. Stanford University Press. pp. 213–223 (2020).
  9. Guentner, Wendelin. (2013). Women art critics in nineteenth-century France: Vanishing acts . University of Delaware Press. p. 230
  10. . Journal des débats politiques et littéraires . 1912-09-25. p. 3. из оригинала 25 марта 2023 . Дата обращения: 25 марта 2023 .

Литература

Ссылки

  • Dussert E.
Источник —

Same as Марк де Монтифо