Шимонкаи, Лайош
- 1 year ago
- 0
- 0
Лайош Кашшак ( венг. Kassák Lajos ; 21 марта 1887 , Эршекуйвар — 22 июля 1967 , Будапешт ) — венгерский писатель, переводчик, журналист, художник, архитектор, один из ведущих пропагандистов авангарда ( конструктивизма , экспрессионизма , футуризма , дадаизма , сюрреализма ) в венгерском искусстве.
Родился в бедной семье помощника аптекаря в Эршекуйваре (ныне Нове-Замки, Словакия ). Некоторое время был рабочим-металлистом. В 1904 году переселился в Будапешт, где включился в профсоюзное и социал-демократическое движение. Пешком и без денег обходил почти всю Европу. В 1907—1910 годах жил в Париже , где познакомился с Гийомом Аполлинером , Блезом Сандраром , Робером Делоне и Пабло Пикассо . С 1912 года писал экспрессионистские стихи, драмы и романы.
Вернувшись в Будапешт, вместе с и Белой Уицем занимался изданием авангардистского журнала A Tett («Действие», ) , который вскоре был закрыт за антимилитаристские идеи . Подобно большинству деятелей венгерского авангарда, придерживался левых убеждений (себя он характеризовал как «социалистического человека»), принимал участие в революционных событиях 1919 года, когда входил в «Писательскую директорию» и вёл острую полемику с Белой Куном .
После подавления социалистической революции жил в эмиграции в Вене (1919—1926) . В издававшемся там Кашшаком журнале « МА » («Сегодня», 1916—1925) публиковались Курт Швиттерс , Оскар Шлеммер , Тристан Тцара , Лисицкий и Александр Архипенко . Кашшак провозглашал идею единства технической цивилизации и искусства. В группу «МА» входил также Ласло Мохой-Надь , вместе с которым Кашшак издаст в 1921 году в Вене «Книгу новых художников». В 1921 году Кашшак сам занялся конструктивистскими проектами.
В 1926 году Кашшак вернулся в Венгрию и занимал должности редактора нескольких авангардистских изданий левого толка — «Munka» («Труд») и «Dokumentum» («Документ»). В автобиографическом романе «Жизнь одного человека», выходившем в журнале «Nyugat» в 1927—1935 годах, отобразил не только собственную трудную юность, но и развитие рабочего движения, комбинируя реализм и экспрессионизм. За части романа, посвящённые революционным событиям, подвергался преследованиям.
В 1947 году восстановился в Венгерской социал-демократической партии , в 1948 году слившейся с Венгерской коммунистической партией в Венгерскую партию трудящихся . Но уже вскоре труды Кашшака прекратили печататься, а после его критики культурной политики ВПТ в 1953 году он был исключён из партии. В 1950-е годы, когда его литературное творчество было запрещено, Кашшак вновь занялся рисованием.
Музей Лайоша Кашшака работает во дворце Зичи в Будапеште.