Interested Article - Горлосы
- 2020-09-11
- 2
Горло́сы, курала́сы ( монг. Горлос ) — одно из древнейших племён, входивших в дарлекинскую группу монголов . В настоящее время этническая группа в составе нескольких монгольских народов.
История
В XII в. горлосы обитали на западных склонах Хинганского хребта в соседстве с хунгиратами и икиресами , были подданными всемонгольских Хадаан-тайджи и Хотула-хана . В конце XII в., когда Тэмучжин боролся с тайчиутами и джадаранским Джамухой , часть горлосцев последовала за Тэмучжином, составляя один из 13 его куреней . А другая часть боролась с Тэмучжином на стороне Джамухи, однако, потерпев поражение в 1203 году, они попали под власть великого хана. С образованием Великого Монгольского государства в 1206 году Чингисхан пожаловал своей матери Оэлун-хатун мингатов, из которых 3000 семей состояли из горлосцев и олхонутов . Также часть горлосов перешла к Хасару . Отошедшие к матери Оэлун горлосцы управлялись потомками монгольских ханов, в середине XVI в. вошли в состав семи северных отоков Халхи . В дальнейшем с конца XVII в. совместно с хэрэгүд составили халхаский Тушээтухановский аймак . С 1725 года в результате выделения из Тушээтухановского аймака нового аймака — Сайнноенхановского , горлосцы составили население Тушээтухановского, а хэрэгүд — вновь созданного Сайнноенхановского аймака . Из горлосцев, бывших подданными Хасара и его потомков, впоследствии образовались два горлоских хошуна Джиримского сейма Внутренней Монголии . После Второй мировой войны эти земли вошли в состав провинции Нэньцзян , а после её ликвидации в 1949 году — в состав провинции Гирин . В 1956 году был образован Цянь-Горлос-Монгольский автономный уезд .
Как сказано в « Сборнике летописей », от Алтан сав (Золотого сосуда) были рождены трое детей, которые отличались умом и способностями. Старший из сыновей Джурлук-Мэргэн (Журлук Мэргэн), второй — Кубай-Ширэ (Ухаа Шар), третий — Тусубу-Дауд. Джурлук-Мэргэн стал родоначальником племени хонгират. От двух сыновей Кубай-Ширэ Икираса и Олкунута пошли икиресы (эхириты) и олхонуты. У младшего Тусуба-Дауда было также двое сыновей Каранут и Кунклиут, которые положили начало родам харанут и кунклиут (хонхлут). Внуки Кунклиута, сыновья Мисар-Улука, Куралас и Элджигин, стали предками родов куралас (горлос) и элджигин . Согласно этому преданию, горлосы — монгольский род, имеющий родственные связи с хонгиратами, эхиритами, олхонутами, хонхлутами, харанутами и элджигинами. Также в «Сборнике летописей» упоминается род кият -куралас .
Согласно Аюудайн Очиру, горлосцы в основе своей представляют часть хори-туматов . В «Сборнике летописей» отмечалось, что Алан-гоа происходила из племени куралас (горлос) . В «Сокровенном сказании монголов» сказано, что Алан-гоа была дочерью хори-туматского Хорилартай-Мэргэна: «однажды Дува-Сохор вместе со своим младшим братом Добун-Мэргэном взобрался на Бурхан Халдун . Наблюдая с высоты Бурхан Халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что внизу по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-та группа людей. И он говорит: «Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей! Он послал своего младшего брата разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мэргэну, если окажется, что она не просватанная. Добун-Мэргэн побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица по имени Алан-гоа, красивая, очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная. ...Названная же Алан-гоа была дочерью хори-туматского Хорилартай-Мэргэна, родившейся от Баргучжин-гоа, дочери владыки баргутов Баргудай-Мэргэна» . Так описана история женитьбы Добун-Мэргэна на Алан-гоа.
Добун-Мэргэн жил в X в. , в это же время часть хори-туматов ушла с прибайкальских земель в Хэнтэйские горы. Некоторые из них стали подданными монгольских аристократов в связи с брачными союзами, прочно войдя в группу коренных монголов. В ходе истории изменилось и их название. Так, родовое название хорилар, образованное при отделении от хори-туматов, заселявших близлежащие земли Байкала, постепенно видоизменилось (хорилар ~ хорилас ~ горилас ~ горалас ~ горлас ~ горлос) и приобрело современную форму . По другим источникам, в XV—XVI вв. этноним горлос отмечен как горлагад (хурлагад ~ хорлагад), горолуд (хоралуд ~ хуралуд), горлагас (хорлагас ~ хурлагас) .
Современность
В настоящее время горлосы входят в состав увэр-монголов и проживают на территории Цянь-Горлос-Монгольского автономного уезда в городском округе Сунъюань , провинция Гирин , КНР .
В состав халха-монголов входят роды: горлос, хурлад ; в состав увэр-монголов : хорлад ; в состав алтайских урянхайцев : оръяс (горлос) ; в состав баргутов : хурлат (хурлаад) , хорлад . В составе дээд-монгольского хошутского рода тяяджнер имеется кость хурлдг .
В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: горлос, горлуд, горлус, горлууд, горлуус, гурлууд, оръяс, орьяс, хорлууд, хурлаад, хурлагад, хурлагууд, хурлад, хурлуд, хурлууд, хүрлүүд .
Среди селенгинских бурят отмечены следующие роды: горлос, хурлад (хурлаад) среди табангутов ; хорлид (горлит, горлос , хурлад) среди сартулов ; горлос (хурлад) среди андагай . В целом среди селенгинских бурят проживают носители следующих родовых имен: горлос (хорлос), горлад, хорлид (хурлад) . В состав хамниган входит род горлуд .
В состав дауров входит род хурлас (хулас), в составе которого отмечена ветвь хуварт (хуалтии, хулас) . В состав хазарейцев входит племя гурлат . Род коралас входит в состав ветви ботбай казахского племени дулат .
См. также
Примечания
- ↑ Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
- Сумъяабаатар Б. Монголын нууц товчоо. Үсгийн галиг. Улаанбаатар, 1990. 967 х.
- ↑ Очир А. Халхын арын долоон отгийнхны угсаатны бүрэлдэхүүн, гарал, тархац // Төв Азийн нүүдэлчдийн угсаатны түүхийн асуудал. — Улаанбаатар, 2002. — Х. 11—94.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 3 марта 2019. 7 октября 2019 года.
- Word and Suffix-Index to The Secret History of the Mongols, based on the Romanized transcription of L. Ligeti. Compiled by H. Kuribayashi and Choijinjab // The Center for Northeast Asian Studies. Tho Ho Ku University. Sendai, 2001. 954 p.
- Пэрлээ Х. Монголын түүхийн урьд мэдэгдээгүй зарим он цагийн мэдээ. Улаанбаатар, 1956.
- Qad-un quriyangγui altan tobči. Köke qota, 1989.
- ↑ . Дата обращения: 4 января 2019. Архивировано из 27 ноября 2020 года.
- Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
- Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- Зориктуев Б. Р. . КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018. 27 марта 2019 года.
- Бадмаева Л. Б., Нимаев Д. Д. // Вестник БНЦ СО РАН. 20 сентября 2018 года.
- от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . www.TopMedee.com
- Бухоголова С. Б. // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1) . — С. 150-153 . (недоступная ссылка)
- Бембеев Е. В., Лиджиев А. Б. // Полевые исследования. — 2014. — № 2 . — С. 102—130 . 10 ноября 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 февраля 2019. 12 декабря 2020 года.
- ↑ Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33) . — С. 126—134 . 18 мая 2022 года.
- Чимитдоржиев Ш. Б. . — Бурятское книжное изд-во, 2008. — С. 34. — 133 с.
- Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 13 апреля 2022 года.
- Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5 .
- Project Gutenberg. . self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. 22 августа 2018 года.
- Коктанди Х. . — Касиэт, 2005. — С. 54. — 271 с. 6 марта 2019 года.
- 2020-09-11
- 2