Interested Article - Луна 2112
- 2020-05-18
- 2
«Луна́ 2112» (в оригинале — « Луна », англ. Moon ) — британский научно-фантастический фильм 2009 года, полнометражный режиссёрский дебют сына Дэвида Боуи — Данкана Джонса . Главную роль в фильме исполнил Сэм Рокуэлл . Большое значение для атмосферы фильма имеет оригинальная музыка Клинта Мэнселла .
Сюжет
Действие фильма происходит в недалёком будущем (2035 год ). Сэм Белл — астронавт-контрактник, заканчивает трёхлетнюю одиночную вахту на лунном горнодобывающем комплексе компании «Лунар». Комплекс обеспечивает добычу гелия-3 , с помощью которого удалось остановить катастрофический энергетический кризис на Земле. Сэм живёт на лунной базе «Саранг», которая расположена на обратной стороне Луны и на которой кроме него есть только робот по имени Герти (голос Кевина Спейси ). Прямой связи с Землёй у базы нет из-за повреждения лунного ретранслирующего спутника, поэтому обмен сообщениями с Землёй осуществляется через удалённые космические базы с большой задержкой. Время от времени Сэму приходят видеозаписи обращений его жены; на Земле его также ждёт маленькая дочь.
За две недели до окончания трёхлетней вахты Сэм начинает чувствовать неладное. У него начинается расстройство психики, вызванное длительным одиночеством . Когда в очередной раз Сэм отправляется забрать добытый изотоп из работающего добывающего харвестера (мобильный заготовительный модуль), он видит галлюцинацию , отвлекается и попадает в аварию, столкнувшись с модулем.
Сэм приходит в себя в изоляторе (медицинском отсеке станции), но не помнит о произошедшей аварии. Подсмотрев прямой разговор робота с Землёй, он начинает подозревать, что его обманывают. Обманув Герти и отправившись на место аварии, он находит луноход и в нём ещё живого своего абсолютного двойника , который утверждает, что именно он — настоящий Сэм Белл. Каждый из них пытается разобраться в этой непростой ситуации, но отношения у них не ладятся, что вскоре приводит к драке.
Постепенно, при участии запрограммированного на помощь людям Герти и тщательного обыска станции на предмет тайников они выясняют, что оба они — клоны человека, который, по-видимому, был самым первым контрактником в комплексе и чьи отредактированные воспоминания внедрены в память клонов. На станции размещены анабиозные капсулы с клонами, которых пробуждают по одному каждые три года (или если предыдущий клон гибнет в аварии), а «старый», отслуживший свою вахту и исчерпавший свой ресурс клон под предлогом возвращения на Землю уничтожается в замаскированном под криосаркофаг инсинераторе . Два Сэма обследуют окрестности и обнаруживают, что прямая связь с Землёй не потеряна, а намеренно заглушается специальными устройствами на базах «Луна» с порядковыми номерами, размещёнными вокруг жилой станции. Один из Сэмов выходит на прямую связь с Землёй и узнаёт, что «его» жена умерла, а родившейся, по его представлениям, три года назад дочери на самом деле уже 15 лет. При этом она живёт с отцом, который, скорее всего, и есть реальный Сэм Белл.
Под предлогом необходимости ремонта харвестера земная база высылает экспедицию «Элиза» ( англ. Eliza ). Однако клонам уже известна истинная цель прибывающей команды, как и то, что если на базе обнаружится сразу два Сэма, их обоих тут же убьют, чтобы избежать утечки информации. В преддверии прибытия экспедиции второй Сэм даёт Герти команду оживить третьего клона, договаривается с первым Сэмом убить нового клона и вернуться на Землю транспортной ракетой, сам же он хочет остаться под видом единственного Сэма, подложив тело третьего клона в аварийный луноход. Первый Сэм против убийства себе подобного и по мере ухудшения своего состояния понимает, что улететь должен второй Сэм.
В итоге, третий клон Сэма активируется к работе, второй Сэм сажает обратно в сломанный луноход умирающего первого Сэма, а сам летит на Землю. Перед полётом на Землю он успевает запрограммировать харвестер так, что тот врезается в генератор помех, и прямой выход в эфир с Землёй становится возможен. Герти просит перезагрузить его, так как хочет помочь Сэму — таким образом он потеряет в своей памяти события, связанные с тремя клонами, что позволит обеспечить некоторую безопасность для второго Сэма, который возвращается на Землю в ракете для доставки гелия-3, яркой точкой пролетая мимо лунохода с умирающим Сэмом, к которому уже подбирается спецназ «Элиза».
На последних кадрах слышатся отрывки из передачи новостей с Земли, где в связи с разоблачениями прибывшего клона разгорается скандал и начинаются судебные разбирательства относительно злоупотребления клонированием со стороны компании «Лунар».
В ролях
- Сэм Рокуэлл — Сэм Белл
- Кевин Спейси [голос] — робот Герти
- Доминик МакЭллигот — Тесс Белл
- Кая Скоделарио — Ив Белл
- Бенедикт Вонг — Томпсон
- — Овермейерс
- Малкольм Стюарт — техник
- Робин Чок — клон Сэма
Создание фильма
Фильм был снят на крохотный для научной фантастики бюджет в 5 млн долларов . Расходы на производство были сведены к минимуму. Съёмки проходили в английской студии « » и были завершены за 33 дня. В фильме многие объекты не являются компьютерными моделями, а созданы в виде макетов (лунная станция, харвестеры и т. д.). Интересно, что у Джонса и его команды не было денег даже на радиоуправляемые модели, они возили свои луноходы в прямом смысле за веревочку. Леску потом пришлось стирать на компьютере .
Фильм снят во время забастовки сценаристов , из-за которой многие другие проекты были остановлены. Режиссёр Данкан Джонс говорит, что благодаря «затишью» ему удалось набрать в команду первоклассных мастеров по спецэффектам. По словам режиссёра [ источник не указан 3295 дней ] , фильм был показан некоторым специалистам из NASA , которые поинтересовались, почему добыча гелия-3 велась на обратной стороне Луны , хотя на видимой части гелий-3 есть в большем количестве (см. Планы добычи гелия-3 на Луне ). В комментарии к фильму режиссёр объясняет это тем, что добыча на видимой стороне Луны могла каким-либо образом повлиять на роль Луны на Земле, например, на приливы/отливы и т. д.
Выход фильма
Компания Independent занимается международными продажами фильма . Sony Pictures Worldwide Acquisitions Group приобрела права на распространение фильма в англоязычных странах . Премьера фильма состоялась на кинофестивале « Санденс » в январе 2009 года . Sony Pictures Classics начала распространять фильм в июне 2009 года . В широкий прокат фильм не выходил. Права на распространение фильма на территории США и Канады были приобретены компанией «Sony Pictures Classics», фильм выпущен в ограниченный прокат в Северной Америке 12 июня 2009 года . В России фильм вышел в прокат 17 сентября 2009 года . Телепремьера фильма на российском телевидении состоялась 12 апреля 2010 года, в День космонавтики , на телеканале ТВ3 .
Отзывы критиков
Кинокритики увидели в «Луне 2112» весьма многообещающий режиссёрский дебют: на сайте Rotten Tomatoes девять из десяти отзывов оказались положительными . К удачам картины в лондонской Times отнесены меланхоличный тон, неспешный ритм и внимание к деталям повседневной жизни — черты, совершенно нетипичные для научной фантастики последних десятилетий . Питер Трэверс из журнала Rolling Stone выделяет «Луну» как редкое для нулевых годов произведение кинофантастики, которое в большей степени зависит от идей, чем от «компьютерных фокусов» . Рецензент The New York Times увидел в фильме высказывание по поводу неизбежности конфликта неистребимых человеческих желаний и чувств с всё обезличивающей логикой технологического прогресса .
К недостаткам фильма относят «провисание» драматической интриги, впрочем, практически неизбежное в фильме с единственным актёром . Рецензент The Guardian объясняет это тем, что создатели ленты слишком рано раскрыли зрителю основные фабульные тайны . Дж. Хоберман ( Village Voice ) иронизирует по поводу производности «Луны» от более ранних фильмов, в которых рассматривались вопросы взаимозаменяемости людей и репликантов (« Бегущий по лезвию »); проблему же космического одиночества отец режиссёра поднял за 40 лет до выхода фильма .
В других рецензиях также отмечается, что фильм снят с оглядкой на эпоху интеллектуальной фантастики, когда появились такие философско-футуристические шедевры, как « Космическая одиссея » (1968), « Молчаливый бег » (1971) и « Солярис » (1972) . Роджер Эберт полагает, что минималистичные декорации лунной станции в стиле 1970-х годов навеяны «Космической одиссеей» Кубрика . Кинообозревателю Times «Луна 2112» напомнила другой фильм об одиночестве, отчаянии и невозможности общения — « Человек, который упал на Землю » (1976), главную роль в котором сыграл отец режиссёра .
Награды
Награды | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Дата | Категория | Номинанты | Результат |
Athens International Film Festival | 27 сентября 2009 | Golden Athena | Луна 2112 | Победа |
Лучший фильм | Номинация | |||
BAFTA | 21 февраля 2010 | Данкан Джонс | Победа | |
Премия имени Александра Корды за выдающийся британский фильм года | Стюарт Финиган, , Данкан Джонс, Натан Паркер | Номинация | ||
Премия британского независимого кино | Премия BIFA за лучший британский независимый фильм | Луна 2112 | Победа | |
Премия | Данкан Джонс | Победа | ||
Премия BIFA за лучшую режиссуру | Номинация | |||
Сэм Рокуэлл | Номинация | |||
Премия BIFA за лучший сценарий | Натан Паркер | Номинация | ||
BIFA Award for Best Technical Achievement | Клинт Мэнселл | Номинация | ||
Тони Ноубл | Номинация | |||
Central Ohio Film Critics Association | 7 января 2010 | COFCA Award for Best Overlooked Film | Луна 2112 | 2nd place |
Ассоциация кинокритиков Чикаго | Most Promising Fillmmaker | Данкан Джонс | Номинация | |
28 июня 2009 | Best New British Feature | Луна 2112 | Победа | |
Империя | 28 марта 2010 | Лучший научно-фантастический фильм | Номинация | |
29 августа 2013 | Grand Prize of European Fantasy Film in Gold | Данкан Джонс, Стюарт Финиган | Победа | |
8 февраля 2010 | Evening Standard British Film Award for Most Promising Newcomer | Данкан Джонс | Номинация | |
Evening Standard British Film Award for Best Technical Achievement | Тони Ноубл | Номинация | ||
Fantastic’Arts | 31 января 2010 | Jury Prize | Данкан Джонс | Победа |
Special Prize | Победа | |||
1 февраля 2010 | Gaudí Award for Best European Film | Номинация | ||
Хьюго | лучшая постановка — крупная форма | Натан Паркер, Данкан Джонс | Победа | |
IFTA Award for Best International Actor | Сэм Рокуэлл | Номинация | ||
London Film Critics' Circle Awards | ALFS Award for British Director of the Year | Данкан Джонс | Победа | |
ALFS Award for British Director of the Year | Номинация | |||
ALFS Award for British Film of the Year | Луна 2112 | Номинация | ||
National Board of Review of Motion Pictures | NBR Award for Best Directorial Debut | Данкан Джонс | Победа | |
NBR Award — Top Independent Films | Луна 2112 | Победа | ||
Overlooked Film of the Year | Победа | |||
Сатурн | 24 июня 2010 | Премия «Сатурн» лучшему киноактёру | Сэм Рокуэлл | Номинация |
Премия «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм | Луна 2112 | Номинация | ||
14 июня 2009 | Премия Золотая космическая игла лучшему актёру | Сэм Рокуэлл | Победа | |
Кинофестиваль в Сиджесе | 11 октября 2009 | Лучший актёр | Победа | |
Лучший фильм | Луна 2112 | Победа | ||
Лучшая работа художника-постановщика | Тони Ноубл | Победа | ||
Лучший сценарий | Натан Паркер | Победа | ||
22 ноября 2010 | Премия гильдии сценаристов Великобритании за лучший первый сценарий полнометражного фильма | Данкан Джонс, Натан Паркер | Победа |
Продолжения
Режиссёр Данкан Джонс заявил о намерении снять ещё два фильма по той же вселенной, что и «Луна 2112» . Первым таким фильмом стал « Немой » (2018), где в камео вновь появился Сэм Белл в исполнении Рокуэлла. Эту ленту Джонс описал как «послание в любви к „ Бегущему по лезвию “» .
Примечания
- (англ.) . Box Office Mojo (12 декабря 2011). Дата обращения: 12 декабря 2010. 31 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 18 октября 2016. 5 октября 2016 года.
- . Дата обращения: 17 октября 2016. 19 октября 2016 года.
- Duncan Jones; Sam Rockwell, Kevin Spacey, Dominique McElligott, Rosie Shaw.: (10 июля 2009). Дата обращения: 10 января 2017. 22 декабря 2016 года.
- от 31 января 2009 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Надежда Маркалова. . mir3d.ru . ООО «Мир 3Д» (16 сентября 2009). — По материалам журнала Cinefex. Дата обращения: 25 марта 2010. 31 марта 2012 года.
- от 6 мая 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 31 августа 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 6 мая 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 6 мая 2009 на Wayback Machine (англ.)
- . Дата обращения: 28 ноября 2010. 26 декабря 2010 года.
- ↑ . Дата обращения: 28 ноября 2010. 9 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано из 8 сентября 2012 года.
- . Дата обращения: 28 ноября 2010. 7 сентября 2010 года.
- ↑ . Дата обращения: 28 ноября 2010. 24 февраля 2011 года.
- . Дата обращения: 28 ноября 2010. 9 мая 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 июля 2022. 8 апреля 2013 года.
- Grivas, Alexis . . (30 сентября 2009). Дата обращения: 6 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- . British Academy of Film and Television Arts (21 февраля 2010). Дата обращения: 6 ноября 2013. Архивировано из 5 апреля 2012 года.
- . The Moët British Independent Film Awards . Дата обращения: 6 ноября 2013. Архивировано из 1 ноября 2013 года.
- . Central Ohio Film Critics Association. Дата обращения: 6 ноября 2013. 26 января 2010 года.
- . Chicago Film Critics Association . Дата обращения: 6 ноября 2013. 23 сентября 2015 года.
- Child, Ben . theguardian.com . Guardian Media Group (29 июня 2009). Дата обращения: 6 ноября 2013. 16 декабря 2013 года.
- Reynolds, Simon . Digital Spy (25 февраля 2010). Дата обращения: 6 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- . . Дата обращения: 6 ноября 2013. 28 июня 2013 года.
- . London Evening Standard (5 февраля 2010). Дата обращения: 6 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- . Le public système cinéma. Дата обращения: 7 ноября 2013. Архивировано из 7 ноября 2013 года.
- . . Дата обращения: 6 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- Wallace, Lewis . Wired . (5 сентября 2010). Дата обращения: 7 ноября 2013. 6 ноября 2012 года.
- . Independent Spirit Awards . Дата обращения: 7 ноября 2013. Архивировано из 14 ноября 2013 года.
- Nemiroff, Perri . Cinema Blend (21 декабря 2009). Дата обращения: 7 ноября 2013. 2 января 2014 года.
- (19 февраля 2010). Дата обращения: 7 ноября 2013. 2 января 2014 года.
- Karger, Dave . Entertainment Weekly . Time Warner (3 декабря 2009). Дата обращения: 7 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- . . Дата обращения: 7 ноября 2013. Архивировано из 3 ноября 2013 года.
- Pacheco, Jared Arrow in the Head . (20 февраля 2010). Дата обращения: 7 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- Knegt, Peter . IndieWire . (15 июня 2009). Дата обращения: 7 ноября 2013. 4 мая 2014 года.
- . (11 октября 2009). Дата обращения: 7 ноября 2013. 21 августа 2012 года.
- . . Дата обращения: 7 ноября 2013. Архивировано из 4 мая 2014 года.
- . Дата обращения: 28 ноября 2010. 3 ноября 2010 года.
Ссылки
- 2020-05-18
- 2