Плимак, Евгений Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ний Григо́рьевич Марты́нов ( 22 мая 1948 , Камышин , Сталинградская область — 3 сентября 1990 , Москва ) — советский эстрадный певец и композитор . Лауреат премии Ленинского комсомола (1987).
Родился 22 мая 1948 года в Камышине (ныне Волгоградская область ). Через 5 лет семья переехала на Донбасс (на родину отца), г. Артёмовск (с 2016 года - Бахмут ). В школьном возрасте Женя увлёкся рисованием и добился известных успехов. Затем изучал фокусы, которые с удовольствием демонстрировал на школьных концертах. Старший сын с восхищением слушал игру отца на аккордеоне, а когда подрос, стал обучаться и сам. Когда ему исполнилось 11 лет, отец купил ему настоящий аккордеон. Учился в школе он хорошо и без особого труда. Но больше всего юный Мартынов любил учиться игре на отцовском баяне. Женя рано проявил способности к музыке. Отец научил его играть сначала на баяне , затем на аккордеоне . Окончил артёмовское музучилище по классу кларнета .
В 1967 году поступил в Киевскую консерваторию имени П.И. Чайковского , однако вскоре перевёлся в Донецкий музыкально-педагогический институт (ныне консерватория имени С.С. Прокофьева), который досрочно окончил в 1971 году.
В 1972 году в Москве в качестве композитора познакомился с Майей Кристалинской , которая впервые исполнила его песню «Берёзка» на стихи С. Есенина и представила молодого композитора публике в театре эстрады . С лестной рекомендацией исполнительницы Мартынов отправился в «Росконцерт», где его прослушали, остались довольны и решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе. В том же году по центральному телевидению прозвучала песня «Моя любовь» в исполнении Гюлли Чохели .
С 1973 года Евгений Мартынов жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении «Росконцерт» (солистом-вокалистом), а затем в издательствах «Молодая гвардия» и «Правда» (музыкальным редактором-консультантом). В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий. Не успел прийти первый успех, как судьба стала испытывать его на прочность. Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным.
С 1973 года неоднократно выезжал за рубеж по официальным линиям Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ, общества «Родина», Спорткомитета СССР, Союза композиторов СССР, а также в составе туристских групп.
В 1974 году он одерживает победу на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса».
Член Союза композиторов СССР с 1984 года.
В 1978 году Евгений Мартынов снялся в художественном музыкальном фильме «Сказка как сказка», в котором сыграл роль жениха-романтика. Но на этом актерская карьера музыканта и закончилась.
В своём творчестве Евгений Мартынов опирался на наиболее удачные лирические или гражданственные стихотворения И. Р. Резника , А. Д. Дементьева , Р. И. Рождественского , М. С. Пляцковского и других выдающихся советских поэтов. Мелодии Мартынова красивые, порой весьма прихотливые, светлые и душевные, хорошо оркестрованные. Голос Мартынова — очень звонкий, бархатный, мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр является отличительной чертой мартыновского голоса. Благодаря сценической внешности, личному обаянию, а также вдохновенной, оптимистической манере пения Мартынов нёс заряд положительных эмоций, передавая слушателю чувство радости и восхищения. Даже трагические и драматические по сюжету песни («Лебединая верность», « Баллада о матери ») у Мартынова заканчиваются светло и возвышенно. Песни Мартынова исполняли выдающиеся советские певцы 1970—1980-х годов — София Ротару , Иосиф Кобзон , Анна Герман , Валентина Толкунова , Вадим Мулерман , Александр Серов , Георгий Минасян , Мария Кодряну , , Эдуард Хиль , Ирина Отиева и другие. В настоящее время некоторые песни Мартынова поют и записывают Юлиан , Ирина Шведова , Николай Басков , Филипп Киркоров , Ани Лорак .
С 1988 года состоял в штате редакции журнала «Крестьянка» (издательства ЦК КПСС «Правда») — музыкальным редактором-консультантом.
За годы исполнительской деятельности Мартынов много гастролировал в разных странах — он побывал в США, Мексике, Канаде, Бразилии, Италии, Аргентине, Испании, Бельгии, Индии и Швейцарии. Побывал на многих национальных и международных фестивалях и конкурсах — « », « Золотой Орфей », « », « ».
Несмотря на многочисленные победы и успех, к песням Мартынова часто придирались. Бывало, что на критику той или иной песни Евгений отвечал, что она нравится народу, ему в ответ говорили, что народ надо воспитывать. В середине семидесятых Мартынову и Дементьеву пришлось долго и упорно убеждать главного редактора Центрального телевидения, что строки из песни «Лебединая верность», звучавшие так «Улететь в края далёкие лебедь не мог» не имеют никакого отношения к эмиграции евреев.
Песня «Лебединая верность» является визитной карточкой Евгений Мартынова, её часто называют гимном настоящей любви, песен не о любви в репертуаре Мартынова почти не было. Он был настоящим лириком, без цинизма, без иронии. «В обычной жизни он был достаточно наивным человеком, — вспоминает Лев Лещенко, — у нас у всех присутствует наив, актёр не может без этого существовать, иначе он не будет ничему верить». Мартынов искренне верил в то, о чём пел, возможно, именно поэтому его песни и не устаревают.
В конце 80-х для советской эстрады наступили не самые лучшие времена. На сцену пришли новые музыкальные герои, группы « Ласковый май », « На-На », « Комбинация » и т. д. Мартынов продолжал активно работать, выступать, но былой радости этот процесс уже не доставлял. Песни Мартынова стали не форматными, исполнителя перестали приглашать на концерты, на радио и телевидение, из-за чего он находился в длительной депрессии , стал злоупотреблять алкоголем. В 1988 году по совету друзей-космонавтов Мартынов прошёл полное медицинское обследование в Звёздном городке . Вышел после лечения помолодевшим и повеселевшим.
Незадолго до смерти, 27 августа 1990 года на отборочном выпуске фестиваля «Песня года-90» исполнил свою последнюю песню «Марьина роща» на стихи Ильи Резника .
Умер 3 сентября 1990 года . Обстоятельства смерти описываются очевидцами неоднозначно. Официальная причина смерти — острая сердечная недостаточность. По словам случайного знакомого, певец почувствовал себя плохо в лифте. В дальнейшем его обнаружили не в своём доме, а на лестничной клетке соседнего дома: Мартынов лежал весь в крови и хрипел; вызвали милицию и скорую помощь, но медики не успели помочь .
Похоронен в Москве на Новом Кунцевском кладбище , участок №2.
Отец — , командир стрелкового взвода, вернулся с войны инвалидом. Хорошо играл на музыкальных инструментах ( баяне и аккордеоне ).
Мать — (1924—2011), в годы войны служила медсестрой в эвакуационных госпиталях 3-го Украинского фронта , где и познакомилась с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она его выходила и вышла за него замуж. Похоронена рядом с сыном в Москве на Новом Кунцевском кладбище , участок №2.
Брат — Юрий Григорьевич Мартынов (род. 1957), советский и российский композитор , аранжировщик , журналист , продюсер ; заслуженный деятель искусств Российской Федерации , член Союза композиторов России .
Жена (с 1978 по 1990) — (род. 1959, в девичестве Старченко), родом из Киева. После смерти мужа повторно вышла замуж и вместе с новым мужем и сыном эмигрировала в Испанию. Проживают в приморском городе Аликанте .
«Сейчас работаю в большой испанской строительной компании. Я являюсь руководителем коммерческого отдела. Довольно часто я бываю в Москве. Обязательно захожу на Кунцовское кладбище, навестить могилу отца. Когда я был маленький, то не понимал, почему у меня такой популярный отец. У нас дома постоянно играла музыка. Папа часто брал меня на свои концерты», — поделился Сергей. (из программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!»)
Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика — продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 — 17. Для них главное — танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее — развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза — почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой — это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»