Алексей Экимян родился в Баку в 1927 году, когда его матери было 16 лет. Отец оставил семью. Рос в семье брата матери — военного.
В 1933 году в
Ереване
Экимян, кроме обычной школы стал учиться в музыкальной, играл на скрипке, однако продолжить образование ему не удалось.
С началом
Великой Отечественной войны
бросил образование в обеих школах и, чтобы прокормиться, работал на железной дороге.
С 1944 года участвовал в восстановлении
Харькова
, где подружился с бывшими фронтовиками, которые посоветовали ему пойти работать в милицию. По их настоянию закончил в Харькове вечернюю школу.
В 1946 году вернулся в Ереван и пошёл работать в милицию. В 1947 году его направили учиться в среднюю школу милиции во Владимире.
В 1954 году прошёл конкурс и поступил в
Высшую школу МВД СССР
в Москве. Во время учёбы стал участвовать в художественной самодеятельности школы МВД, где познакомился с будущей женой Валентиной Михайловной Карповой, певшей в хоре.
В 1957 году для
молодёжного международного фестиваля в Москве
сочиняет первое произведение — «Фестивальный вальс», получившее на фестивальном конкурсе художественной самодеятельности МВД СССР 1-е место и Почётную грамоту.
С 1957 года, после окончания учёбы, — старший лейтенант, начальник
Красностроительского
отделения милиции Московской области. Далее руководил
Бирюлёвским
отделением милиции, городским отделом милиции в
Серпухове
.
В 1963 году подполковник, возглавил уголовный розыск Московской области. Благодаря своей принципиальности и умению наводить порядок на участках быстро сделал карьеру, дослужился до генеральского звания. Коллеги в погонах даже не представляли, что по вечерам он пишет музыку.
В 1969 году написал первую песню «
Случайность
» на стихи
Е. Долматовского
, прозвучавшую по радио только в 1975 году, благодаря исполнению и записи
Анны Герман
.
В 1970 году получает звание «генерал-майор милиции».
В 1972 году Алексей Экимян пишет цикл песен “Моя Армения” на стихи Ашота Граши. Эти песни приносят ему неожиданный успех и огромную популярность на его исторической Родине.
В 1973 году по предложению
Арама Хачатуряна
и
Оскара Фельцмана
А. Экимяна принимают в
Союз композиторов СССР
. Членский билет вручил лично первый секретарь Союза
Тихон Хренников
.
В марте 1973 года дал первый большой творческий вечер в московском
Доме кино
. В конце этого же года подал рапорт об отставке по болезни. Организует небольшой творческий коллектив, в составе которого выступает с концертами по стране. Знакомится с
Робертом Рождественским
, с которым начинает сотрудничать.
В 1981 году вышла пластинка «Пожелание» с десятью песнями Экимяна в исполнении
Вахтанга Кикабидзе
.
Прожив две судьбы — генеральскую и композиторскую, А. Экимян оставался скромным человеком. Так, многие знакомые Экимяна только после его смерти узнали о его огромной славе в Армении. Ещё в начале 1970-х годов, создав несколько армянских циклов — около 80 песен на слова армянских поэтов, — он стал в Армении национальным героем. В те же годы Алексей Гургенович получил звание заслуженного деятеля искусств Армении.
Алексей Гургенович перенёс три
инфаркта
. На состояние здоровья повлияли сложность его работы в угрозыске, а также творческие метания композитора.
Экимян скончался скоропостижно 24 апреля 1982 года в госпитале МВД, не дожив до 55 лет. Причиной смерти стала болезнь сердца.
По настоянию правительства Армении похоронен в
Ереване
— в Пантеоне особо почитаемого в городе
.
Жена — Валентина Михайловна Экимян
(1924—2010), работала преподавателем немецкого языка в
Высшей школе МВД СССР
в Москве. Похоронена в Москве на
Пятницком кладбище
(участок №22).
Сын
— Рафаэль Алексеевич Экимян, полковник милиции в отставке;
Сын
— Михаил Алексеевич Экимян (род. 1961), композитор. В 1985 году окончил
МГК им. П.И. Чайковского
(класс композиции).
Экимян А. Г.
«Пою о Родине своей». Для голоса с сопровождением фортепиано / С предисловием — М., 1969. — 44 с.
Экимян А. Г.
«Лирические песни». Сборник песен. Для пения (соло, дуэт, хор) с сопровождением баяна / Вступительная статья В. Мурадели. — М.: Воениздат, 1970. — 152 с., портреты.
Экимян А. Г.
«Берегите друзей». Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна) / Предисловие Л. Ошанина. — М.: Советский композитор, 1972. — 78 с., включ. обл. портреты.
Экимян А. Г.
«Добрый аист». Песни для голоса в сопровождении фортепиано / Предисловие нар. арт. СССР, лауреата Ленинской премии А. И. Хачатуряна. — Ереван: Айастан, 1973. — 91 с., портреты.
Экимян А. Г.
«Вся жизнь впереди!» Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна) / Предисловие Р. Гамзатова. — М.: Советский композитор, 1977. — 79 с., портреты.
Экимян А. Г.
«Доброго возвращения, журавль». Песни для голоса в сопровождении фортепиано / Предисловие А. Хачатуряна. — Ереван. Советакан грох, 1978. — 208 с., портреты.
Экимян А. Г.
«Спасибо вам, мама». Для голоса в сопровождении фортепиано; h-es.2 / Слова Д. Е. Луценко. — Киев: Мистецтво, 1979. — С., слож. в 1 л.
Экимян А. Г.
«Солнечный дождь». Песни для голоса (ансамбля, хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары). — М.: Советский композитор, 1982. — 119 с., портреты.
Экимян А. Г.
«Снегопад». Для ансамбля в сопровождении фортепиано / Слова А. Рустайкис; перевод с рус. Л. Ревы. — Киев: Музыкальная Украина, 1982. — 1 л., слож. в 8 с.
Экимян А. Г.
«Мой Карабах». Песни. Для пения (соло, ансамбля) в сопровождении фортепиано / Составитель М. К. Бегларян. — Ереван: Анаит, 1990. — 87 с., портреты.
Примечания
См.
от 12 марта 2013 на
Wayback Machine
на сайте m-necropol.narod.ru
↑
(рус.)
. Специальное радио (30 июня 2017).
Дата обращения: 7 ноября 2020.
27 ноября 2020 года.
26 октября 2007 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 марта 2014.
11 июля 2014 года.
Ссылки
Галустьян О. А.
(неопр.)
. Собеседник Армении (24 апреля 2017).
Дата обращения: 28 апреля 2017.
Архивировано из
3 мая 2017 года.