Михаил (Йованович)
- 1 year ago
- 0
- 0
Йованович, Павел (Пая) ( серб. Павле «Паја» Јовановић) (16 июня 1859, Вршац — 30 ноября 1957, Вена ) — сербский художник, воплотивший в своём творчестве реалистическую манеру живописи. Как представитель академического реализма Пая Йованович поддерживал традиции академической школы живописи, несмотря на глобальные изменения, мировые войны, социальные катаклизмы — исчезал мир империй и выдвигался новый порядок — революционных, а затем социалистических государств. Пая Йованович был и остаётся одним из самых известных сербских художников. Его интерес к национальной жизни, к историческим сюжетам оказал влияние на образование в области культуры и искусства, на национальное самосознание сербов, их патриотизм .
Будущий художник родился в городе Вршац Южно-Банатского округа (ныне Воеводина , Сербия ), принадлежавшего в то время Габсбургской монархии , которая в 1867 году стала именоваться Австро-Венгрией . Отец — Стефан Йованович первым браком был женат на Эрнестине Деот. Она умерла в 1863 году, оставив трех сыновей — Павле (Пая), Светислава и Милана. На следующий год Стефан Йованович женился во второй раз на Марии де Понти, которая родила ему ещё пятерых детей — четверых сыновей (Александра, Джуру, Ивана, Тинку) и дочь Софью, умершую во младенчестве. В молодости занимавшийся торговлей отец ныне большого семейства открыл фотоателье в центре Вршца. После окончания школы Пая поступил в местную гимназию, но не отличался прилежанием, с большим удовольствием он оставался в фотоателье отца, где познакомился с приёмами фотографирования и ретуши .
В это время во Вршце он мог видеть работы художников — иконописца Арсения Теодоровича (1767—1826), Павла Джурковича, расписавшего иконостас в Соборной церкви Вршца (1772—1830), Йована Поповича (1810—1864). Пая подружился с сыном Й. Поповича, вместе они стали копировать работы старых мастеров, изучали живопись, делали первые наброски. Так Пая начал рисовать, поначалу тайно, проводя часы в Соборной церкви. Скоро ему представился случай проявить свой талант. В общине Вршца было решено заново отлить колокола, и нужно было нарисовать копию иконы из церкви для создания рельефа на теле колокола. Пая блестяще справился с заданием и получил этот заказ, ставший своеобразным пропуском в мир живописи и негласным разрешением поступить в Венскую академию художеств . Ему было 14 лет.
Завершив гимназический курс и посещая художественную школу профессора Малхолдса, в 1877 году Пая поступил в Венскую академию художеств, которая переживала свой расцвет. При поддержке императора Франца-Иосифа I Академия получила статус высшего художественного учебного заведения страны, в 1877 году закончена постройка нового здания Академии на Рингсштрассе , в котором она располагается по сей день. В Академии была проведена реформа обучения студентов — введено разделение на общие и специальные предметы. Среди специальных появились классы исторической живописи, пейзажа , графики , скульптуры, архитектуры, как профильные. За основу взята модель Дюссельдорфской академии художеств , которая позволяла создавать небольшие группы студентов в классах и обеспечивать им лучшие условия для консультаций с мастером (профессором) и совершенствования мастерства . Пая Йованович записался в класс исторической живописи, который вёл профессор Кристиан Грипенкерль . 21 июля 1880 Пая Йованович получил диплом, подтверждающий, что он успешно окончил этот курс. На первом году обучения Пая Йованович претендовал на стипендию мецената Христофора Фифмана в 300 флоринов, но её получил учившийся курсом старше Урош Предич , также ставший впоследствии известным художником. На следующий год Йованович получил более скромную стипендию в 200 флоринов от мецената Гаврилы Романовича, которая выплачивалась ему до 1883 года. После окончания обучения у Грипенкерля Пая 3 года провёл в классе исторической живописи профессора Леопольда Карла Мюллера , который стяжал славу ориентальными композициями, успешно продававшимся в картинных галереях Европы.
Пая Йованович много путешествовал — в своих странствиях по Балканам он находил вдохновение для своих работ. Будучи студентом Венской академии художеств он путешествовал по побережью Черногории , был в Албании , Боснии , восточной и южной Сербии. Он много работал над эскизами и интересовался повседневной жизнью и обычаями балканских народов. Он старался детально зарисовывать костюмы, украшения, оружие. Большое внимание уделял и окружающим его пейзажам. По окончании первого года обучения в классе Мюллера, картина «Раненый черногорец» показана на отчётной выставке и Пая Йованович получил вторую премию. На следующий год Пая Йованович представил картину «Гусляр» и снова получил премию.
После окончания Академии перед ним встал выбор, как дальше распорядиться своей судьбой — он мог вернуться в родные края, по примеру Уроша Предича. Однако в этом случае он остался бы региональным художником балканских народов и Габсбургской монархии, в конце XIX века сербская живопись в основном сводилась к религиозной живописи . Поэтому основными жанрами здесь были портрет и икона . Другой путь — остаться в европейской столице живописи и создавать карьеру академического художника. Успехи Йовановича в его последние годы обучения, а также его амбициозность обусловили выбор. Пая Йованович работал в Вене, Мюнхене , Париже , Лондоне , где написал многочисленные портреты .
В Лондоне Йованович познакомился с галеристом Томасом Уоллисом, с которым сотрудничал до 1889 года. По предложению Уоллиса художник снова отправился в путешествие по Балканам — побывал в Черногории в 1885 году, а в 1886 отправился ещё дальше — посетил северную Африку , Марокко и Египет . Затем Йованович переехал в Париж и перешёл к другому галеристу Артуру Туту. Полотна художника пользовались популярностью — Пая Йованович награждался премиями. В 1889 году на выставке в Вене картина «Петушиный бой» получила золотую медаль. На государственной выставке в Париже картина «Коронация царя Душана» также была удостоена золотой медали. На юбилейной выставке, состоявшейся в Вене в 1908 году Пая Йованович получил почётный диплом министерства культуры Австрии .
Название | Оригинал | Год | Примечания |
---|---|---|---|
Раненый черногорец | Ranjeni Crnogorac | 1882 | Первая картина, принесшая художнику успех. Была удостоена первой премии Академии и приобретена магнатом из Будапешта за 1000 форинтов . Холст, масло; 186×114см (Галерея Матицы сербской, Нови-Сад ) |
Коронация короля Душана | Krunisanje Cara Dusana | 1900 | Картина была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Впоследствии было создано несколько вариаций и авторских копий картины. На Первой выставке югославского искусства в Белграде в 1904 году картина заняла первое место за композицию, рисунок и технику. |
Таковское восстание | Takovo ustanak | 1895 | |
Вышивальщица | Vezilja | ||
Петушиный бой | Borba petlova | Картина удостоена золотой медали на выставке в Вене в 1889 году | |
Переселение сербов | Seoba srba | 1896 | Картина была заказана парламентским комитетом Карловица во главе с Патриархом Сербским Георгием Бранковичем. Было решено увековечить грандиозное Великое переселение сербов во главе с карловицким патриархом Арсением III в 1690 году. В настоящее время хранится в Национальном музее Сербии . |
Возвращение черногорцев после боя | Povratak cete crnogoraca iz boja | 1888 | |
Укротитель змей | Ukrotitelj zmija | ||
Веселая компания в корчме | Veselo drustvo u krcmi | 1890 | |
Украшение невесты | Kicenje neveste | 1886 | |
Фехтование | Мачевање | ||
Сокольничий | Sokolar | 1890 | |
Женщина перед зеркалом | Zena pred ogledalom | ||
Святой Савва мирит братьев | Sveti Sava miri bracu | Эпизод из жизни святого Саввы Сербского , прекратившего гражданскую войну между двумя своими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским . | |
Святой Савва коронует Стефана | Sveti Sava krunise Stevana prvovenchanog | В 1219 году архиепископ Савва Сербский короновал своего брата Стефана православным королём сербов в монастыре Жича. | |
Карагеоргий среди повстанцев | Karadjordje medju ustanicima | ||
Королевич Марко вершит правосудие | Kraljevic Marko deli prvdu | ||
Кровная месть | Krvna osveta | 1889-1912 | |
Боско Югович | Boško Jugović | 1922 | Картина изображает знаменосца царя, один из девяти , героев сербского эпоса, погибших в битве при Косово в 1389 году. |