Interested Article - Зимний обоз в пути

« Зимний обоз в пути », или « Караван золота » — картина ( пейзаж ) И. К. Айвазовского из собрания Смоленской художественной галереи .

Входила в серию « », за которую художник был посвящён в кавалеры ордена Почётного легиона .

История

В 1857 году Айвазовский создаёт для показа на художественной выставке в Париже серию картин под названием «Богатства России» . По всей видимости, под «художественной выставкой» имеется в виду Парижский салон 1857 года, в котором участвовал Айвазовский . Так, у в его обзоре Салона 1857 года упоминаются «великолепные» (« magnifiques ») пейзажи Айвазовского, в том числе «Зима в Великороссии» (« L’Hiver dans la Grande-Russie ») . У Шарля Перье говорится о картине с тем же названием, причём даётся её подробное описание, явно соответствующее «Зимнему обозу»: «…обозы с золотом, направляющиеся к Санкт-Петербургу через снега и льды Сибири» (« …convois d’or se dirigeant vers Saint-Pétersbourg, à travers les neiges et les glaces de la Sibérie ») .

Различные «богатства» России Айвазовский символически представил в пейзажах четырёх времён года: «Зимний обоз», или «Караван золота» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы) . За эти работы Айвазовский был принят в орден Почётного легиона, став первым среди русских художников кавалером этого ордена .

В Смоленскую художественную галерею картина поступила в 1920 году из Смоленского филиала Московского археологического института . До этого она находилась в собрании М. К. Тенишевой , к которой попала от И. Д. Булычева (1813—1877), члена Русского Географического Общества , купившего картину после выставки . Местонахождение остальных картин серии неизвестно .

В 1941 году редкие экспонаты галереи были эвакуированы в Новосибирск . По дороге вагон с сопровождавшими их сотрудниками загорелся, и спасти полотна удалось лишь чудом . Проведя военные годы в подвале новосибирского оперного театра , после войны картина была возвращена в Смоленск . Впоследствии она пережила ещё один пожар, будучи на реставрации в Художественном научно-реставрационном центре имени И. Грабаря , однако не пострадала .

В 2016 году «Зимний обоз» экспонировался в Государственной Третьяковской галерее в рамках выставки «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» .

Описание

Картина, запечатлевшая природу Восточной Сибири, писалась художником по памяти, в его парижской мастерской . На ней изображён торговый обоз , едущий по зимней дороге и словно выплывающий из голубовато-сиреневой дымки. Лошади на первом плане, остановясь, склонили головы; мужичок в тулупе направляется к обледенелому колодцу с «журавлём». Неподвижность пейзажа нарушают взлетающие с дерева птицы: видно, как с задетых ими веток осыпается снег. Композиция построена по диагонали, что ещё больше увеличивает и без того кажущееся огромным пространство . В цветовой гамме доминирует белый цвет, складывающийся из тончайших оттенков голубого, розового, жемчужного. Замёрзшая вода у колодца показана прозрачно-зеленоватой; от деревьев тянутся синие тени . В правом нижнем углу расположены подпись художника и дата: Aivasowsky 1857 .

«Зимний обоз в пути» представляет собой один из редких «сухопутных» пейзажей Айвазовского, более известного в качестве мариниста . Это также одна из немногих работ художника, посвящённых русскому Северу . Ко времени её создания национальная тема только начинала завоёвывать достойное место в отечественном пейзаже, поэтому, несмотря на академическую манеру исполнения, «Зимний обоз в пути» можно считать новаторским произведением .

Комментарии

  1. Согласно « Русскому художественному листку » за 1858 год, Айвазовский прибыл в Париж осенью 1856 года и написал ряд картин для выставки в течение одной зимы.
  2. В ряде источников, в том числе в каталоге Смоленской художественной галереи (2012) и на её официальном сайте, говорится о Всемирной выставке , однако ни в 1856, ни в 1857 году Всемирной выставки в Париже не было .

Примечания

  1. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 26 мая 2019. 22 июня 2019 года.
  2. Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М. : Искусство, 1970. — С. 169.
  3. . Музеи России. Дата обращения: 14 марта 2019. 21 июня 2018 года.
  4. Louis Auvray. . — Paris: Au bureau de «l’Europe artiste», 1857. — P. 72.
  5. Charles Perrier. . — Paris: Michel Lévy Fréres, 1857. — P. 142.
  6. .
  7. .
  8. , с. 86.
  9. , с. 175.
  10. . SmolNews.ru (25 апреля 2018). Дата обращения: 14 марта 2019. 2 марта 2019 года.
  11. .
  12. , с. 22.
  13. . ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря . Дата обращения: 19 марта 2019. 19 сентября 2020 года.
  14. В. Перельман. . ГТРК «Смоленск» (6 декабря 2016). Дата обращения: 14 марта 2019. 15 июля 2018 года.

Литература

  • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817—1900. — М. : Искусство, 1962. — С. 86.
  • Орлова Т. В., Павлова Т. В., Мельникова Л. И. Смоленская художественная галерея (альбом). — М. : Вече, 2012. — С. 175.
  • Суркова О. // Смоленская газета. — 2016. — 20 июля ( № 25 ). — С. 1,22 .
  • Тимм В.Ф. // Русский художественный листок. — 1858. — 1 апреля ( № 10 ).

Ссылки

  • . Смоленская художественная галерея. Дата обращения: 14 марта 2019.
  • Петракова А. . Рабочий путь (15 августа 2016). Дата обращения: 14 марта 2019.
Источник —

Same as Зимний обоз в пути