Названия Кропивницкого
- 1 year ago
- 0
- 0
История Кропивницкого — историческое развитие города Кропивницкого , административного центра Кировоградской области Украины, со времени основания и до настоящего времени.
На землях вокруг современного Кропивницкого в XVII веке существовали разрозненные зимовники запорожских казаков : слободы и хутора. Жители поселений селились здесь на свой страх и риск, поскольку находились на незащищенных приграничных землях. Колонизация Заднепровских мест, а именно так тогда назывались земли между Днепром и Южным Бугом , началось казаками Миргородского и Полтавского полков в конце XVII — начале XVIII века .
К 1751 году по версиям краеведов на территории современного Кропивницкого существовали слободы, основанные казаками: Кущёвка (вошла в состав города в XIX веке), Завадовка , Ингульская слобода, которая позже слилась с Лелековкой (все вошли в состав города в XX веке) и Знаменская слобода, основанная старообрядцами .
Впоследствии, согласно указу императрицы Всероссийской Елисаветы Петровны от 29 декабря 1751 года № 9921 «О поселении на Российских границах приходящих Cербов» была образована Новая Сербия . По ходатайству бывшего подданного Габсбургов серба Ивана Хорвата для поселения сербов , венгров , валахов , молдаван , хорват была выделена территория, часть Заднепровских мест. Также согласно указу бывшие жители этой территории подлежали выселению на «прежние места». Указ предусматривал построение земляной крепости, «которую именовать крепость Святыя Елисаветы » . Указ не указывал место постройки крепости. Очевидно, что она должна быть построена в пределах вновь основанной Новой Сербии.
В начале 1752 года генерал Иван Глебов поручил геодезисту Емельяну Гурьеву выбрать место для будущей крепости. Гурьев и два его помощника остановили свой выбор на месте за пределами Новой Сербии на правом берегу Ингула до впадения Сугоклии . Такое расположение определило судьбу будущего города, которое было выгодным. Место было заселённым, и удобным с точки зрения транспортной развязки (дорога на Хаджибей , Крым и из Сечи в Польшу).
Указ императрицы Елисаветы Петровны о переселении с территории Новой Сербии встретил среди малороссов сопротивление. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы: обращения, донесения, рапорты, сведения, сенатские указы. В феврале 1752 года началась опись поселений Заднепровских мест. Одновременно начался процесс добровольного выселения малоимущих казаков . Существовали случаи принудительного выселения. Точно не известно о количестве казаков, которые вернулись на «прежние места». Вероятно, таких среди казаков-переселенцев не было, поскольку для возврата нужно было перейти Днепр , кроме того, обычно переселенцы искали новые места, а не возвращались на прежние. Точно известно, что часть казаков ушла на юг, на земли запорожских вольностей , и в сторону Днестра , на территорию Речи Посполитой , которая в то время начиналась уже за современными Новоархангельском и Первомайском . Часть населения документально подтверждала своё право на занимаемые земли, и законно осталась на них. Часть законно осталась из-за отсутствия у сербов мастеров (кузнецов, плотников и др.), и нежелания сербов вести хозяйство, в частности для обеспечения лошадей фуражом. Часть осталась на территории Новой Сербии незаконно под видом сербов, поскольку сербский генерал Хорват не смог обеспечить переселение заявленного количества сербов и вполне успешно обманул российскую власть . В результате этого фактическая численность украинцев на территории Новой Сербии была больше количества сербов, что и показала перепись в 1764 году (этнический состав Елисаветинской провинции был следующим: украинцы — 65,37 %, молдаване — 15,4 %, русские — 12,66 %, сербы — 3,22 %, поляки — 1,56 % ).
Пытаясь погасить конфликт, продолжить заселение Новой Сербии и одновременно не допустить переселения украинцев на польскую, ханскую Украину и в земли запорожских вольностей, сенат в течение 1752—1753 годов принимает целый ряд указов (от запрета выезжать за пределы Российской империи до разрешения казакам остаться в Новой Сербии на обжитых местах). Но реальным решением стало принятие сенатом указа 18 августа 1753, который позволял селиться южнее Новой Сербии, в том числе около места, где должна быть возведена крепость святой Елисаветы. Этот указ фактически положил начало слободскому казацкому полку и дал толчок образованию города. Полк был образован по примеру казачьих полков Слободской Украины . Некоторое время полк находился в неопределенном состоянии. С одной стороны казаки, переселившиеся из Новой Сербии получили инициативу организовывать полк и основывать новые поселения, с другой стороны полк подчинялся коменданту Елисаветинской крепости, который считался покровителем Ивана Глебова.
Однако оказалось, что простое разрешение селиться не способствовало переселению с территории Новой Сербии и возвращению из Речи Посполитой тех, кто успел туда уехать из Новой Сербии. Поэтому Сенат предоставил льготы переселенцам. Иван Глебов занимался организацией первой ярмарки: получил разрешение Сената на проведение ярмарки и допуск на неё иностранцев, разослал сообщение о ярмарке запорожцам, туркам. За разрешением селиться у еще не построенной крепости к коменданту крепости обращаются торговые люди и ремесленники. На правом берегу Ингула ниже места, на котором планировали строить крепость, появляется Греческая слобода (современная улица Николая Садовского ), в которой расположилась немногочисленная греческая община (около 50 человек). На левом противоположном от крепости берегу Ингула возникает Мещанская слобода (современная улица Преображенская ), в которой селились украинцы и старообрядцы. На левом берегу Ингула на берегах реки Биянка появились Криничуватые хутора или Балка, где помимо украинцев селились молдаване. Именно в микрорайоне Балка до сих пор находится самый старый дом города, построенный в 1753 году . Раскольники же, которым разрешили вернуться на предыдущие места, образовали на левом берегу Ингула беспоповскую слободу (район завода имени Таратуты). 29 июня 1754 года через несколько недель после торжественной закладки крепости в Мещанской слободе на территории современного центрального рынка проходит первая Петропавловская ярмарка. Ярмарка имела успех, что помогло заселению города.
Для купцов были крайне необходимы магдебургское право и магистрат, поскольку именно это учреждение имело право в то время оформлять купцам документы для выезда за границу. В 1755 году, пользуясь неопределенным статусом Слободского казацкого полка, жители Мещанской слободы основывают магистрат . Случай уникальный: ведь подобная форма местного самоуправления на Правобережной Украине (кроме польских владений), применялась впервые. Магистрат находился на углу современных Пашутинской и Преображенской улиц , а первым бургомистром был бывший запорожец Иван Иванченко. Магдебургское право, магистрат и бургомистр являются признаками присущими городу. Они отличают город от села. Поэтому можно утверждать, что 1755 год стал годом появления города. На момент появления города строительство крепости было приостановлено из-за протеста Османской империи . То есть крепость еще не функционировала, а город уже появился.
Среди населения новосозданного города преобладали украинцы, вторая по численности группа — старообрядцы (не чистые россияне, а ассимилированые, которые более 50 лет прожили в городе Стародуб ), третья группа — греки . Красноречиво о составе населения говорят фамилии бургомистров за период с 1755 по 1766 годы Иван Иванченко, Григорий Звенигородский, Иван Гомон, Василий Киселёв (раскольник, который принял православную веру), Иван Нежинец, Терентий Чёрный. В 1757 году в городе проживало 149 хозяйств, из которых большинство — 133 хозяйства принадлежали выходцам из украинских территорий (бывшим жителям Заднепровских сотен Миргородского полка принадлежало 78 хозяйств, выходцам «из Польши» (Правобережной Украины) — 37 хозяйств, переселенцам из Запорожья — 9 хозяйств, из Гетманщины — 8 хозяйств, из Слободской Украины — 1 хозяйство ).
В исторических источниках утверждается, что кроме украинцев, греков и молдаван в городе селились сербы и русские. Русские, селившиеся у крепости — это уже упомянутые ассимилированы раскольники. Кроме них во вновь созданной в 1754 году Солдатской (Пермской) слободе между крепостью и ретраншементом дислоцировался Пермский карабинерный полк . Однако гарнизон полка никогда не учитывался в численности окрестных поселений, поскольку полк был расселен в казенных домах и проводил регулярные ротации. Сербы и русские, которые впоследствии стали жителями близлежащих поселений, а не форштадта — это офицеры и их семьи, которые служили в Елисаветинской крепости . Их численность с семьями к 1755 году едва превышала два десятка. За службу они получали землю. Благодаря им появились топонимы, знакомые современным кропивничанам: Соколовка (от русской фамилии Соколов), Арнаутов (от сербской фамилии Арнаут) и другие.
Новосозданный город получил название Елисавет . Название Елисавет образовалось в соответствии с казацкой традицией называть город в привязке к географическому объекту, которым была крепость Святой Елисаветы . Первые многочисленные упоминания названия Елисавет и словосочетания город Елисавет встречаются в документах Коша Новой Сечи.
В 1753 году на месте будущей крепости в заброшенной старообрядцами Знаменской слободе (район санстанции) была размещена комендатура крепости и помещения военных. Впоследствии Знаменскую слободу начинают называть Быковской слободой в честь русского офицера капитана Быкова, который с 2 ноября 1753 занимался Слободским казацким полком. В 1754 году с началом строительства крепости между крепостью и рекой Ингул появляются Пермские лагеря, где были размещены Пермский карабинерный полк , а чуть выше — Солдатская слобода (впоследствии эти два поселения будут называть Пермской слободой). Быковская и Пермская слободы считались форштадтом крепости.
Поселение, которое образовалось в районе современного центрального рынка вокруг которого разрастался город, было создано в начале строительства крепости в 1753 году, а магдебургское право в нем возникло, когда строительство крепости было приостановлено в 1755 году. Современный город обязан своим возникновением крепости, ведь возник у места строительства будущей Елисаветинской крепости.
Дальнейшее развитие города происходило параллельно с развитием крепости и зависело от развития торговли, а не от развития крепости. В то же время все поселения Слободского казацкого полка, в том числе и город, были подчинены коменданту крепости. Крепость Святой Елисаветы целый год, с 22 марта 1764 до 26 марта 1765 года, была губернским центром новосозданной Новороссийской губернии Российской империи . С 1764 года крепость Святой Елисаветы становится центром Елисаветинской провинции, а с 1775 года — центром Елисаветградского уезда .
В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов Елисаветинская крепость сыграла заметную роль в борьбе Российской империи за выход к Чёрному морю . В эти годы она была резервной базой русских войск — здесь часто размещались штабы армий и полков, проводились военные учения. Сразу после войны, в 1775 году вооружение и воинский контингент почти полностью перевели в Херсон. После уничтожения Запорожской Сечи в июне 1775 года и присоединения Крымского ханства к Российской империи в 1783 году Елисаветинская крепость потеряла военно-стратегическое значение, была разоружена, а в конечном итоге и ликвидирована как военная единица. 11 января 1784 вышел указ о создании губернского города Екатеринославля (позже Екатеринослав), Екатеринославского наместничества, уездов и городов. Указанный указ создавал Елисаветградский уезд и уездный город «по названию уезда». В отмечалось, что крепость «Отныне крепостью не почитать, а оставить их в каком оне ныне состоянии, относительно сделанных доныне в оных земляных укреплений, обращая их во внутренние города или посады». Этим указом крепость вместе с форштадтами была присоединена к городу. Однако присоединение Быковской и Пермской слобод саботировала власть, об этом свидетельствует рапорт коллежского асессора Стогова от 13 июня 1784, в котором он объясняют причины, почему он до тех пор не принял в свое ведение Пермскую и Быковскую слободы.
В отличие от крепости святой Елисаветы Елисаветград не выполнял никаких военных функций. Развитие города происходило из-за его выгодного географического положения и бурного развития аграрной и торговой сферы в городе и вокруг него. Уже с 1754 года в городе проводились четыре ярмарки. В мае 1754 года в письме к генеральной казацкой старшине Иван Глебов сообщал, что Сенат разрешил ярмарки при крепости Св. Елисаветы по таким дням: 1) 5 сентября — в день Св. Пророка Захара и Св. Елисаветы; 2) 1 января — то есть после Нового года; 3) 23 апреля — в день Св. Георгия Победоносца; 4) 28 (29) июня — в день Св. Петра и Павла . На ярмарки приезжали купцы из Запорожья, Центральной России, Речи Посполитой и польських украинских территорий, Молдавии , Крыма , Турции. На ярмарках торговали продуктами земледелия и животноводства, полотном, парусиной, шерстью, вином.