Дакунто, Жозе Луис
- 1 year ago
- 0
- 0
ТОТАРТ — художественный проект концептуалистов Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, осуществляемый ими с конца 1970-х годов. Полное название: «Исследования Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству»
Наталья Абалакова (16 апреля 1941, Горький — 11 января 2024 ) и Анатолий Жигалов (род. 3 декабря 1941) — муж и жена, филологи по образованию. Творческий путь начали в 1970-х годах. Они отмечают, что проект прошёл несколько периодов становления — от участия в квартирных выставках во второй половине 1970-х до зарождения собственно ТОТАРТа на волне появления соц-арта и развития московского концептуализма в 1980-е. Само название ТОТАРТ стало использоваться с 1983 года, сменив собой название «Тотальное художественное действие» .
В рамках проекта художники осуществили более 100 акций и перформансов, создали ряд инсталляций и видео, а также графику, живопись и объекты. Они также написали две книги: «ТОТАРТ: Русская Рулетка» и «ТОТАРТ: Четыре Колонны Бдительности».
С начала 1990-х работают с новыми медиа. В настоящее время делают видеоперформансы и мультимедиа-проекты, исследуя проблемы «художник и власть», «язык власти и власть языка» и «гендер», традиция и инновации .
По признанию художников, изначальная задумка их проекта состояла в исследовании «тотального искусства в тотальных условиях» , отсюда одной из главных тем творчества ТОТАРТ становится определение границ — социальных, политических, коллективного и индивидуального, между искусством и жизнью. «Тотальность ТОТАРТа выявила себя в конструкции perpetuummobile, то есть (теоретически) бесконечного повторения определенных элементарных действий, вызывающих ответную „тотальную“ реакцию зрителей» . Проект строится на исследовании нескольких линий — русский авангард, Восток-Запад, гендер, слово и образ.
Многие перформансы ТОТАРТа характеризуются серийностью и использованием «штампов», архетипических символов: «ТОТАРТ часто использует символический элемент, неотъемлемый от определенных культурных явлений (например, черное, белое, красное и золотое, отсылающее к их символической роли в русской иконе). Действие перформанса вскрывает пласты культурных стереотипов, чтобы выявить их неконвенциональное ядро. Перформанс подводит участника и зрителя к реконструированию первоначальных механизмов стереотипа, высвобожденного из-под напластования современных смыслов» .
Произведения ТОТАРТа находятся в коллекциях Третьяковской галереи , Русского музея , в российских и зарубежных архивах, фондах и частных коллекциях.