Знак Зорро (фильм, 1940)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Знак Овна» ( англ. The Sign of the Ram ) — фильм нуар режиссёра Джона Стёрджеса , который вышел на экраны в 1948 году .
Фильм рассказывает о прикованной к креслу-каталке Лии Сент-Обин ( Сьюзан Питерс ), которая живёт в уединённой усадьбе на британском полуострове Корнуолл вместе с мужем Мэллори ( Александер Нокс ) и тремя взрослыми детьми от первого брака своего мужа. С помощью интриг и манипуляций Лея навязывает свою волю членам семьи, в частности, расстраивает брак своей дочери и почти доводит до самоубийства невесту сына. Когда окружающие, наконец, понимают сущность Лии и отворачиваются от неё, она бросается со скалы, кончая жизнь самоубийством.
В основу фильма положен одноимённый роман 1945 года . В названии романа и фильма имеется в виду астрологический знак Овна . Как говорит один из персонажей фильма, люди, которые родились под этим знаком, якобы обладают сильной волей и упорством в достижении своих целей, не заботясь о последствиях.
Фильм обозначил возвращение Сьюзан Питерс на экран после трёхлетнего отсутствия из-за несчастного случая, в результате которого её парализовало ниже пояса. Это её последний фильм. Это также предпоследний фильм известной британской актрисы Мэй Уитти , которая умерла от рака в 1948 году в возрасте 82 лет.
Фильм получил противоречивые отзывы критики — некоторые его ругали, другие хвалили. Игра Питерс в основном получила высокую оценку, в отличие от работы режиссёра Джона Стёрджеса, который, по мнению многих, сделал медленную, скучную и нелогичную картину.
На Корнуолле в Юго-Западной Англии в уединённом месте на морском берегу стоит усадьба «Бастионы», которую по преданию основал испанец по имени Себастиан. В усадьбе проживает семья Сент-Обринов, включающая приветливого главу семейства средних лет Мэллори Сент-Обрина ( Александер Нокс ), его жену, прикованную к креслу-каталке молодую красавицу Лию ( Сьюзан Питерс ), совершеннолетних детей Мэллори от первого брака — студента-юриста Логана ( ) и Джейн ( ), а также дочь-подростка Кристин ( Пегги Энн Гарнер ). Мэллори ведёт тихий и размеренный образ жизни, читая газеты и занимаясь разведением цветов в своём саду. Лия же не только контролирует всё, что происходит в доме, но и обладает широким кругом интересов — она является популярной поэтессой, прекрасно играет на фортепиано и поёт, а до инвалидности была теннисисткой, участвовавшей в Уимблдонском турнире. Для помощи Лии в качестве личного секретаря в усадьбу приглашают молодую Шериду Бинион ( Филлис Такстер ). Показывая Шериде дом, Мэллори рассказывает ей, что Лиа в 19-летнем возрасте вышла за него замуж через год после смерти его первой жены. Через два года после свадьбы Лия отправилась на лодочную прогулку вокруг скал с Джейн и Логаном, однако лодку перевернуло волной, и дети оказались в воде. Лия, которая была отличной пловчихой, доставила Джейн на берег, а затем отправилась в море вновь, чтобы удержать Логана на поверхности, пока Мэллори на лодке не подплыл и не спас их обоих. Пока Лия находилась в воде, она ударилась спиной о скалы, что привело к тому, что у неё отнялись ноги.
Лию регулярно навещает молодой красивый доктор Саймон Крауди ( ), который наблюдает за состоянием её здоровья. Лии явно приятно общество Саймона, однако он влюблён в Джейн, приглашая её в субботу на танцевальный вечер. Вскоре после его ухода в доме появляется пожилая болтливая соседка Клара Брасток ( Мэй Уитти ), которая часто навещает Лию. Он говорит, что Шерида очень красива, после чего Лия начинает отмечать для себя знаки внимания, которые Мэллори оказывает девушке. И хотя Мэллори действительно проводит немало времени в компании Шерилы, он заверяет жену, что любит только её и никогда от неё не уйдёт. На самом деле никаких отношений, выходящих за рамки чисто дружеских, между Шеридой и Мэллори нет. Вскоре Клара приводит в дом Сент-Обринов Кэтрин Вултон ( ), молодую девушку, которая является приёмной дочерью местного викария и близкой подругой Логана. Последние три года Кэтрин провела в Париже , где изучала живопись, и теперь вернулась в родные места уже профессиональной художницей. В субботу приезжает Саймон, чтобы отправиться с Джейн на танцы. Перед отъездом он заходит к Лее, чтобы проверить её здоровье, и во время разговора сообщает ей, что собирается жениться на Джейн. Лия как будто рада, однако исходит из того, что Саймон и Джейн будут жить в «Бастионах», на что доктор отвечает, что хочет иметь собственный дом и жить отдельно. Чувствуя, что столкнётся с сопротивлением со стороны Лии, Саймон уточняет у неё, что она родилась под знаком Овна . Затем он рассказывает, что, как полагают астрологи , люди, рождённые под этим знаком, обладают сильной волей и упрямством, крепким здоровьем и энергией, и хотят, чтобы на них смотрели снизу вверх. Они считают себя главными и в доме, и в делах, презирают опасность, и ни перед чем не остановятся ради достижения своей цели. После этого Саймон обращается к Лии со словами, что она приучила Джейн цепляться за неё в своей извращенной потребности удерживать свою «группу рабов при себе». Лия отвечает, что Джейн слишком неопытна в жизни и якобы она сама просила поговорить с ним о том, чтобы остаться жить дома, однако Саймон не хочет продолжать этот разговор и выходит. Перед уходом на танцы Джейн заходит к Лии попрощаться. Видя влюблённые глаза подчерицы, Лия говорит Джейн, что та слишком серьёзно воспринимает отношения с Саймоном, которому она нравится, но он просто хочет ходить с ней на танцы и развлекаться. Слова мачехи крайне расстраивают Джейн. Перед уходом Лия просит не рассказывать Саймону об их разговоре, и, спустившись в гостиную, Джейн вдруг заявляет, что передумала идти на танцы.
На следующее утро Кэтрин и Логан отправляются на пикник в своё любимое уединённое место на скалистом берегу, где быстро восстанавливают свои прежние романтические отношения. Затем они возвращаются к дому, где сообщают Лии и Мэллори, что собираются пожениться. В честь этого события Мэллори устраивает в доме праздничный вечер с танцами. Явно расстроенная отсутствием Саймона, Джейн отводит Логана в сторону, советуя ему ни в коем случае не оставлять Кэтрин для разговора наедине с Лией, так как чувствует, что может грянуть буря. Затем, когда Логан и Кэтрин целуются на балконе, к ним приближается Лия. После того, как молодые сообщают о своих планах немедленно пожениться и отправиться в медовый месяц в Италию , а затем переехать жить в Лондон , Лия просит их отложить свадьбу как минимум на шесть месяцев. Недоумевающей паре Лия ничего не объясняет, лишь говоря Логану, что он ей многим обязан, и она просит выполнить её просьбу. Расстроенная Кэтрин вскоре уезжает вместе с родителями домой, и на прощанье Логан обещает невесте ночью поговорить с Лией и во всём разобраться. Проснувшись среди ночи, Шерида видит, как Логан садится за руль автомобиля и уезжает. Утром в отсутствие Логана Лия приглашает Кэтрин, чтобы извиниться перед ней и подарить ей на помолвку дорогой ювелирный гарнитур. Во время последующего разговора, Лия напоминает Кэтрин, что её в грудном возрасте викарию подкинули, и о том, кто были её биологические родители, никому не известно. По словам Лии, она навела определённые справки, выяснив, что отец Кэтрин страдал от психического заболевания, которое может передаться её детям, и потому, как заключает Кэтрин, ей не стоит иметь детей. Лия затем говорит, что как только Логан узнал об этом, он сразу же уехал в Лондон, но не для того, чтобы всё перепроверить, а чтобы решить, как ему жить дальше. По словам Лии, решение о бездетном барке — очень ответственное, и она советует Кэтрин также об этом подумать. Кэтрин просит передать Логану, чтобы он нашёл себе жену, которая подарит ему детей, а сама она больше его не увидит. Тем же вечером викарий (Джеральд Харнер) звонит Мэллори, сообщая, что Кэтрин пропала, оставив прощальную записку Логану со словами: «Ты вернулся из моря, и я займу твоё место». Мэллори догадывается, где искать Кэтрин, спасая её на уступе, где она встречалась с Логаном, в тот момент, когда девушка попыталась покончить с собой, бросившись в море. Кэтрин доставляют в дом викария, где она постепенно приходит в себя. Вокруг неё собираются Мэллори, Шерида, Джейн и доктор Крауди, вскоре появляется прибывший из Лондона Логан. Когда Кэтрин становится лучше, Мэллори и Шерида собираются вернуться в «Бастионы», однако Джейн заявляет, что остаётся с Саймоном. Логан также говорит отцу, что больше никогда не вернётся в дом. После ухода Мэллори Логан сообщает Кэтрин, что ездил в Лондон проверить информацию о безумии её отца, и это оказалось неправдой. Радостные, они целую друг друга. Вернувшись домой, Мэллори просит Клару удалится, обвиняя её в том, что она разносит сплетни, разрушающие чужие судьбы, а затем сообщает Лии, что ни Логан, ни Джейн больше не вернутся домой. Кристин буквально боготворит свою мачеху и не может видеть её несчастной. После всего произошедшего Кристин заключает, что во всём виновата Шерида, поскольку именно после её появления ушли Джейн и Логан из дома, а сам Мэллори стал с Лией холоден. Кристин крадёт у Лии пузырёк со снотворным, подмешивая его в молоко Шериды. Среди ночи Мэллори вызывает служанка, сообщая, что Шерида похолодела и теряет сознание. Когда Мэллори со служанкой приводят девушку в чувства, догадываясь, что её пыталась отравить Кристин. Мэллори проводит беседу с дочерью, объясняя, что у него с Шеридой ничего не было. Он говорит, что Кристин пора повзрослеть и узнать, как живут люди за пределами «Бастионов», где многое выглядит для неё с искажённом свете. Поняв свою ошибку, Кристин просит прощения у Шериды, а затем сообщает Лии, что хочет узнать мир и уезжает продолжать учёбу в школу-интернат . Представляя, как все близкие в её отсутствие будут счастливы, а она останется совсем одна, Лия подъезжает на коляске к краю обрыва и бросается вниз, разбиваясь насмерть.
Как отмечает историк кино Артур Лайонс, это была одна из ранних режиссёрских работ Джона Стёрджеса , который после этого поставил более качественные фильмы нуар « Загадочная улица » (1950) и « Народ против О’Хары » (1951), а позднее — много высокобюджетных картин для студий MGM , Warners и Paramount , среди которых « Плохой день в Блэк-Роке » (1955), « Великолепная семёрка » (1960) и « Большой побег » (1960) .
По мнению киноведа Фрэнка Миллера, Сьюзан Питерс была «одной из самых обворожительных актрис 1940-х годов, которая так и не поднялись на высоту, соответствующую уровню её таланта». Она сделала себе имя на студии MGM , где завоевала « Оскар » как лучшая актриса второго плана за фильм « Случайная жатва » (1942) и «уже находилась на грани статуса звезды» . Она также сыграла с Хамфри Богартом в фильме нуар « Крутой парень » (1942), в военной мелодраме « » (1943) и с Робертом Тейлором в музыкальной мелодраме « Песнь о России » (1944). В 1944 году студия MGM включила её в список 10 актёров, которых планировалось продвигать на звёздный уровень . В 1944 году Питерс сыграла одну из главных ролей в военной мелодраме « » (1945), после чего с ней произошёл несчастный случай, изменивший всю её дальнейшую жизнь. 1 января 1945 года Питерс вместе с мужем Ричардом Куайном и друзьями отправилась в Сан-Диего на охоту, где случайно выстрелила из ружья, попав себе в живот. Врачи спасли её жизнь, однако нижняя часть тела осталась парализованой . Как пишет Миллер, «к его чести глава студии MGM Луис Б. Майер оплатил её медицинские счета и оставил на контракте даже после того, как стало ясно, что она больше не сможет ходить» . Как отмечено на сайте Американского института киноискусства , «этот фильм обозначил возвращение актрисы на экран после трёхлетнего отсутствия», и он также стал её последним фильмом . Как далее пишет Миллер, «провал фильма в прокате обозначил конец кинокарьеры Питерс». Затем она, правда, играла заглавную роль детектива в кресле-каталке в телесериале « » (1951), а также с успехом гастролировала с двумя спектаклями — « Стеклянный зверинец » и «Барретты с Уимпол-стрит». Однако, как отмечает Миллер, «не имея других перспектив и живя с почти постоянной болью, она довела себя голодом до смерти в 1952 году, когда ей было всего 32 года» .
Среди других актёров Миллер обращает внимание на Мэй Уитти и Пегги Энн Гарнер . Уитти была известной британской театральной и киноактрисой, которая дважды номинировалась на « Оскар » за фильмы « » (1937) и « Миссис Минивер » (1942). На момент съёмок в «Знаке Овна» Уитти был уже 81 год, и после этого фильма она появилась только в одной картине, умерев от рака в 1948 году . Пегги Энн Гарнер начала кинокарьеру в 1938 году, когда ей было шесть лет, а в возрасте 13 лет сыграла в фильме « Дерево растёт в Бруклине » (1945), завоевав за эту роль специальный «Оскар» за «выдающуюся игру как актёр-ребёнок ». После этого она сыграла в комедии « » (1945), криминальной комедии « » (1946), приключенческой картине « » (1949) и мелодраме « » (1951), которые однако не имели особого успеха, и в дальнейшая Гарнер работала в основном в телесериалах вплоть до своей смерти в возрасте 52 лет от рака в 1984 году .
Как отмечает киновед Фоэнк Миллер, роман Маргарет Фергюсон ( англ. Margaret Ferguson ) «Знак Овна» (1945) был «идеальным материалом» для Сьюзан Питерс «со своей историей о прикованной к креслу-каталке поэтессе, которая живёт в уединённой усадьбе на британском побережье» . По информации « Нью-Йорк таймс », Питерс предложила проект своему агенту Фрэнку Орсатти, который вышел на режиссёра Ирвинга Каммингса , который хотел попробовать себя в качестве продюсера. В итоге Каммингс, его сын Ирвинг Каммингс-младший и продюсерское агентство Орсатти создали для производства этого фильма независимую компанию Signet Productions . В свою очередь, Signet подписала договор со студией Columbia , которая предоставила актёров, съёмочную группу и производственные мощности, а также взяла на себя дистрибуцию картины. При этом гонорар Питерс был установлен в размере 33 процентов от прибыли .
Благодаря Columbia Pictures в работе над фильмом приняли участие находившиеся на постоянных контрактах со студией опытный оператор Бёрнетт Гаффи и растущий молодой режиссёр Джон Стёрджес . Актёрский состав включал "канадского актёра Александера Нокса , который сыграл президента США в фильме « Вильсон » (1944), и Филлис Такстер , которую взяли в аренду на студии MGM , также как и Мэй Уитти , а «ребёнка-звезду Пегги Энн Гарнер взяли в аренду у студии 20th Century Fox » .
Съёмки фильма проходили в июле-августе 1947 года. Согласно « Голливуд репортер », некоторые фоновые съёмки прошли на мысе Лизард , в Корнуолле , Англия. Фильм вышел в прокат в марте 1948 года .
По словам Фрэнка Миллера, после выхода картины на экраны критики «не восприняли его достоинства», критикуя за «медленный темп и мелодраматизм», благодаря которому он стал «столь популярным у более поздних поклонников» . После премьеры картины кинокритик « Нью-Йорк таймс » Босли Краузер написал, что «мужество Питерс , которая нашла в себе силы вернуться на экран через три года после ужасного случая, сделавшего её инвалидом, заслуживает значительно большего признания, чем даёт ей этот фильм». Выразив сочувствие и «другим грамотным актёрам», которые снимались в этом фильме, Краузер пишет, что студия проделала «жалкую работу», произведя «скучную, вялую и глупую небылицу о злых кознях эгоистичной дамы» . По словам критика, «помимо прочих несуразностей, которые присутствуют в изобилии в этой картине, он ещё больше выходит за рамки достоверности, обвиняя во всём знак зодиака ». И. кроме того, «конечно, трудно понять смысл насилия в финале картины. Очевидно, что вся эта история — полная чепуха» . Как далее пишет Краузер, «постановка Джона Стёрджеса только усиливает нелогичность и напыщенность всего происходящего». Показывая мисс Питерс в кресле-каталке как «алебастровую куклу» он практически лишает её человеческих черт, «полностью разваливая роль». А постановка игры остальных актёров «настолько медлительна и мрачна, что перетекает в монотонность, только подчеркивая статичность происходящего. Если бы не шумное вмешательство барабанного боя, время от времени доносящего звуки грома и грохот прибоя, фильм был бы хорошим снотворным. И, возможно, это было бы к лучшему» .
Современный кинокритик Деннис Шварц также невысоко оценил картину, назвав её «подавляющей мелодрамой, придуманной для звезды Сьюзан Питерс, чтобы вернуть её в кино». Шварц полагает, что «Стёрджес ставит эту сентиментальную картину без особого чувства», и в итоге, «статичная постановка сцен и отсутствие действия сделали фильм больше похожим на театральную постановку» . Журнал TV Guide в своей рецензии отметил, что «несмотря на хорошую игру некоторых актёров, из-за слабого сценария и вялой постановки фильм так и не выходит на должный уровень, оставаясь рутинной мыльной оперой ниже среднего уровня» .
Историк жанра фильм нуар Спенсер Селби отметил в своей книге эту картину о «женщине-инвалиде, которая доминирует и манипулирует всеми вокруг себя» . Историк фильма нуар Майкл Кини назвал фильм «рутинной мыльной оперой с хорошей игрой Нокса и Питерс», который «рассматривался как фильм возвращения Питерс», однако после его выхода она полностью ушла из кино . Отметив, что картина «сочетает в равных пропорциях элементы фильма нуар, готического триллера и мелодрамы», Фрэнк Миллер далее пишет, что со временем «этот недооценённый триллер собрал своих преданных поклонников». Во многом благодаря «восхищению перед актрисой Сьюзан Питерс, которая стала одной из трагических фигур в голливудской истории», фильм стал для её поклонников «почти Священным граалем » . По мнению критика, Питерс в этом фильме является почти всем. «Её алебастровая красота и внешнее спокойствие идеально скрывают злонамеренные планы её персонажа. Питерс сосредоточила большую часть своей внутренней жизни на руках, которые доминируют в фильме, как пара пауков, когда она курит бесконечные сигареты, играет на пианино и пишет заметки ядовитым пером». Как полагает Миллер, для Питерс «это был достойный , но этого было не достаточно, чтобы возродить её карьеру» . По мнению Хэла Эриксона этот фильм «сделан с большим вкусом, чем можно было ожидать», став «достойной прощальной работой для Сьюзан Питерс, которая умерла через несколько лет после выхода фильма» .