Амброзич, Алоизиус Маттиас
- 1 year ago
- 0
- 0
Эйвинд Фальстрём ( швед. Öyvind Fahlström ; 28 декабря 1928 , Сан-Паулу , Бразилия — 9 ноября 1976 , Стокгольм , Швеция ) — шведский художник .
Детство художника прошло в Бразилии, в Швецию он переехал в 1939 году . В 1949 — 1952 гг. изучал археологию и историю искусства в Стокгольмском университете , специализировался на манускриптах доколумбовой эпохи, интересовался театром .
В начале 1950 -х работал журналистом, писал пьесы и стихи, в 1952 начал создавать свои первые картины. В 1953 опубликовал манифест Hipy Papy Bthuthdth Thuthda Bthuthdy: Manifesto for Concrete Poetry (Стокгольм), в котором манипулировал языком независимо от значения слов. Он увидел богатство, одновременно чувственное и интеллектуальное, в фонетическом материале и искажениях, которые случаются, когда буквы переносятся на другое место.
В последующие годы он работал преимущественно над живописью большого формата, названной Ade-Ledic-Nander II ( 1955 — 1957 ), где иероглифические знаки расположены в больших антагонистических группах. Далее он использовал образы из таких комиксов как «Krazy Kat» и «Mad», переделывая их таким образом, что они становились почти неузнаваемыми. Фальстрем использовал язык как базовый материал и неожиданный угол зрения для выявления скрытого контекста.
После пребывания в Париже ( 1956 — 1959 ), в 1961 Фальстрём вместе с женой, художницей Барбро Эстлин , переехал в Нью-Йорк . В этот период он начал добавлять трехмерные элементы в свои работы, часто представляя игровые сценарии, подразумевающие участие зрителя. В 1962 создал несколько версий работы Sitting . Во второй из этих версии ( 1962 ) он включил отдельные формы, которые при помощи магнита могли быть перемещены на поверхности картины, создавая то, что он определил как переменная живопись («variable paintings»). В таких работах как The Planetarium ( 1963 ) «переменные» формы все ещё остаются на поверхности картины, но в Dr Schweitzer’s Last Mission ( инсталляция , 1964 — 1966 ) части покинули поверхность картины и размещены в пространстве.
Фальстрём стремился размыть границы между медиа, которые он использовал. Помимо живописи он организовывал хеппенинг («Aida», 1962; «Ur Mellanöl 1 and 2», «Fahlströms Hörna», 1964), ставил пьесы («Hammarskjöld om Gud», 1965; «Kisses Sweeter than Wine», 1966), фильмы («Mao-Hope March», 1966; «U-Barn, East Village, Revolution Now», 1968; «Du gamla du fria», 1971) и радио постановки («Fåglar i Sverige», 1963; «Den helige Torsten Nilsson», 1966; «Cellen, collage for radio», 1972). Иногда он оставлял художественную деятельность в пользу газетной и телевизионной журналистики. Псевдо-журналистское содержание его поздней живописи связано с борьбой за богатства Третьего мира и другими политическими вопросами.
В 1966 Фальстрём выставил работу в шведском павильоне на Венецианской биеннале . Он умер от рака 9 ноября 1976 в Стокгольме . В 1979 началась посмертная передвижная ретроспектива работ Фальстрёма, которая завершилась в Центре Помпиду в Париже в 1981 .
В 2009 куратор 53-й Венецианской биеннале Даниэль Бирнбаум , критик, философ и историк искусства из Швеции, включил инсталляцию Эйвинда Фальстрёма в основной проект.
|
|
|
|