Крымский Вал
- 1 year ago
- 0
- 0
Крымский клуб (Крымский геопоэтический клуб) — российский литературный клуб, действующий в Москве , объединяющий авторов из разных стран. Организован в 1995 году.
Открытие Крымского клуба фактически состоялось дважды — в октябре и ноябре 1995 года. Неофициально Клуб открылся 25 октября 1995 года в Москве авторским вечером поэта Ивана Жданова вскоре по окончании Боспорского форума современной культуры , проходившего в Керчи и на острове Тузла . Изначально ядро Клуба составляли его основатели — поэты крымско-московской группы «Полуостров» ( И. Сид , А. Поляков , Н. Звягинцев , М. Максимова ). На официальном открытии Клуба 15 ноября 1995 были единогласно избраны: «основоположником» Крымского клуба — Максимилиан Волошин , почётным президентом — Василий Аксёнов , куратором — Игорь Сид .
По составу авторов, по игровой и кентаврической (соединение несоединимого) стилистике своих акций, по тяготению к футурологической, социологической и отчасти политологической проблематике («геопоэтика вместо геополитики») Крымский клуб является экстратерриториальным продолжением Боспорского форума . Своего рода внутренним девизом для обоих проектов стало давнее напутствие Сергея Аверинцева : « Праздник болтовни как жанр искусства имеет глубокие средиземноморские корни, и я приветствую Боспорский форум, как продолжение великих традиций ». Помимо крымского происхождения проекта, название «Крымский клуб» отчасти также подразумевает пародию, «дружеский шарж» на международное футурологическое объединение Римский клуб , основанное в 1960-е годы гуманистом Аурелио Печчеи .
С развитием проекта, к нему стали подключаться деятели современной культуры и науки, задававшие новые направления работы: видеорежиссёр и композитор Алексей Блажко — центральная фигура арт-группы «Кадры Решают Всё», создававшей клипы в жанре видеопоэзии ; историк и переводчик Анна Бражкина , развивавшая историософское и африканистское направления; культуролог Екатерина Дайс — инициатор издательской деятельности Крымского клуба и цикла «Зодиакальные чтения»; поэт и журналист Геннадий Кацов , предложивший проект антологии «НАШКРЫМ» и издавший её в Нью-Йорке; писатель и композитор Игорь Лёвшин — сооснователь цикла «Феноменология Имени» и инициатор ряда других проектов; зоолог Елена Мигунова, сомодератор цикла «Зоософия»; художник и галерист Исмет Шейх-Задэ — инициатор перформанса «Мадагаскрым» и других проектов, поэт и филолог Джонс Наринс, организатор «Фестиваля народов Антарктиды» и другие.
До 1998 года заседания проходили в культурном центре «Феникс», в дальнейшем — на многих площадках Москвы таких как Музей В. В. Маяковского , Институт проблем экологии и эволюции РАН, Русский ПЕН-центр , Московский Зоопарк , а также в других городах и странах. В более чем 300 акциях Крымского клуба с 1995 года участвовали деятели литературы, искусства, науки и иных сфер из России , Украины , Австралии , Австрии , Армении , Белоруссии , Германии , Индии , Канады , Китая , Мадагаскара , Сенегала , США , Франции , Швейцарии , Эфиопии , Японии и других стран. Акции Крымского клуба традиционно включаются ежегодно в программу Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО и ежедвухлетне — в программу Биеннале поэтов в Москве .
В 1999 году у Крымского клуба появился собственный вебсайт — www.Liter.net (ныне архив сайта хранится по адресу ). Уже через год сайт Крымского клуба был отрецензирован критиком Сергеем Костырко в № 12 журнала « Новый мир » за 2000 год.
В 2000 году Крымский клуб как значимый российский литературный проект был номинирован экспертом Н. Перовой на соискание премии « Малый Букер » .
Стратегия деятельности Клуба — поиск новейших культурных тенденций, и раскрытие их возможностей или особенностей на «рабочих моделях» в формате отдельных акций и дискуссий. На старте работы, в середине 1990-х гг., Крымским клубом впервые введено в международный исследовательский обиход определение геопоэтики (шотландско-французский поэт и эссеист , долго считавшийся автором термина, принципиально не давал точных формулировок) и начаты разработки как научной, так и прикладной (проективной) версий геопоэтики. Термин «геопоэтика» изначально закреплён в полном варианте названия Клуба.
Крымский геопоэтический клуб явился организатором Первой и Второй Международных конференций по геопоэтике.
Геопоэтическая компонента деятельности Клуба проявлялась, в частности, в организации культурных событий «географического» плана, как например программы крымского землячества на фестивале «Москва-Территория 2000» , с участием таких известных крымчан, как писатель Александр Грановский, историк Андрей Мальгин , поэты Андрей Поляков и Евгений Сабуров , телережиссёр Александр Трофимов , художник и галерист Исмет Шейх-Задэ и др.
В 2010 году составители вышедшего в Берлине в издательстве Suhrkamp Verlag сборника «Geopoetiken» и Магдалена Маршалек определяют Крымский клуб как «самое успешное приложение геопоэтической идеи» .
В 2012 по приглашению Института « Русская антропологическая школа » Крымский клуб стал соорганизатором первой в мире научной конференции по антропологии путешествия . В 2014 году совместно с издательством KRiK Publishing House (Нью-Йорк) подготовлена и выпущена антология русской поэзии « НАШКРЫМ » — по сути, геопоэтическая хрестоматия по Крыму.
В 2013 году Клубом подготовлена и издана совместно с издательством «Арт Хаус медиа» исторически первая международная антология геопоэтических текстов с участием Владимира Абашева , Юрия Андруховича , Андрея Балдина , Андрея Битова , Михаила Гаспарова , Василия Голованова , Екатерины Дайс (научный редактор и автор предисловия), Владимира Ешкилева , Сергея Жадана , Дмитрия Замятина , Владимира Каганского , Сергея Кузнецова , Александра Люсого , Андрея Полякова , Рустама Рахматуллина , Евгения Сабурова , Игоря Сида , Кеннета Уайта и других авторов (всего 34 автора из России, Украины, из стран Европы, Азии, Африки), издана Крымским клубом совместно с издательством «Арт Хаус медиа» в 2013 году .
В первый год работы формат акций Крымского клуба представлял собой традиционный «авторский вечер»; новизна часто заключалась в том, что автор сольным образом выступал в этом жанре впервые в Москве, или вообще впервые.
Так, Крымский провёл первые сольные творческие встречи с поэтами Дмитрием Авалиани , Григорием Брайниным, Николаем Звягинцевым , Марией Максимовой, Андреем Поляковым , Михаилом Щербиной , филологами Михаилом Гаспаровым , Боли Каном , писателями Вячеславом Курицыным и Александром Селиным , филантропом Алиу Тункарой , художниками Семёном Файбисовичем и Исметом Шейх-Задэ . Впервые в Москве проведены сольные встречи с Юрием Андруховичем , Дохой Асси , Ларисой Березовчук, Татьяной Бонч-Осмоловской , Николаем Винником, Дэвидом Вонсбро, Дмитрием Гайдуком , Александром Грановским, Владимиром Ешкилевым , Сергеем Жаданом , Дауром Зантария , Александром Кораблёвым , Александром Люсым , Василием Нестеренко , Валерием Нугатовым , Евгением Сабуровым , и многими другими авторами из разных стран мира.
Цикл «Круглый стул» являет собой своеобразную эссенцию жанра «ток-шоу»: выступающий располагается не в конце зала, а в центре концентрических кругов стульев, на вращающемся кресле. Из звучащих со всех сторон вопросов он отвечает только на интересные ему, поворачиваясь к вопрошающему; в итоге весь зал соревнуется за внимание героя, и диалог достигает максимального накала и интенсивности. На «круглом стуле» «вращались» такие значимые фигуры современной культуры, как Николай Байтов , Сергей Летов , Всеволод Некрасов , Д. А. Пригов , Лев Рубинштейн , Вадим Руднев и др.
«VIP-цикл» встреч с крупными учеными, дипломатами, знаменитыми шпионами и т. д. проводился в начале-середине 2000-х годов в московском клубе «Дума» .
Исходный формат «авторских вечеров» вскоре уступил примату коллективных и интерактивных акций.
С 2008 альянс И. Лёвшина, И. Сида и Е. Дайс проводит литературный цикл «Феноменология Имени»: чтения поэтов — носителей одного имени, с обсуждением элементов и факторов их творческого и личностного сходства .
В 2010 Е. Дайс инициировала дискуссионный цикл «Зодиакальные чтения»: совместные вечера поэтов, родившихся под одним знаком Зодиака, с обсуждением элементов и факторов их творческого и личностного сходства. В качестве куратора была приглашена поэт и эксперт по астрологии Наталия Черных , при оргподдержке группы «Культурная инициатива» ( Данил Файзов , Юрий Цветков).
Некоторые из дискуссионных циклов Крымского клуба:
Коллективные чтения «Тексты о Крыме», проводящиеся раз в несколько лет с участием известных современных литераторов, посвящены исследованию образов Крымского полуострова в современной культуре . Среди участников этого направления — Вероника Боде , Геворг Гиланц , Николай Звягинцев , Владислав Кулаков , Владимир Микушевич , Михаил Сухотин , Руслан Элинин , а также авторы крымского происхождения Татьяна Бонч-Осмоловская , Олег Габриелян , , Геннадий Кацов , Рафаэль Левчин , Александр Люсый , Василий Нестеренко , Андрей Поляков , Евгений Сабуров , Александр Трофимов , Татьяна Хофманн , Исмет Шейх-Задэ и другие.
Цикл «Первые чтения» (мини-конференции в жанре «игрового литературоведения» с элементом оммажа , посвященные творчеству отдельных знаковых фигур в современной русской литературе, при их участии — «Первые Аксеновские чтения» и соотственно «Первые Ахметьевские …», «Байтовские …», «Битовские …», «Ковальские …» (в честь поэта В. Коваля), «Кузьминские …» (в честь издателя и поэта Д. Кузьмина ), «Куллэвские …», «Лукомниковские …», «Некрасовские …» (в честь поэта Вс. Некрасова ), «Приговские …», «Рубинштенианские чтения».
В 2000 стартовал цикл дискуссий «Литераторы — людям», посвященный теме силовых структур, которые традиционно вызывают у писателей острые эмоции — госбезопасности, милиции, армии, разведке и шпионажу, — с участием высших и рядовых чинов соответствующих ведомств.
Цикл «Зоософия» посвящён осмыслению образов животных и вымышленных существ в мировой культуре, и сталкивает в дискуссиях писателей, художников, философов и культурологов, с одной стороны — и зоологов, звероводов, охотников с другой. Официально цикл стартовал в 2000 в Институте проблем экологии и эволюции РАН , а с 2009 проводится в Московском Зоопарке (сомодераторы цикла — биологи Елена Мигунова, Юрий Угольников).
Среди участников цикла — Ольга Балла , Наталия Азарова , Дмитрий Кузьмин , Александр Курбатов , Александр Левин , Игорь Лёвшин , Владимир Тучков и другие. С 2007 центральной акцией цикла стал Кастинг Тотемов — конкурс кандидатур на новые национальные или региональные животные символы (проводились Кастинги тотемов для России и Кастинги тотемов Севера).
В 2005 в Институте проблем экологии и эволюции РАН также стартовал цикл «ТравмоТекст», посвящённый исследованию образов болезней и травм в литературе, а также влияния болезней и травм на творческое сознание и на творческие биографии. Сомодераторами цикла стали поэт, редактор медицинских журналов Григорий Ходасевич и Сид.
С 2000 года деятельность Крымского клуба периодически связана с темой Мадагаскара и Африки в целом. В акциях участвуют видные деятели культуры из Африки и с Мадагаскара, известные российские писатели и учёные, послы и дипломаты соответствующих стран. В 2005 при кураторстве Крымского клуба в программе Биеннале поэтов в Москве участвовал один из крупнейших писателей Чёрного континента ( Сенегал ), основатель Африканского Международного Дома Поэзии .
Клубом периодически проводятся литературные чтения об Африке и Мадагаскаре, участниками которых были египетская писательница Доха Асси , борец с расизмом Лили Голден , историк Аполлон Давидсон , филолог и музыкальный продюсер Боли Кан, мадагаскарский художник Фофа Рабеаривело, египетский филолог Мохамед Эльгебали , малийский филантроп Алиу Тункара и другие авторитетные африканисты, жители Африки и представители африканской диаспоры.
В 2000 Крымским клубом был создан сайт «Мадагаскарский проект» (ныне архив сайта хранится по адресу Liter-net.1gb.ru/madagascar/), и уже в апреле того же года сайт был отрецензирован критиком Сергеем Кузнецовым на его сайте «Культурный гид».
Крымский клуб сотрудничает (оказывая организационную, консультационную и иную поддержку) с другими экспериментальными культурными проектами, такими как московско-петербургский поэтический фестиваль «Genius loci» (1998), джазовый фестиваль «Золотой Грифон» (1998), фестиваль метареалистической литературы Владимира Ешкилева «Карпатская Мантикора» (2011), культпросвет-проект Елены Сарни и Джона Наринса « Нигде Кроме » (с 2020) и др.