Холланд, Агнешка
- 1 year ago
- 0
- 0
Фред Холланд Дей ( англ. Fred Holland Day ; 8 июля 1864 , Бостон , по другим данным Дедем, Массачусетс , впоследствии вошел в состав Норвуда — 12 ноября 1933 , Дедем, Массачусетс) — американский фотограф - пикториалист , филантроп.
Сын торговца, прожил в финансовой независимости. При этом его жизнь была омрачена проигранным соперничеством с Альфредом Стиглицем . Его гомосексуальные наклонности также не обещали в тогдашней Америке ни престижа, ни уважения.
Среди бедных и нищих детей, которым он щедро покровительствовал, оказался Халиль Джебран , впоследствии прославленный поэт.
Дей был одним из основателей частного издательства Копланд и Дей , которое в 1893 — 1899 выпустило в свет драму О.Уайльда Саломея с иллюстрациями О.Бердслея , Жёлтую книгу с его же иллюстрациями, сборник стихов С.Крейна Черные всадники и другие яркие книги, не пользовавшиеся, однако, сколько-нибудь широким спросом.
В конце 1890-х годов Дей стал активно развивать в фотографии религиозную тему, на фотоснимках ставя себя на место Спасителя (серия Семь последних слов Христа ). Кульминацией карьеры Дея-фотографа стала организация в 1900 представительной выставки Королевского фотографического общества. Из 375 работ 42 фотографов 103 принадлежали самому Дею.
Путь Дея-фотографа завершился с российской революцией: при работе он использовал платиновую печать , позволявшую получать снимки очень высокого качества, но после 1916 Россия, контролировавшая тогда 90 % мирового рынка платины, прекратила ею торговать, используя платину исключительно в военных целях. С тех пор Дей утратил интерес к фотографии.
При жизни Дей потерял популярность из-за потери интереса публики к пикториалистской и символически-аллегорической фотографии, его затмил А.Стиглиц и расцвет художественного авангарда . Кроме того, две тысячи его негативов и отпечатков погибли при пожаре в 1904 . Наконец, его подкосил технический крах — исчезновение платины из свободной торговли.
Однако в 1990-х — 2000-х годах, со значительным изменением сексуальной морали и художественных вкусов, его престиж необыкновенно вырос, и сегодня он — один из крупнейших мастеров художественной фотографии в Америке. В его доме в Норвуде (Массачусетс) открыт музей.