Interested Article - Симфония № 5 (Шостакович)

Симфония № 5 ре минор, op. 47, — симфония Дмитрия Шостаковича , созданная в период между апрелем и июлем 1937 года. Впервые исполнена 21 ноября 1937 года в Ленинграде, Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского . Работа имела огромный успех, и, по словам Мстислава Ростроповича , получила овации со слезами на глазах , длившиеся по крайней мере 40 минут.

История

После гонений 1936 года за оперу « Леди Макбет Мценского уезда » и балет « Светлый ручей » Дмитрий Шостакович находился под давлением. От него требовали упростить свою музыку и адаптировать её к модели социалистического реализма . Согласно официальной позиции, социалистический реализм в музыке предполагал монументальный подход и возвышенную оптимистическую риторику. Музыка Шостаковича была сочтена слишком сложной технически, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» критиковали в «Правде» . На заседании Союза композиторов через неделю после этой статьи Лев Книппер , Борис Асафьев и Иван Дзержинский предложили помочь композитору встать на правильный путь.

Шостакович создал новое произведение с удивительной глубиной и многоплановостью, отражающее современную жизнь. Он достиг новой высоты в своем творчестве, оставив потомкам срез времени в классической музыкальной интерпретации.

Одна работа, написанная ранее, смогла добиться этого — Четвёртая симфония Малера . Малер начал свою Четвертую симфонию в режиме детской простоты, однако в дальнейшем стало очевидным, что первое впечатление было обманчивым. Шостакович использовал отрывок из Малера в своей симфонии.

Через четыре месяца после окончания работы над Четвёртой симфонией, Шостакович начал писать Пятую. Уже после неоднократного исполнения симфонии в Ленинграде он написал 28 января 1938 года в московской газете статью «Мой творческий ответ»: Среди отзывов, часто очень обстоятельно анализировавших это произведение, особенную радость доставил мне один, где говорилось, что пятая симфония — это деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику . Этот «ответ» явил пример героического классицизма . Шостакович расширил свой музыкальный стиль, при этом усилив содержательность и создав многомерность. Он нашёл новый музыкальный язык, который использовал все последующие годы.

В музыковедении обсуждается вопрос о влиянии оперы Жоржа Бизе на симфонию Шостаковича . Известно, что последний восхищался партитурой «Кармен» и отклонил предложение Маий Плисецкой о создании для неё балета на темы из оперы французского композитора. Вероятно первым, кто заметил влияние тематического материала оперы на интонационный комплекс симфонии, был советский музыковед Лев Мазель . Он обратил внимание, что мелодико-гармонические обороты побочной партии первой части симфонии, вызывают ассоциации с оборотами припева « Хабанеры » (на словах «Любовь, любовь»), но предполагал, что это «внешнее» влияние было случайным . Владимир Спиваков писал, что Шостакович не случайно ввёл в симфонию «цитату из „Кармен“, тему любви» . По мнению Александра Бендицкого, советский композитор обратился к опере Бизе в связи с его неудачным романом с переводчицей Еленой Константиновской, которая уехала в Испанию во время Гражданской войны , где её избранником стал кинодокументалист Роман Кармен . Таким образом, по его предположению, совпадение фамилии последнего с нарицательным именем « женщины-вамп » и вызвало ассоциативную связь произведения Шостаковича с оперой Бизе . Бендицкий находит в этой симфонии «с двойным дном» автобиографические мотивы, связь между смертью и любовью, близкие ритм, мелодику, звуковысотность, тональность (побочная партия репризы D-dur , как и в Хабанере), испанский колорит. По его мнению: «Симфония — гигантская парафраза на „Кармен“. Многие мастера обращались к опере Бизе. Каждый в своей сфере — Сарасате , Горовиц , Щедрин . Творение Шостаковича высоко возвышается в этом ряду». Он также усматривает тематическое влияние оперы (из финальной сцены) и в симфонии № 6 Шостаковича . По мнению Марины Раку, трактовка программы Пятой симфонии, предложенная Бендицким, является излишне «размашистой», а появление указанных реминисценций видимо носило исключительно интрамузыкальный характер . Манашир Якубов поддерживает тезис о влиянии оперы Бизе на Пятую симфонию Шостаковича и распространяет его на некоторые другие сочинения композитора .

Музыка

Первая часть (Moderato — Allegro non troppo, ре минор , сонатная форма ) — огромное, развернутое повествование, разворачивающееся по типичной для Шостаковича схеме трактовки сонатной формы в симфониях. Её открывает вопросительная, напряженная тема, имитирующаяся канонически в нижнем регистре, отличительное свойство которой — двойной пунктирный ритм. Продолжает экспозицию неустойчивая, фаустианская мелодия в скрипичном тембре; следующая за этим просветленная побочная партия исполняется также скрипками. Разработка приводит к вторжению жестких, императивных интонаций и ритмов, а в результате — к значительному нарастанию и достижению её кульминации — маршевому образу механистического движения, в котором главную роль играют медные духовые инструменты и ритмическая фигурация малого барабана — таким образом, этот эпизод можно считать прототипом знаменитого раздела из первой части Седьмой симфонии . Но императивный образ угнетающей силы постепенно уступает место настроениям репризы — возвращаются вопросительные интонации, «блуждающие» музыкальные построения, побочная партия воплощается уже в канонической имитации флейты и валторны. Реприза части, суть которой — осмысление действия, происходившего в разработке, заканчивается уходящей ввысь первой темой.

Вторая часть (Allegretto, ля минор , сложная трёхчастная форма ) — скерцо. Первый раздел начинают виолончели и контрабасы . Тема среднего раздела ( до мажор ) — в духе простой уличной песенки, сначала звучит у солирующей скрипки, затем флейты . Реприза первого раздела несколько видоизменена и по-новому инструментована .
Третья часть (Largo, фа диез минор , сонатная форма без разработки ) — эмоциональный и трагедийный «центр» симфонии . Часть начинается тихим хором струнных.
Финал (Allegro non troppo, ре минор ре мажор , сонатная форма с эпизодом вместо разработки ) начинается пронзительной трелью, а затем — яркой, энергичной темой у медных духовых на фоне литавр . Побочная партия, благородная и призывная, сначала звучит у солирующей трубы, а затем у струнных и деревянных духовых с сопровождением труб . Не все трактовки этой части признают её внешнюю оптимистичность,

Состав оркестра

Симфония написана для оркестра в составе: 2 флейт и флейты-пикколо, 2 гобоев, 2 кларнетов и малого кларнета, 2 фаготов и контрафагота, 4 валторн, 3 труб, 3 тромбонов, тубы, литавр, малого барабана, треугольника, тарелок, большого барабана, гонга, колокольчиков, ксилофона, 2 арф (одна часть), фортепиано, челесты и струнных.

Приём

Пятая симфония Шостаковича стала беспрецедентным триумфом. Музыка встретила положительный отклик как официальных критиков, так и публики. Власти нашли всё, что искали в предыдущих сочинениях композитора. Общественность услышала её как выражение страдания. Симфония явилась его художественным изображением времени, в котором она возникла. Годы спустя автор так отозвался о случившемся: «Они… надели маски… Теперь все говорят: „Мы не знали, мы не понимали. Мы верили Сталину . Нас обманули, ах, как нас жестоко обманули!“… Я ни за что не поверю, что тот, кто ничего не понимал, мог прочувствовать Пятую симфонию» .

Литература

  • Лев Абрамович Мазель. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель.. — Советский композитор, 1960.
  • Петров В. О. Оптимизм или пессимизм? О смыслах Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича // Новый университет. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 6-7 (51-52). С. 55-60.
  • Петров В. О. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича: значения в контекстах // ИКОНИ. 2022. № 2. С. 82-90.

Видеозапись исполнения с партитурой

Ссылки

  • // cl.cam.ac.uk
  • // npr.org
  • // keepingscore.org

Примечания

  1. П. Котов, М. Шифрин. Испания и СССР, ноябрь 1937 (параллели) // Вокруг света . — 2012. — № 11. — С. 42.
  2. Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. — М. : Новое литературное обозрение, 2014. — С. 168—167. — 720 с. — ISBN 978-5-4448-0175-8 .
  3. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Шостакович. Побочная партия из Moderato 5-й симфонии (первый период) // Анализ музыкальных произведений. — М. : Музыка, 1967. — С. 748. — 752 с.
  4. Соломон Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М. : Эксмо, 2006. — С. 16. — 656 с. — ISBN 5-699-16572-X .
  5. Бендицкий А. С. О Пятой симфонии Д.Шостаковича. — Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2000. — 56 с.
  6. Якубов М. А. Пятая симфония Шостаковича. Автор и критика о симфонии // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений [Ноты]: В 150 томах. Серия I. Симфонии. Т. 20. Симфония № 5, соч. 47. Переложение для фортепиано в 4 руки. Клавир. — М. : DSCH, 2007. — С. 123. — 190 с. — ISBN 9785900531144 .
  7. , p. 44.
  8. , p. 46.
  9. , p. 47.
  10. , p. 51.
  11. , p. 52.
Источник —

Same as Симфония № 5 (Шостакович)