Interested Article - In nomine

In nomine ( лат. Во имя [Господне]) — жанр инструментальной консортной музыки полифонического склада, специфический для английской музыкальной культуры второй половины XVI — XVII веков.

Исторический очерк

Джон Тавернер. Месса "Gloria tibi Trinitas", фрагмент из части Benedictus ('in nomine')
Григорианский антифон "Gloria tibi Trinitas" (начало), который Тавернер обработал как cantus firmus в мессе (в примере выше см. альт)

В период между 1526 и 1529 гг. английский композитор Джон Тавернер написал шестиголосную мессу на cantus firmus «Gloria tibi Trinitas» (Слава тебе, Троица; по происхождению — григорианский антифон ). В конце (написанного на четыре голоса) ординарного Benedictus , начиная со слов in nomine , Тавернер в очередной раз провёл cantus firmus (в упрощённом виде) в альте и обогатил это проведение контрапунктирующими голосами. Поначалу этот пассаж использовался сам по себе в инструментальных обработках современников. В дальнейшем, примерно на протяжении 150 лет тавернеровская обработка антифона, теперь под названием In nomine , приобрела в Англии чрезвычайную популярность в качестве основы для инструментальных полифонических (преимущественно четырёх- и пятиголосных) вариаций и фантазий.

Характеристика

Пьесы, носящие заголовок In nomine , обычно представляют собой образцы консортной музыки на 4-5 голосов (например, в расчёте на консорт виол). Собственно распев In nomine поручается одному из инструментов консорта и проводится в увеличении (наподобие cantus firmus). Прочие инструменты играют облигатные голоса, как правило, используя разнообразные приёмы имитационной техники.

Характерные образцы жанра создали Кристофер Тай (24 обработки In nomine ), Томас Таллис , Уильям Бёрд , Томас Уилкс , Джон Булл , Орландо Гиббонс , Томас Томкинс , Уильям Лоуз , Генри Пёрселл и др.

Редки образцы In nomine , написанные для клавесина (органа), как например, фантазия «Farewell» Джона Доуленда .

Рецепция

Композиции на In nomine частично возродились в различных формах в музыке XX — XXI веков. В опере «Молчаливая женщина» Рихард Штраус цитирует фрагмент органной композиции In nomine Джона Булла . Отдельные сочинения с таким заголовком написали Питер Максвелл Дейвис , Роджер Смолли, а также Дьёрдь Куртаг , Вольфганг Рим , Сальваторе Шаррино , Ганс Цендер, Вальтер Циммерман и др.

Примечания

  1. Benedictus qui venit in nomine Domini , рус. Благословен гряды́й во имя Господне.

Литература

  • Meyer E.H. The "In Nomine" and the birth of polyphonic instrumental style in England // Music and Letters, xvii (1936), pp.25–36.
  • Donington R., Dart T. The origin of the In Nomine // Music and Letters, xxx (1949), pp.101–106.
  • Reese G. The origins of the English "In Nomine" // Journal of the American Musicological Society, II (1949), pp.7–22.

Ссылки

Источник —

Same as In nomine