Степановская, Дарья Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Да́рья Петро́вна Салтыко́ва , урождённая Чернышёва (20 сентября 1739 — 23 декабря 1802 ) — статс-дама и дама Ордена Святой Екатерины 1-й степени , сестра княгини Н. П. Голицыной , жена генерал-фельдмаршала графа И. П. Салтыкова .
Старшая дочь дипломата графа Петра Григорьевича Чернышева , крестника Петра Великого , многими считавшегося за его сына. Мать её, графиня Екатерина Андреевна , была дочерью известного начальника тайной канцелярии при Бироне , графа Андрея Ивановича Ушакова .
Дарья Петровна провела детство и молодые годы за границей, где отец её много лет был посланником при датском, берлинском и английском дворах и послом в Париже . Там она получила то блестящее воспитание, которое поставило её, а также сестру её, княгиню Наталью Петровну Голицыну , известную под именем «Princesse Moustache» , в ряду образованнейших русских женщин конца XVIII века. Они обладали изысканными манерами, светским лоском, свободно владели четырьмя языками, но плохо знали русский язык. Вернувшись с родителями в Россию в 1765 году , Дарья была пожалована Екатериной II во фрейлины и окунулась в светскую жизнь — балы, домашние спектакли.
В июне 1766 года сёстры Чернышевы принимали участие в грандиозном костюмированном празднике, устроенном императрицей Екатериной II перед Зимним дворцом, где в качестве одного из главных распорядителей был будущий муж Дарьи — граф Салтыков . Он возглавлял один из четырёх отрядов — славянский. Тремя другими (индийским, римским и турецким) начальствовали обер-шталмейстер двора П. И. Репнин и братья Г.Г . и А. Г. Орловы . Дамы и кавалеры этих отрядов соревновались в беге на колесницах и верховой езде. Победительницей среди женщин вышла Наталья Чернышёва.
В ноябре 1768 году Дарья Петровна принимала участие в постановке французской комедии, которая была дана при дворе по случаю выздоровления императрицы и великого князя после привития оспы. Современники отмечали, что она играла с такой непринужденностью и искусством, как будто выступала на сцене много лет.
В 1771 году Дарья Николаевна вышла замуж за прославленного героя русско-турецкой войны генерала-поручика Ивана Петровича Салтыкова ( 1730 — 1809 ). Её сестра княгиня Голицына в своих заметках писала :
…В июне 1771 года Батюшка мой приехал в Москву на свадьбу моей сестры с Графом по имени Иван Петрович Салтыков, поскольку Батюшка (Салтыков Пётр Семёнович) оного желал, чтобы свадьба происходила в присутствии моего Папеньки. В том же году 15 июля состоялась оная свадьба в имении маршала Салтыкова, свекра сыстры моей, в Марфине, что в 30 верстах от Москвы.
Замужество с будущим фельдмаршалом позволило Дарье Петровне стать хозяйкой особняка на Дворцовая наб. , 16 и занять выдающееся положение в свете, чему немало способствовала и её крайне самобытная личность. Высокого роста, представительная, с мужскими манерами, она своею величественной наружностью несколько напоминала Екатерину II . Многие упрекали Салтыкову в надменности, что отчасти объяснялось её молчаливостью в обществе вследствие недостаточного, благодаря заграничному воспитанию, знакомства с русским языком, который тогда не был ещё вытеснен французским из гостиных большого света. При дворе графиня известна была независимостью и подчас резкостью своих суждений.
В 1780 году для поправления здоровья Дарья Петровна с мужем и дочерьми уехала за границу. В поездке они посетили Берлин , Дрезден , Брюссель . Жили три месяца в Лондоне и провели больше года в Париже, где делали такие огромные долги, что русский посланник при французском дворе в письмах к графу Воронцову называл их «бесчестьем всей нашей нации» .
Летом 1783 года они вернулись в Россию. С назначением в 1784 году графа Салтыкова генерал-губернатором Владимирского и Костромского наместничеств, семья в течение трёх лет жила во Владимире .
Дарья Петровна считалась женщиной самых строгих правил и снисходительно, с оттенком презрения, относилась к многочисленным любовным похождениям супруга, никогда не унижалась до ревности. Муж же платил ей глубокою привязанностью и уважением .
В день торжества по случаю заключения мира с Портою ( 2 сентября 1793 года ) Дарья Петровна была пожалована в статс-дамы , а в декабре её дочери Анна и Екатерина стали фрейлинами. В коронацию Павла I Дарья Петровна получила орден Св. Екатерины I класса , а её муж в 1797 году был назначен московский военным губернатором.
В бытность графа Ивана Петровича московским генерал-губернатором, дом Салтыковых представлял подобие маленького двора.
Жили чрезвычайно пышно, по воскресеньям давали балы, на которые иногда съезжалось до восьмисот человек. Лето Дарья Петровна проводила в подмосковном имении мужа Марфине ; устраиваемые ею там празднества, продолжались по несколько дней, не уступали в роскоши её московским балам. Особенно славились любительские спектакли в Марфине; давались на них французская комедия Мариво , а также оперы, русские и французские. На одном из этих представлений была дана пьеса под названием «Только для Марфина» , и в числе гостей присутствовал её автор, Карамзин . По отзыву Ф. Ф. Вигеля :
…Дарья Петровна Салтыкова была женщина чрезвычайно умная и отменно добродушная. Она соединяла в себе всю важность русских боярынь до петровского времени, с утонченной вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора… Вообще в посторонних расположена была видеть одну только хорошую сторону.
С большим участием отнеслась графиня Дарья Петровна к приехавшей в Москву в 1801 году талантливой французской портретистке г-же Виже-Лебрён , доставила ей много заказов и интересовалась её работами, посещая её мастерскую. Художница вспоминала :
… Дом маршальши Салтыковой почитался одним из лучших в Москве. Я должна была сделать ей визит сразу же по приезде. Она и её муж, занимавший тогда пост губернатора, приняли меня с бесконечным доброжелательством. Мне были заказаны портреты самого г-на Салтыкова и их дочери, вышедшей замуж за графа Григория Владимировича Орлова… В доме графини Салтыковой я наслаждалась совершенным покоем…
Во время своего губернаторства Салтыков оставил по себе хорошую память, любя делать добро людям, а супругу его приводили в пример высокой нравственности. Скончалась графиня Дарья Петровна от расстройства желудка 23 декабря 1802 года , по пути в Москву на станцию Хотилово, возвращаясь с мужем из Петербурга . Её двоюродная сестра и подруга Наталья Михайловна Строганова записала в своём дневнике :
8 декабря 1802 года ехавши из Петербурга в Москву графиня Дарья Петровна Салтыкова с графом и детьми 10 декабря приехала в Новгород, где граф занемог. Жили в Новгороде до 17 декабря. Приехали в Хотилово 18 декабря. Тут занемогла графиня Дарья Петровна. И в пятый день своей болезни, 23 декабря скончалась.
Смерть супруги так сильно подействовала на Ивана Петровича, что он через полтора года из-за расстроенного здоровья подал прошение об отставке. Он умер от паралича 14 ноября 1805 года . Оба похоронены в Спасской церкви имения под Ярославлем, близ деревни Когаево. В советское время в 1939-1942 году церковь была разобрана,а фамильные склепы Салтыковых разграблены.
Супруги Салтыковы имели одного сына и трёх дочерей. Дарья Петровна сама занималась воспитанием своих детей: дочерям, своим примером и наставлениями старалась внушить строгую добродетель, но была очень снисходительна к своему любимцу к единственному сыну: