Interested Article - Паруйр Скайорди
- 2021-03-23
- 1
Паруйр, сын Скайорди ( арм. Պարույր Սկայորդի ) — согласно армянской легендарной традиции 42-й царь Армении в 612 году до н. э. из династии Хайкидов .
Имя
Имя «Паруйр», как было предположено Капанцяном , выводится из имени скифского вождя Партатуа . Играр Алиев находит такой вывод убедительным . Игорь Дьяконов , наоборот, полагает подобное заимствование сомнительным, а вопрос о происхождении имени открытым . Паруйра Скайорди можно понять двусмысленно Паруйр “ сын великана ” или сын сака ”.
История
«Паруйру сыну Скайорди, первому венценосцу Армении» посвящена 21 глава «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци , согласно которой он был первым армянским царём и жил во времена падения Ассирии в конце VII века до н. э.
«Последним из живших во время ассирийского царства, со времён Шамирам и Нина, был наш Паруйр при Сарданапале. Он оказал немалую помощь мару Варбаку, который отнял у Сарданапала его царство... Варбак родом из одной из крайних, небольших, но сильно укреплённых областей Мидии , муж хитрейший в житейских делах, замечательный в бою, зная женоподобный нрав и сладострастную изнеженность слабохарактерного Конхолероса, хитростью и щедрыми дарами окружает себя приверженцами из людей мужественных и полезных, которые в то время, как известно, твёрдо правили ассирийской монархией. Он склоняет на свою сторону храброго нахарара нашего Паруйра, обещая ему царские почести и венец, и многих мужественных воинов, искусно владеющих копьём , луком и мечом » .
Микаэл Чамчян в первом томе своей «Истории», изданной в Венеции в 1785 году , приводит список древнейших правителей Армении с указанием продолжительности их царствования. Борис Пиотровский предполагает, что Чамчян, возможно, имел в своём распоряжении неизвестный нам источник, указывающий на точные даты правления этих царей. Начало правления Паруйра Чамчян относит к 748 году до н. э., а смерть Ашшурбанапала (Хоренский, как и все античные писатели, называет его Сарданапалом) к 743 году до н. э., таким образом, ошибаясь в 130 лет. Отмечается близость текста Хоренаци о Паруйре Скайорди к хронике Евсевия Кесарийского (в свою очередь заимствованной у Ктесия и Диодора Сицилийского ), что позволило ряду армянских историков ( К. Патканов , Г. Халатьянц ) считать этот сюжет Хоренаци полностью заимствованным и лишённым основания. Пиотровский отмечает, что подобные претензии к Хоренаци неправомерно основаны на переносе современных требований к историческому повествованию на средневековых историков, в то время как во времена Хоренаци историки писали так же, как и он. Согласно Пиотровскому, сопоставления текста Хоренаци с текстами античных историков убеждают нас, что Хоренаци взял за основу известный ему текст Евсевия и дополнил сведениями из других источников: не дошедших до нас хроник и народных легенд. Под Варбакой следует понимать либо мидийского военачальника, либо царя Киаксара , либо собирательно обоих .
Если Евсевий приводит только одного союзника Киаксара (Варбака) - Набопаласара , то Хоренаци не упоминает о вавилонском царе, но говорит об армянине Паруйре Скайорди, причём, в некоторых рукописях это имя пишется раздельно - "Скай орди", что в переводе значит "сын скифа" или "сын исполина". Согласно Хоренаци сам Скайорди был современником ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона , и был не царём, а князем страны, граничащей с Ассирией. Его сын, Паруйр, был современником Ашшурбанапала. В это время Урарту и Ассирия находились в тяжёлом положении, что привело к усилению скифских племён. Согласно Пиотровскому, возможно это и послужило основанием для армянской традиции считать первым царём внука скифа. Вероятно Паруйр был царём одной из маленьких стран, входящих в Урарту, в непосредственной близости от страны Арме , либо являлась самой Арме, а созвучность Арме и Армении послужила основанием считать Паруйра первым царём Армении. После помощи Паруйра мидянам и вавилонянам в разгроме Ассирии он получил самостоятельность и царский венец в 612 году до н. э.
Игорь Дьяконов также полагает возможным, что в тексте Хоренского сохранились воспоминания о союзе армянских царей с мидянами, и что в Армении в мидийское время существовала не сатрапия, а независимое царство, возглавляемое армянским или армяно-скифским царём Паруйром Скайорди . Джеймс Рассел ( ) приводит главу о Скайорди у Хоренаци как пример того, как армянская традиция сохранила историческое предание за 1000 лет до появления армянской письменности .
Примечания
- Еремян Сурен Тигранович -. / Гл. ред. Удальцова 3. В . — Москва: Наука , 1984. — С. 191. — 239 с. 3 марта 2022 года.
- Михаил Васильевич Воробьёв . . — Ленинград: Географическое об-во СССР , 1971. — С. 53. — 151 с. 3 марта 2022 года.
- . — Ленинград: Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова , 1964. — С. 108. — 156 с. 3 марта 2022 года.
- Constantine Samuel Rafinesque. = Genius and spirit of the Hebrew Bible. — Филадельфия, 1838. — С. 235. — 264 с.
- Григор Капанцян. / Костанян Р. О. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1975. — С. 249. — 540 с. 3 марта 2022 года.
- Играр Алиев «Истории Мидии», 1960. Стр. 240).
- Игорь Дьяконов «Предыстория армянского народа», прим. 270
- . — Ереван: Кавказский центр иранистики, 18-19 мая 1999 г.. — С. 47. — 94 с. 3 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 13 июня 2014. 20 января 2013 года.
- «Армянский эпос в истории Армении М. Хоренского: опыт критики источников» // Тип. В. Гатцук, 1896.
- ↑ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту). // М.: 1959. Стр. 124-127
- Дьяконов, Игорь Михайлович "История Мидии: От древнейших времён до конца IV века до н. э." // М-Л. АН СССР, 1956, Стр. 352-354
- Richard G. Hovannisian (ed.) "The Armenian People From Ancient to Modern Times, Volume I: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century" // Palgrave Macmillan, 2004, ISBN 1403964211 , 9781403964212. P. 27
- 2021-03-23
- 1