Interested Article - Грейтер, Матиас

Матиас Гре́йтер ( нем. Mathias Greiter ; ок. 1495 года , Айхах 20 декабря 1550 , Страсбург ) — немецкий композитор , кантор, музыкальный педагог.

Краткий очерк биографии

В декабре 1510 году поступил в университет Фрайбурга (специализация неизвестна). Был рукоположен в священники (дата и место рукоположения неизвестны) . С начала 1520-х годов жил в Страсбурге, подружился с органистом церкви св. Фомы и поэтом . С 1524 года, приняв протестантскую веру, служил певчим в страсбургском кафедральном соборе , занимал разные должности в церквах Страсбурга: в 1528-1529 годах младший клирик в церкви св. Мартина (не сохранилась), в 1530-1531 годах диакон в (сохранилась частично), в 1533 году викарий церкви св. Фомы и т. д. С 1538 года до конца жизни (с перерывами) преподавал музыку в знаменитой гимназии Иоганнеса Штурма (считается предтечей Страсбургского университета ). После обвинения в супружеской измене в 1547 году был уволен с должности кантора кафедрального собора (дата начала службы неизвестна). В 1549 году вновь обратился в католичество, преподавал музыкальные дисциплины в кафедральной школе. Умер в 1550 году, вероятно, во время эпидемии чумы.

Творчество

Грейтер начал публиковать свои музыкальные произведения в сборниках «Teutsch Kirchenampt» (1524) и «Psalmen, Gebett und Kirchenübung» (1525). В 1544 году в Страсбурге, с большой вероятностью, в связи с преподавательской деятельностью в гимназии Штурма, напечатал небольшой учебник ЭТМ «Elementale musicum juventuti accommodum» (2-е издание там же, 1556), где изложил основы нотации , сольмизации (в том числе учение о мутации ), ладовой теории.

Автор мелодий протестантских хоралов (авторство Грейтера доказано в 9 случаях, в 13 случаях авторство оспаривается), в том числе «Es sind doch selig alle» и «O Herre Gott, begnade mich». Среди светских сочинений кводлибет «Elslin, liepstes Elselin myn», бициний «Domine non secundum peccata nostra», полифонические песни ( Lieder ) разной тематики.

Экспериментальный характер носит мотет Грейтера «Passibus ambiguis» (на текст Овидия ), в тенор которого помещена начальная фраза ( инципит ) знаменитой песни «Fortuna desperata» . Эту фразу композитор последовательно транспонирует на кварту вверх (квинту вниз), захватывая 7 шагов квинтовой цепи , F-B-Es-As-Des-Ges-Ces(H)-Fes(E) — первое проведение темы основано на фа-мажорном трезвучии, ультима генеральной каденции всего мотета представляет собой ми-мажорное трезвучие.

Примечания

  1. Matthias Greiter // — , .
  2. Matthias Greiter // (фр.)
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #104059389 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Föllmi Beat A. Greiter // MGG 2.
  5. Там же.
  6. Эту мелодию использовал З. Хейден для хорала "O Mensch, bewein dein Sünde groß", который известен в том числе и в баховской обработке.
  7. Опубликован в трактате Грегора Фабера «Musicae practicae erotematum» (Basel 1553).
  8. Tristia 5.8: Бро­дит боги­ня судь­бы, то туда, то сюда поспе­шая,
    На ногу лег­кой нель­зя дол­го на месте сто­ять.
    Часто она весе­ла, а часто лицо ее кис­ло,
    И посто­ян­на она в непо­сто­ян­стве одном.
    Перевод С.В. Шервинского .

Литература

  • Charles Stanford Terry . Bach Chorales. Part I: The hymns and hymn melodies of the «Passions» and oratorios. Cambridge: Cambridge University Press. 1915. Стр. 15
  • Lowinsky E. Matthaeus Greiter's Fortuna : An experiment in chromaticism and in musical iconography // Musical Quarterly 42 (1956), p. 505-508.
  • Meyer Chr. Les mélodies de l’église protestante de langue allemande. Catalogue descriptif des sources et édition critique des mélodies. Bd. 1: Les mélodies publiées à Strasbourg (1524–1547). Baden-Baden, 1987.
  • James Lyon . Johann Sebastian Bach, chorals: Sources hymnologiques des mélodies, des textes et des théologies. Editions Beauchesne, 2005. ISBN 270101493X , 9782701014937. Стр. 22-23
Источник —

Same as Грейтер, Матиас