Шкала
- 1 year ago
- 0
- 0
Муйтен-бий ( башк. Мөйтән бей ) — предводитель башкирского племени усерган .
В сочинении « История Усергана » ( башк. «Үҫәргән тәуарихы» ) отцом Муйтена был указан Туксаба .
Муйтен-бий жил во времена начала нашествий монголов . В легенде «Усергены» ( башк. «Үҫәргәндәр» ) рассказывается о многолетней борьбе башкир с монголами . Однако в 1236 году начался Великий западный поход монголов , конфедерация башкирских племён уже не могла противостоять объединенным силам всей Монгольской империи и была вынуждена пойти на соглашение с завоевателями. Зная о стойкости башкир, монголы были готовы пойти с ними на компромисс .
Согласно « Шежере племени усерган » ( башк. «Үҫәргән ырыуы шәжәрәһе» ), Муйтен-бий как представитель башкир вместе со своим сыном Усерганом был принят Чингисханом . Муйтен бий получил ярлык на улусное владение землями в бассейне рек Белая (Агидель) , Тобол , Ишим (до Иртыша ), верховьях реки Яик (Урал) с притоками. Территория улусных земель Муйтен-бия полностью совпадала с территорией исторического Башкортостана IX — начала XIII веков .
По предположению И. В. Антонова, Муйтен-бий за ярлыком ездил к Бату-хану , ставка которого находилась у горы Ханкала ( Абзелиловский район , Республика Башкортостан ), и вместе со своим воинами мог сопровождать его в походе на Русь 1237—1238 годов .
Итогом заключения вассального договора Муйтен-бия с монголами стало вхождение территории Башкортостана в улус Джучи , а сам Муйтен-бий был назначен номинальным правителем над всеми землями башкир .
Муйтен-бий также упоминается в сочинении « Дафтар-и Чингиз-наме ». В башкирском фольклоре существует песня о Муйтен-бие жанра , в котором он воспевается как правитель крупного союза четырёх племён .